14:17
Сегодня день рождения великого армянского композитора, музыковеда, фольклориста, певца и хорового дирижера Комитаса (Согомона Согомоняна). Он родился 26 сентября 1869 в Кютахье.
Отцом Согомона был Кеворк Согомонян - сапожник, который любил музыку, сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора - Тагуи, которая была ковровщицей.
Детство Согомона было безрадостным и полным лишений. Он потерял мать, когда ему еще не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребенке взяла на себя бабушка. В 7 лет Согомон поступил в местную начальную школу, после окончания которой отец его отправил в Бурсу - продолжать обучение. Последнее ему не удалось и 4 месяца спустя он вернулся домой окончательно осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет.
Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной. Он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли «маленьким бродячим певцом».
Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое навсегда изменило его жизнь. В 1881 году священник Кутины Г. Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин - принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту – на учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите - спою». И своим красивым голосом спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время в совершенстве овладел армянским языком.
В 1890 году Согомон был посвящен в сан монаха. В 1893 он завершил обучение в семинарии, затем принял сан священника и имя католикоса Комитаса – выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас был назначен учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создал хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, написал первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принял духовный сан архимандрита. Осенью того же года он уехал в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, Комитас поменял свои намерения и изучил у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.
Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы - Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступил в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещал императорский университет Берлина - лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учебы он имел возможность общаться с европейской музыкой - еще более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.
В сентябре 1899 года Комитас вернулся в Эчмиадзин и сразу развернул свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне поменял систему преподавания музыки в семинарии (среди его учеников известный композитор Спиридон Меликян), создал небольшой оркестр, довел до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходил разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создал обработки песен.
Комитас так же серьезно занимался научно-исследовательской работой, изучал армянские народные и духовные мелодии, работал над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начал задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревался создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжал работу над оперой «Ануш», которую начал еще в 1904 году.
Он сосредоточил свое внимание на темах, касающихся народного музыкального творчества, раскрыл содержание народных песен. Конечно, подобное мировоззрение должно было привести к неизбежному конфликту между Комитасом и церковью. Постепенно безразличие новых руководителей, отрицательное отношение отсталого слоя церковных деятелей, сплетни и клевета возросли настолько, что отравили жизнь композитора - человека, который остался в представлении современников, как абсолютно светский человек.
Конфликт настолько углубился, что Комитас отправил письмо католикосу, умоляя освободить его и позволить спокойно жить и творить. Это прошение осталось безответным, а преследование Комитаса стало еще более явным. В 1910 году Комитас оставил Эчмиадзин и уехал в Константинополь. Он думал, что там он найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удалось осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.
В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах, как солист и дирижер.
Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей.
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!».
В Константинополе Комитас не нашел бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишен и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделял Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр - «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного музыкального общества он прочитал два доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагалось также прочесть дополнительный доклад на тему: «О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки».
В период 1-ой мировой войны правительство младотурков начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части армянского народа. В апреле1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах - сломленный и печальный.
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.
22 октября 1935 года Комитас скончался.
Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване. Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры.
Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей было уничтожено или растеряно по всему миру.
«Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное «я». Комитас Вардапет - начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда», - сказал о нем Католикос всех армян Вазген Первый.
Концерт Миграна Царукяна в Москве