17:48
NEWS.am приводит статью Дэна Пелещука, опубликованную в британской «The Guardian»:
Зеленые бульвары Степанакерта, столицы Нагорного Карабаха, начинают привлекать посетителей, однако для большей части международного сообщества эта республика не существует.
Во многих отношениях Степанакерт напоминает маленький американский городок на подъеме. Его основные бульвары были вновь вымощены, местные жители прогуливаются по отреставрированной центральной площади мимо элегантного фонтана, а отели проросли в каждом квартале для нового наплыва посетителей.
Есть только одно: на самом деле он не существует, как не существует этнически армянская Нагорно-Карабахская Республика, чьей столицей и является Степанакерт. По мнению остального мира, регион принадлежит Азербайджану, и никто – даже Армения, покровитель Карабаха, – не признает ее.
Однако это не мешает самопровозглашенной стране праздновать 20-летие своей де-факто независимости в этом году. Патриотические баннеры развеваются над улицами Степанакерта, а плакаты с изображением солдат, которые во время кровавой войны в начале 1990-ых годов помогли вырвать землю из рук Азербайджана, выстроились вдоль тротуаров.
Не так давно большая часть города лежала в руинах, а экономика практически не существовала. Сегодня местные жители бродят вдоль зеленых улиц с новыми банками, магазинами и правительственными зданиями. Индустрия туризма постепенно укореняется, в то время как путешественники со всего мира все больше и больше посещают крошечную республику с населением около 141 тыс.
Однако под поверхностью чувствуются шрамы войны, в которой погибло более 30 тыс. человек и многие были перемещены. Война является единственной причиной, почему Нагорно-Карабахская Республика существует. Война – воспоминания о ней, страхи перед ее возвращением – это то, чем она живет. Возможно, лучшим напоминанием об этом является Агдам, призрак бывшего азербайджанского поселения, который сравняли с землей армянские вооруженные силы в 1993 году. Всего в нескольких минутах езды от Степанакерта бывший город примерно с 30 тыс. жителями превратился в травянистые воронки и зубчатые каменные остатки бывших квартир, школ и общественных зданий. Он видим с единственной дороги, которая ведет на север к знаменитым древним монастырям Карабаха, – его легко заметить.
Тем не менее, обычные карабахские армяне пытаются извлекать выгоду из относительной послевоенной стабильности. Даже сейчас, когда приграничная напряженность обострилась в последние месяцы и привела к смертельным столкновениям между армянскими и азербайджанскими силами, мелкий предприниматель Ашот Симонян говорит, что иностранные гости продолжают брать его свободное жилье в аренду.
«Каждому, кто приезжает сюда, действительно нравится здесь, – говорит он с улыбкой продавца. – У нас есть все, что нужно туристу, здесь все нормально».
Концерт Миграна Царукяна в Москве