16:23
В начале декабря перед подкомитетом по Европе и Евразии Комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США выступил старший научный сотрудник по вопросам изучения России, Евразии и международной энергетической политики в Фонде «Наследие» (Heritage Foundation) Ариэль Коэн. Он выразил свои взгляды по вопросу иранской угрозы интересам США на Южном Кавказе. «Кавказская политика» предлагает вниманию читателей полный текст этого выступления.
Исламская Республика Иран (ИРИ или Иран) превратилась в основного игрока, нарушающего статус-кво на Ближнем Востоке и угрожающего суннитским арабским союзникам Америки вдоль территории, так называемого, шиитского полумесяца, от Ливана, через Сирию и Ирак, до Персидского залива. Широко освещалась неукротимая ненависть Ирана к Израилю и его угрозы стереть это еврейское государство с карты мира. О чем известно меньше, так это о дестабилизирующем влиянии Исламской Республики на страны Южного Кавказа.
Южный Кавказ находится между Черным и Каспийским морями и имеет границы с Центральной Азией на востоке, с Ближним Востоком (Ираном и Турцией) на юге и с Восточной Европой на западе, соединяя, таким образом, Европу и Азию. Он играет также ключевую роль в соединении Центральной Азии с миром через черноморские и средиземноморские порты. Будучи родиной древних цивилизаций и населенный христианами, мусульманами и евреями, Южный Кавказ является территорией, где встречаются Россия, Иран и Турция.
В течение последних двадцати лет Соединенные Штаты упорно работали над тем, чтобы способствовать развитию этого стратегически важного региона. Американские интересы на Южном Кавказе включают в себя безопасность, энергетику, экономическое развитие и демократизацию. На сегодняшний день итоги нашей работы по достижению этих целей являются, несомненно, неоднозначными.
Безопасности в регионе угрожают попытки Ирана экспортировать терроризм, дестабилизировать ситуацию в соседнем Азербайджане и обойти санкции ООН и ЕС. После запуска в 2006 году главного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, не было завершено строительство прикаспийского экспортного газопровода; нет и транзита через регион туркменского или казахстанского газа с целью его экспорта, а уровень демократизации оставляет желать лучшего.
После распада СССР Вашингтон стремился к тому, чтобы предотвратить восстановление доминирования России и Ирана на Южном Кавказе, особенно в условиях все возрастающей значимости каспийских энергетических ресурсов – нефти и газа. «Если учесть, что этот регион привлекает русских, иранцев и турок, то неизбежно возникновение интереса к нему также со стороны мировой державы [США – A.К.]», – отметила государственный секретарь США Хиллари Клинтон во время своего визита в регион в июле 2010 года. Долгосрочная стратегия США заключалась в том, чтобы обеспечить независимость Азербайджана, Армении и Грузии, развитие рынков и торжество правопорядка, сохраняя при этом демократизацию и содействуя региональной интеграции. С начала эры двухпартийной политики на Южном Кавказе во времена правления Клинтона и Буша, США изменили свое отношение к этим политическим целям и их достижениям.
Важно отметить, что Иран создает угрозу стратегии США, экспортируя терроризм, санкционируя проведение подрывной деятельности и диверсий через применение «мягкой силы» (т.е. борьбы с терроризмом и экстремизмом не только при помощи военных акций, но также политическими, культурными и идеологическими методами – прим. переводчика) и развивая тесные отношения с Арменией, что угрожает стабильности и развитию прозападного и проамериканского государства Азербайджан.
Иран – главный экспортер терроризма
Иранцы несут ответственность, по крайней мере, за две недавние (2012 г.), документально подтвержденные, террористические атаки на американские и израильские объекты в Азербайджане, и одну – в Грузии. Иранские сети и агенты нацеливались на посольство США в Азербайджане и на такие «знаковые» места, как McDonalds.
Их целями были также израильский посол, здание израильского посольства, раввин, ряд видных представителей азербайджанской еврейской общины и их центр в Баку.
Грузинские спецслужбы обезвредили бомбу, заложенную, несомненно, иранскими агентами и предназначенную для израильского дипломата, поскольку Грузия разрешает иранцам безвизовый въезд в свою страну. Эти атаки являются частью глобальной волны террора, включающего в себя запланированные или уже осуществленные нападения на посольства Саудовской Аравии и Израиля в Вашингтоне, округ Колумбия, Нью-Дели, тайландском Бангкоке, болгарском Бургасе, а также в Кении и на Кипре.
Силы специального назначения «Кодс» (от Аль-Кудс – одного из арабских названий Иерусалима. –Прим. пер.) иранской элитной военизированной организации Корпуса стражей исламской революции в Иране (КСИР) экспортируют исламскую революцию, поощряя воинствующее шиитское движение, создавая сети для устрашения и нанесения ответного удара и дестабилизируя недружественные режимы. Официально силы «Кодс» являются частью пяти известных подразделений КСИР, наряду с наземными силами, военно-морским флотом и ВВС (параллельно с тремя видами регулярных ВС) и жестоким народным ополчением «Басидж». В действительности эти силы имеют огромную степень автономии и находятся под руководством Верховного лидера. Иранские студенты-активисты сравнили КСИР с советским КГБ и нацистским СС, называя его «действующей силой по поддержанию порядка, жесткого идеологического режима и подавления».
В докладе министерства обороны США от 2010 года указывается, что силы «Кодс» «тайно [задействуют] военную, политическую и экономическую мощь с тем, чтобы продвигать иранские интересы за рубежом», занимая главенствующее положениево внешней политике Ирана.
За последние три десятилетия силы «Кодс» обвинялись в тайном руководстве или поддержке некоторых из самых известных нападений на западные и израильские объекты. Они сыграли решающую роль в организации «Хезболлы», шиитской военизированной группировки, которая несет ответственность за гибель более 240 американских морских пехотинцев и многочисленных дипломатов и офицеров разведки в Ливане в 1980-х годах и которая получила известность за свои массивные ракетные обстрелы гражданского населения Израиля во время Второй ливанской войны летом 2006 года.
Поэтому неудивительно, что в последние годы международное сообщество сосредоточило свое внимание на генерал-майоре Сил «Кодс» Касеме Сулеймани (Qassem Soleimani), загадочной личности, которая управляет «отборной частью элитной в идеологическом плане армии». Али Альфонех (Ali Alfoneh), иранский эксперт, специализирующийся на вопросах КСИР в Институте американского предпринимательства, написал, что, несмотря на отсутствие формального образования, Сулеймани поднялся по служебной лестнице, благодаря своей репутации человека, проявившего бесстрашие в сложные времена.
В своей нынешней роли, в конце 1990-х Сулеймани заменил Ахмада Вахиди, который стал министром обороны Ирана. Личные связи Сулеймани с Верховным лидером Хаменеи, которые восходят к временам до революции 1979 года, возможно, способствовали его растущему влиянию.
Неудивительно, что те иранские лидеры, которые верят в то, что независимый Азербайджан входит в персидскую сферу влияния, обратились к Сулеймани и силам «Кодс». Разведывательные службы Ирана начали свою деятельность на азербайджанской земле еще в середине 1990-х.
В 1997 году члены Исламской партии Азербайджана были осуждены за шпионаж в пользу Ирана. В 2007 году Саид Дадашбейли, азербайджанский духовный и заявленный лидер группы, известной как «Северная армия Махди», был обвинен в получении помощи от сил «Кодс» и в заговоре с целью свержения светского правительства. Азербайджанские власти считали, что он предоставлял Ирану важные разведывательные данные об американском и израильском посольствах в Баку.
В октябре 2009 года двоим ливанским оперативникам «Хезболлы» и четверым местным азербайджанским активистам были предъявлены обвинения в заговоре с целью нападения на посольства США и Израиля. В январе 2012 года три человека были обвинены в планировании покушения на раввина и учителя, работающего в еврейской школе в Баку.
Антиизраильский план Ирана
Факт того, что иранские разведывательные службы уделяют первостепенное внимание израильским и еврейским объектам в Азербайджане, может быть истолкован как сигнал правительству Азербайджана о том, что Тегеран расстроен тесным азербайджано-израильским сотрудничеством. В прошлом Иран предпринял ряд дипломатических шагов с тем, чтобы продемонстрировать Баку свою ярость из-за его взаимоотношений с Израилем, потому что для иранской исламистской шиитской диктатуры, соседний преимущественно шиитский Азербайджан является слишком светским, слишком прозападным и слишком произраильским. Светский Азербайджан – это не та модель, которую хотел бы видеть Иран на своей северной границе: процветающая, экспортирующая энергию, ориентированная на Запад и дружественная Израилю, в большинстве своем, мусульманская страна. Ирано-азербайджанские отношения еще больше усложняются ростом азербайджанского национализма в Иране, где более 25% населения являются этническими азербайджанцами. Неконституционная дискриминация в отношении азербайджанского языка, как инструмента языкового общения и образования в Иране, продолжает отравлять азербайджано-персидские связи.
Неудивительно, что иранские политики делают все для того, чтобы руководство Азербайджана почувствовало нависшую угрозу. Я считаю, что они должны также вызвать большую обеспокоенность правящих кругов США, определяющих внешнюю политику.
Нарушение экономических санкций
Иран пытается обойти режимы санкций, наложенных ООН, США и ЕС с целью оказания давления на Тегеран с тем, чтобы он отказался от разработки ядерного оружия, нацеленного на Южный Кавказ. Это включает в себя незаконные банковские операции и распространение «подставных» компаний, занимающихся приобретением секретных, двойного назначения или собственно военных технологий. Все три страны Южного Кавказа вовлечены в торговлю с Ираном, но Армения, ближе всех стоящая к Тегерану, вызывает принципиальную озабоченность политиков, органов правопорядка и разведывательного сообщества США.
По данным армянской прессы, иранцы используют недвижимость Еревана для отмывания денег и приобретения ликвидных активов за пределами страны. Дополнительным аспектом ирано-армянского сотрудничества, который может нарушить санкции, является строительство Мегринской ГЭС на приграничной реке Аракс в соответствии с договоренностью между двумя странами.
8 ноября 2012 года Армения заложила фундамент для давно запланированной станции мощностью 130 мегаватт и стоимостью 330 млн. долларов США, которая будет строиться иранской компанией, а Иран, в соответствии с проектом, будет использовать вырабатываемую электроэнергию в течение последующих пятнадцати лет. После этого право собственности на ГЭС будет передано Армении. В 2011 году Армения и Иран договорились также о строительстве нефтепровода, который протянется от иранского города Тебриза до армянской границы, для обеспечения Армении иранским топливом.
Обход санкций в банковской сфере и в области приобретения технологий
В прошлом августе новостные агентства сообщили, что иранский режим пытается развивать банковские отношения в Армении, как в удобном месте, где можно избежать международных санкций. Банк Меллат (Mellat Bank) – иранская финансовая организация, на которую были наложены санкции Казначейства США за оказание помощи в финансировании деятельности Ирана по распространению ядерного оружия, и которая была заподозрена британским Казначейством в нарушении международных санкций, работает в Ереване. Другие иранские банки, связанные с незаконной военно-промышленной, экономической и финансовой деятельностью режима, также пытаются работать в Армении с тем, чтобы обойти международные правоприменительные меры. В то время как правительство Армении опровергло эти сообщения, западные должностные лица, согласно данным армянской прессы, поставили под сомнение его присоединение к международным санкциям против Ирана в банковской сфере.
Ричард Киракосян (Richard Giragosian), директор армянского Центра региональных исследований (ЦРИ), заявил, что Иран смотрит на Южный Кавказ, как на регион, где он может добывать «компоненты, имеющие критическое значение»для своих ядерных усилий, ограниченных санкциями: «В течение нескольких последних лет многие [иранские] подразделения стражей революции преследовали цель по созданию совместных предприятий с иностранными партнерами, подставных компаний, призванных обеспечивать поставку запчастей для военного использования и развивать ядерное центрифугирование». За последние года подставные компании подобного типа были закрыты в Дубае и Куала-Лумпуре. «В настоящее время существует опасение, что Армения, Грузия и другие страны могут стать привлекательными для организации подобных предприятий».
Иранская торговля наркотиками несет угрозу Южному Кавказу
Все чаще Южный Кавказ становится главным местом транзита наркотиков для иранских наркоторговцев, направляемых и охраняемых силами «Кодс» и «Хезболла».
Наркоторговцы используют быстроходные катера, приборы ночного видения, гранаты, автоматические штурмовые винтовки и пулеметы, нарушают границы Азербайджана, и, может быть, отмывают свои полученные нечестным путём деньги в игорных заведениях региона. Для получения ультрачистого метилированного спирта иранские производители метамфетаминов используют промышленные химические производственные линии под наблюдением профессиональных фармацевтов и химиков.
Нити «Хезболлы», тянущиеся через долину Бекаа в Ливане, Сирию, Турцию, Европу и Южную Америку, делают ее террористической организацией, торгующей наркотиками по всему миру и открытой для делового сотрудничества с наркокартелями в плане распространения наркотиков. Прозрачные границы и коррумпированные работники таможни на Кавказе создали дополнительный маршрут для трафика через Черное море и с использованием воздушного коридора в Западную Европу.
Определение границ Каспийского моря. Иран ниспровергает установленные разграничительные линии в Каспийском море, вызывая значительные задержки в развитии прибрежных энергетических проектов. Советско-иранские договоры 1921 и 1940 гг. не устанавливали морские границы или линии разграничения и, следовательно, не распространяются на сегодняшнюю ситуацию, особенно после распада Советского Союза.
Сопротивляясь разделу Каспийского моря и строительству современной инфраструктуры углеводородного трубопровода, как это предлагалось в прошлом американским правительством, международными энергетическими компаниями и Азербайджаном, Иран блокирует возможность для неимеющих выхода к морю новых независимых государств, таких как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, получать доход и должным образом развиваться.
Проще говоря, лидеры Ирана не заботятся о благосостоянии народов соседних государств. Иран имеет щедрые запасы нефти и газа на юге и широкий доступ к Персидскому заливу и Аравийскому морю / Индийскому океану. Применяя свой подход нулевой суммы, иранцы считают, что в их интересах – ограничить поставки каспийской нефти и газа на европейские и западные рынки.
В июле 1998 года Россия и Казахстан подписали соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о разграничении дна Каспийского моря. 14 мая 2003 года Казахстан, Азербайджан и Россия подписали соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Таким образом, Казахстан, Азербайджан и Россия признают режим национальных секторов в Каспийском море, в то время как Иран противостоит такому разделению.
Запуганный Ираном Туркменистан так же не подписал соглашение о режиме национальных секторов. Отсутствие этого режима затрудняет строительство подводных нефте- и газопроводов. Туркменистан мог бы поставлять свой газ на запад через быстроразвивающуюся экспортную систему трубопроводов Азербайджана для его продажи в Турции и Европе. Однако, в результате непримиримости Ирана, почти весь туркменский газ поставляется в Китай, а Казахстан также не желает связывать себя обязательствами в отношении каспийского нефте- и газопровода до тех пор, пока Иран противостоит урегулированию международно-правового режима Каспийского моря.
Притязания Ирана на азербайджанский национальный сектор в Каспийском море уже привели к опасным инцидентам, имеющим потенциал для эскалации. В 2001 году Иран – известный спонсор терроризма – начал агрессивную кампанию с тем, чтобы притязать на большую часть Каспийского моря и его ресурсов. Его лидеры утверждали, что Иран имеет территориальные и договорные права на, ни много ни мало, 20 процентов поверхности и морского дня Каспия, что значительно больше, чем его давно признанный сектор, включающий от 12 до 14 процентов.
Использование Тегераном военно-воздушных и морских сил для угрозы сейсмическому исследовательскому судну, работающему на западную компанию в азербайджанском секторе Каспийского моря, подвергло опасности, в дополнение к производству энергии, западные инвестиции и экономическое развитие постсоветских государств в этом регионе.
Использование Ираном военной силы для отстаивания своих притязаний на азербайджанский сектор Каспийского моря подрывает безопасность и угрожает будущим разработкам нефтяных и газовых месторождений Каспия. Иран не только нарушал воздушное пространство и территориальные воды соседнего государства, но однажды даже сосредоточил на границе свои наземные войска.
Такие агрессивные действия были вопиющим нарушением международного права. 23 июля 2001 года иранский военный корабль и два самолета вынудили научно-исследовательское судно, работающее от имени «Бритиш Петролеум» (ВР) в Араз-Алов-Шарге, покинуть этот сектор. Данное месторождение простирается на 100 километров к северу от иранских вод. Из-за такого давления BP немедленно заявили о прекращении исследования месторождения, выведя оттуда научно-исследовательские суда. С тех пор агрессивная политика Ирана не изменилась.
Соперничество в применении мягкой силы
Наконец, Иран озабочен влиянием западной поп-культуры, присутствие которой явно ощущается в соседнем Азербайджане, а также легким доступом к игорным заведениям на берегу Черного моря, на курорте Батуми в Грузии. Победа Азербайджана в 2011 году на песенном конкурсе «Евровидение», проведение «Евровидения» в 2012 году, организация концертов Дженнифер Лопес, Рианны и Шакиры, а также турнира Женского Кубка мира по футболу (до 17-ти лет) могут быть истолкованы как очки, набираемые в соперничестве с Исламской Республикой в применении «мягкой силы». Поэтому не случайно, что для того, чтобы расслабиться, иранцы в массовом порядке приезжают в Баку, а не наоборот.
Ответная реакция является жесткой: подготовленные Ираном и оплачиваемые им муллы обучают азербайджанцев, проживающих в селах и городах, расположенных вдоль границы с Ираном. Одна из основных причин для недовольства заключается в том, что убеждая семьи забирать дочерей из государственных учебных заведений с совместным обучением и поощряя ранние браки для девочек, достигших 12-13 лет, выдвигая аргументы в пользу более воинствующей и жесткой интерпретации ислама и более строгой приверженности шариату, эти муллы проповедуют многоженство, запрещенное азербайджанским законодательством. Азербайджанские государственные должностные лица справедливо сетуют на то, что шквал пропаганды подрывает в стране светский режим.
Заключение. На двустороннем уровне США имеют сильные экономические и стратегические интересы в прикаспийском регионе и на Южном Кавказе. Грузия и Азербайджан являются кавказской опорой Северной сети поставок, которая обеспечивает войска США и НАТО в Афганистане. Партнерство Америки с Азербайджаном необходимо Вашингтону для консолидации своего присутствия на Южном Кавказе и в прикаспийском регионе, а также для изоляции Ирана.
Как написал недавно профессор Стивен Бланк из Армейского военного колледжа США, «до настоящего времени администрация относилась к Южному Кавказу как к второстепенному региону или как к территории пролета на пути в Афганистан. Такое игнорирование опасно и базируется на неверных оценках. Возрастающие угрозы на Ближнем Востоке, в Иране и на Кавказе показывают, насколько это важно, чтобы США укрепляли прозападные режимы…. Потому что если мы продолжим игнорировать Кавказ, это игнорирование быстро обернется злом. А злостное игнорирование неизбежно порождает не только нестабильность, но и затяжное насилие».
В этом регионе США должны:
- Расширить сотрудничество с тремя южно-кавказскими государствами в борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, нейтрализуя подрывную деятельность Ирана в этом регионе;
- Сосредоточить усилия разведывательных служб на сборе информации о деятельности Ирана в направлении нарушения экономических санкций, наложенных на страну в финансовой сфере и секторах по передаче технологий, и на ее нейтрализацию;
- Поддерживать интересы небольших южно-кавказских государств, пытающихся построить эффективную политику в отношении Ирана, что приведет к ликвидации программы Тегерана по созданию ядерного оружия;
- Поддерживать энергетические проекты и помогать европейским странам в диверсификации поставок энергии, подключая их к энергетическим источникам Каспийского моря и Центральной Азии. В частности, США должны помочь Турции и Европе завершить проекты газопроводов ТАНАП и Набукко;
- Разработать комплексную межведомственную стратегию мягкой силы для мощной поддержки иранской оппозиции, в том числе и иранских азербайджанцев, и для победы демократических сил в Иране.
Своими агрессивными действиями Иран ставит под угрозу хрупкое равновесие в стратегически чувствительном регионе, важном для интересов США. Америка должна сохранять бдительность и сдерживать насилие, экстремизм и терроризм, практикуемые Исламской Республикой против друзей и союзников Америки.
Кавказская политика
Гарик Мартиросян: «Смех обладает еще и омолаживающим эффектом»