Во-первых, участники саммита обсуждают необходимость создания постоянно действующего механизма, который позволял бы противостоять финансовым кризисам в будущем. Предполагается, что фонд, созданный для решения долговых проблем слабых звеньев еврозоны, должен прекратить своё существование в 2013 году.
Германия и Франция считают, что свою роль здесь должны играть не одни лишь государства, которые распоряжаются деньгами налогоплательщиков, но и частный сектор. А нарушители бюджетной дисциплины должны нести не только финансовую ответственность, но и политическую. А именно — лишаться на время права голоса. Этот подход требует изменения базового соглашения ЕС — Лиссабонского договора.
«Мы считаем, и я буду настаивать на этом, что договор нуждается в поправках, которые в будущем позволят бороться с кризисами, способными поставить под угрозу евро. В работе механизма должны участвовать банки и фонды, которые получают выгоду от высоких процентных ставок, а не только налогоплательщики», — сказала, выступая на саммите, канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Но у отдельных членов ЕС уже на этой стадии возникли большие возражения. Среди оппонентов Франции и Германии, например, главы Еврокомиссии и Еврогруппы. Многие не хотят трогать Лиссабонский договор, заключённый с таким трудом, и изменения которого могут затянуться ещё на долгие годы. Не всех устраивает и возможность лишиться права голоса.
«Мы считаем, что применение санкций должно быть в большей степени автоматизировано, и они должны быть экономическими, а не отбирать право голоса. Такой подход чреват глубокими проблемами для многих стран, и его применение займет гораздо больше времени, чем у нас есть», — считает премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельд.
Ещё один вопрос, который поднят на саммите, — это увеличение бюджета Евросоюза на будущий год. Предполагается, что он вырастет на 6 процентов, но ряд стран считает, что хватит и трехпроцентного роста.
«Еврокомиссия и Европарламент хотят увеличить бюджет на 6 процентов. Я считаю, что это совершенно недопустимо в период, когда европейские страны, в том числе и Соединённое Королевство, вынуждены принимать непростые решения о сокращении своих расходов», — заявил на саммите премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Подобную позицию разделяют 11 стран-членов ЕС, в том числе — такие тяжеловесы, как Германия, Франция и Нидерланды.