16:33
Эксклюзивное интервью тюрколога, кандидата исторических наук Артака Шакаряна агентству «Новости-Армения»
- Г-ин Шакарян, в июне в Турции ожидаются парламентские выборы. Какие развития вы предвидите, и как эти развития отразятся на армяно-турецких отношениях.
- Не думаю, что внутриполитические развития Турции сильно отразятся на отношениях с Арменией, потому что, сколько бы ни менялись правящие партии, интересы Турции всегда остаются неизменными.
Скорее всего, партия «Справедливость и развитие», возглавляемая премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, победит. Эрдоган проводит очень любопытную политику: периодически делает националистические заявления, стремясь добавить к своему потенциальному электорату националистов.
Однако в отношениях с Арменией, вне зависимости от итогов выборов, летом никаких развитий в армяно-турецких отношениях не будет, так как в июле и августе начнутся парламентские каникулы. А в октябре предвыборная кампания начинается в Армении, и в этот период тоже развитий в отношениях с Турцией ждать не стоит.
Хотя следует отметить, что глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу часто удивляет своими внешнеполитическими решениями. К примеру, я не исключаю, что Турция может безо всяких предусловий, без ратификации протоколов, открыть границу с Арменией.
Я бы сказал, что этот шаг – главный козырь во внешнеполитическом арсенале Турции. Шаг, на который Армения ничем не может ответить.
В 2015 году исполняется 100-летие Геноцида армян. Для Турции это своеобразный психологический рубеж. Там думают, что если удастся не признать Геноцид армян до этой даты, то потом можно будет свободно вздохнуть. Поэтому нормализация отношений с Арменией и открытие границ для Турции важны больше в контексте признания или непризнания Геноцида.
Ближе к 2015 году, когда Анкара поймет, что все остальные ресурсы исчерпаны, она может и открыть границу без предусловий и ратификации протоколов. Многое зависит от того, кто будет у власти в Турции к тому времени. Открытие границы – последняя и беспроигрышная карта Турции. Однако следует отметить, что эта карта сильна еще и тем, что Турция может как открыть границу, так и с тем же успехом закрыть ее через пару месяцев. Именно поэтому Армения никогда не соглашалась на уступки в карабахском вопросе взамен на открытие границ.
Надо также понимать, что в Турции очень силен и азербайджанский фактор, особенно накануне парламентских выборов. И в целом, Азербайджан гораздо важнее для Турции, чем Армения.
- Недавно Армению посетила группа представителей турецкой интеллигенции, которые заявляли, что в турецком обществе произошли серьезные изменения, и властям больше не удается навязать обществу отрицание Геноцида. Разделяете ли вы это мнение?
- Действительно, турецкое общество сильно изменилось. 10 лет назад было бы сложно представить, что 24 апреля 2010 года группа интеллигентов, пусть даже небольшая по численности, почтит память жертв Геноцида армян. В декабре прошлого года я был свидетелем того, как в одном из самых больших концертных залов Стамбула проводился вечер памяти выдающегося армянского композитора прошлого века Комитаса, и посредством слайдов была представлена его жизнь, тесно переплетенная с историей Геноцида. Конечно, само слово «геноцид» не произносилось, но, в целом, историческая правда была соблюдена.
Думаю, эти развития, в конце концов, приведут к нужной цели. Естественно, это произойдет не завтра и не послезавтра, но Турция встанет на путь истины.
У армяно-турецких отношений есть будущее, и оно во многом будет зависеть от внутриполитических развитий в обеих странах. И наконец, есть определенные серьезные проекты экономического сотрудничества в сфере энергетики, легкой промышленности, транспорта и так далее.
Еву Ривас прооперировали