13:08
Интервью министром экономики Армении Тиграна Давтяна агентству Новости Армении - NEWS.am.
Г-н Давтян, промышленность Армении в первом полугодии 2012 г. зафиксировала беспрецедентный рост в размере 13%. По-вашему, что выступает в роли двигателя этого роста?
Этот темп роста уже не является восстановительным ростом, характерным для посткризисного периода. Уже третий год после кризиса мы наблюдаем высокий темп роста промышленности, вошли в этап стабильного и реального роста. Рост обеспечивается за счет почти всех сфер промышленности – машиностроения, легкой промышленности, информационных технологий, рудной промышленности, металлургии. Причем машиностроение, легкая промышленность и информационные технологии растут быстрее рудной промышленности. Полагаю, в ближайшее время темпы роста сохранятся, так как капитал течет в сторону производства. В 90-е годы капитал вливался в торговлю, где самая высокая прибыльность, потом большие потоки были направлены в строительство. Сегодня эти потоки направляются в промышленность. Возможно, в промышленности прибыльность не более высока, чем в других сферах, но более стабильна и долгосрочна.
А в чем заключается роль правительства?
Мы ведем проактивную политику, что является важным фактором, содействующим росту. Сохраняя принципы либеральности, во время кризиса и после него мы активно стимулируем экономику. Применяем ряд инструментов, особые налоговые и таможенные режимы, непосредственную финансовую поддержку – кредитование, участие в капитале (когда позволяем предприятию расти и развиваться, после чего выходим из уставного капитала). Есть и другие меры стимуляции в плане представления за рубежом, привлечения инвесторов, формирования свободных экономических зон. У нас около десятка инструментов для стимуляции реального сектора. Мы сейчас вошли в активный этап осуществления промышленной стратегии (которая была утверждена в октябре прошлого года). Знаете, мы выбрали около десятка приоритетных направлений и по нескольким из них уже активно действуем - фармакология, производство коньяка, виноделие, точное машиностроение. Работаем в направлении легкой промышленности, а по части информационных технологий работали всегда. Это означает, что мы разрабатываем для данной сферы конкретную стратегию и конкретную программу мероприятий.
Но, кажется, проблема длинных денег все еще остра в промышленности. Конкретно, в каких объемах оказало поддержку правительство?
126 млрд. драмов только из российского кредита были направлены на реальный сектор. Мы сделали это в разных форматах – через банковскую систему, непосредственное кредитование. Мы сделали вложения в кредитной организации «Универсал», у которой кредитный ресурс в объеме 6 млрд. драмов. Она активно осуществляет кредитование на более хороших условиях, чем коммерческие банки. Осуществляется 11-12% драмовое кредитование, и очень направленно: мы смотрим не только на возвратность, но и на содержание инвестиционной программы. В госбюджете 2013 г. мы предусмотрели 300 млн. драмов на осуществление различных программ поддержки. Мы не будем дарить их, направим на те программы, где частный сектор тоже готов инвестировать. Страна, которая не прилагает усилий для развития реального сектора, не имеет будущего. Мы не можем быть страной, которая основана только на услугах – страховании, финансовой системе. Нужно производить продукт, чтобы выйти на рынок.
В какой степени создание зоны свободной торговли с СНГ посодействует этому?
Процесс создания зоны свободной торговли в рамках СНГ завершается. Россия и Украина уже ратифицировали договор, Армения, вероятно, сделает это в сентябре, когда парламент возобновит свою работу. Это значит, что мы выйдем на этот рынок с нулевой пошлиной. Двусторонний договор у нас уже был, но этим соглашением создается единая система. Вскоре мы уже войдем в этот режим, для этого хватит ратификации несколькими странами.
Многие пытаются противопоставить зону свободной торговли СНГ соглашению о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом. Могут ли на самом деле возникнуть противоречия?
Нет никаких противоречий, просто с СНГ по части зоны свободной торговли мы на шаг впереди, а с Европой только начали и, надеюсь, в ближайшие несколько лет завершим. Благодаря этому у нас будет свободная торговля и в рамках СНГ, и с ЕС. Это два наших основных рынка: около 80% нашего внешнего торгового оборота приходятся на долю ЕС и СНГ. По сути, свободная торговля с обоими союзами будет глубокой и всеобъемлющей, так как предполагает не только нулевые таможенные пошлины, но и гармонизацию систем контроля над качеством. С СНГ у нас это уже есть, а с Европой еще предстоит пройти определенный путь.
Много говорится о членстве в Евразийском таможенном союзе.
В повестке нет как вопроса членства в ЕС, так и вопроса вступления в Евразийский таможенный союз. Это иной уровень интеграции, другая плоскость. Создание свободных зон торговли нельзя рассматривать в этой плоскости. По этой причине неправильно противопоставлять те интеграционные процессы, которые мы выбрали с ЕС или СНГ.
Армения лидирует среди стран СНГ по показателю промышленного роста. На Ваш взгляд, курс тут играет какую-то роль?
Изменение курса произошло несколько месяцев назад и, как правило, это не оказывает влияния столь быстро. Я бы сказал, что произошло уточнение курса, которое, по сути, стимулирует экспорт. Высокий темп роста нашей промышленности является результатом сопоставления усилий государства, частной активности. Бизнес правильно сориентировался, понял, что перспектива не в строительстве, направив капитал в промышленность. Если быть искренними, наша экономическая база была невысока, а расти на низкой базе легче. Но у нас уже третий год держится высокий темп роста промышленности, и это уже дает сравнительное преимущество.
В последнее время развернулась дискуссия вокруг вопроса о том, насколько оправданна стимуляция предложения вместо стимуляции спроса, как делается во время кризиса.
Стимуляция спроса на малых рынках не должна быть единственным инструментом. На больших рынках этот инструмент может работать, на маленьких – нет. General Motors – крупнейшая автомобильная компания в мире, но на практике работает только на американский рынок. Когда в США стимулируют спрос, стимулируют также продажи автомобилей General Motors. На маленьких рынках эта связь не всегда работает. Если, например, мы утроим зарплату, от этого производство нашей металлургии не вырастет. То же самое актуально в случае с обработкой бриллиантов или другими рынками. Важным для нашей промышленности является не внутренний рынок, а всемирный. Мы должны иметь конкурентоспособную продукцию и уметь реализовывать ее за границей – это наше будущее. У нас даже регионального рынка нет, как у других малых стран. Я затрудняюсь назвать другую страну, у которой маленький внутренний рынок, нет регионального рынка, где логистика до такой степени сложна. В условиях этих ограничений стимуляция спроса не может рассматриваться как основной инструмент роста.
Беседу вел Самвел Авагян
Сос Саркисян так и не смог избавиться от детской застенчивости