16:23
Глава МИДа РФ Сергей Лавров заявил, что Россия сможет вступить в ВТО без согласия Грузии. «Если наши грузинские коллеги будут упорствовать в своей политизированной позиции, то, наверное, придется решать вопрос присоединения России к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть», – сказал Лавров 13-го марта в интервью российской телекомпании «3 канал».
Российский министр иностранных дел в то же время отметил, что Россия открыта к переговорам с Грузией, однако только в том случае, если они будут касаться «непосредственно» вступления РФ в ВТО. «Мы готовы к таким контактам, мы уже договорились при посредничестве швейцарцев в Женеве проводить переговоры при том понимании, что мы будем обсуждать только те вопросы, которые касаются непосредственно ВТО», – заявил Лавров.
«Если наши грузинские соседи будут, как они публично грозились, выдвигать такие темы, как восстановление, как они выражаются, грузинского таможенного и пограничного контроля на границах между Южной Осетией и Россией, а также Абхазией и Россией, то этот путь бесперспективен. Данные вопросы не имеют к ВТО никакого отношения», – пояснил глава российского МИДа.
Напомним, грузинская позиция состоит в том, что Тбилиси требует от России открыть доступ грузинским представителям к таможенной границе у реки Псоу (абхазский участок грузино-российской границы) и у Рокского тоннеля (югоосетинский участок грузино-российской границы). Тбилиси не исключает и «другие компромиссы», в том числе и за счет присутствия международных организаций на контрольно-пропускных пунктах, например, по аналогии с Приднестровьем. По согласованию с Кишиневом и Киевом границу непризнанного Приднестровья контролирует миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине.
Официальный Тбилиси отрицает, что его требования носят политизированный характер, утверждая, что требует от России лишь выполнения правил ВТО. Грузия настаивает на «эффективном и всеобъемлющем контроле и мониторинге» всех грузов, проходящих через границы отколовшихся регионов, а также на выполнении Россией «основополагающего принципа ВТО» о прозрачности границ и недискриминационности торговли между членами организации. Об этом заявил в беседе со СМИ заместитель главы грузинского парламентского комитета по международным отношениям Георгий Канделаки 10-го марта.
В ходе телеинтервью «3 каналу» Сергей Лавров подчеркнул, что западные страны заинтересованы во вступлении России в ВТО, так как это, по его мнению, будет выгодным для «всех». Лавров также дал понять, что Россия рассчитывает на поддержку Запада в вопросе урегулирования данной проблемы с Тбилиси. «Наши западные партнеры это понимают. А мы им сказали, что они, если такой интерес у них есть, должны убедить Тбилиси, на который у них явно больше влияния, в том, чтобы грузины перестали чинить искусственные проблемы. Думаю, что вопрос будет решен», – заявил российский министр иностранных дел.
Примечательно, что в заявлении, сделанном ранее, Вашингтон отметил, что хотя США и заинтересованы во вступлении России в ВТО, они не собираются вмешиваться в российско-грузинские переговоры. «Это вопрос двустороннего, а не трехстороннего характера», – заявил советник президента по национальной безопасности и старший директор по России и Евразии Совета национальной безопасности США Майкл Макфол 4-го марта во время телеконференции с журналистами.
Одновременно грузинские власти подтверждают, что сценарий, о котором говорил Лавров, теоретически возможен. В частности, выступая 14-го марта на брифинге для прессы, заместитель главы грузинского МИДа Нино Каландадзе отметила, что членство России в ВТО без согласия Грузии возможно. Каландадзе, однако, выразила надежду, что ВТО не допустит подобного прецедента.
«Устав ВТО предусматривает прием той или иной страны в свой состав путем полного консенсуса, однако этим же уставом предусмотрена возможность принятия страны и в условиях сопротивления какого-либо одного государства... Несмотря на существование такой нормы, до сегодняшнего дня в ВТО такого прецедента не было, и мы сомневаемся, чтобы и в будущем организация допустила этот прецедент», – сказала замглавы МИДа Грузии журналистам.
По словам Каландадзе, Грузия не «делает политические вопросы предметом торга», а выносит на обсуждение «технические и правовые аспекты». «Грузинская сторона не требует ничего такого, чтобы не соответствовало, в первую очередь, требованиям самой ВТО. Начатые с Россией переговоры являются длительным процессом, и мы надеемся, что нам удастся сблизить позиции», – отметила Нино Каландадзе.
Грузинский политолог Сосо Цискаришвили считает «странным» то, что когда в течение многих лет говорилось о том, что без согласования со всеми членами ВТО невозможно стать членом этой организации, «вдруг неожиданно на горизонте замаячила альтернативная возможность». В интервью «Голосу Америки» политолог отметил, что как заявление Лаврова, так и реакция грузинского МИДа «несколько несерьезны». «Если теоретическая возможность членства РФ в ВТО существовала и ранее, общественность должна была быть информирована об этом», – утверждает он.
Эксперт полагает, что на ситуацию вокруг вступления России в ВТО могли повлиять новые обстоятельства, «о которых пока не говорится». Цискаришвили не исключает и «закулисный торг», к которому может подключиться и Запад с тем, чтобы урегулировать данный вопрос с наименьшими потерями для обеих сторон.
По мнению политолога, условия, при которых могут не обратить внимания на вето какого-либо члена ВТО, «пока далеко не ясны». Тем не менее, инициируя переговоры с грузинской стороной, Москва должна была громче заявить о том, что делает она это по доброй воле, а не по необходимости, считает Сосо Цискаришвили. «Этого не случилось. И почему-то до подсказки Лаврова грузинский МИД тоже не обмолвился о такой возможности, так же как и все третьи страны, которые до сих пор считали Грузию основной помехой на пути России в ВТО», – пояснил он.
Эксперт также обратил внимание на то, что условия, которые Тбилиси ставил России еще в 2006 году, не изменились по сей день. «Это тоже показывает, что не все стороны вопроса были изучены соответственным образом, – говорит он. – Ехать прямо в Берн без каких-либо предварительных консультаций и заниматься молчанием два дня – это не придает ни одной из сторон больше солидности».
Сосо Цискаришвили отметил, что загадывать наперед в данной ситуации непросто, однако в заключение поделился своим «предчувствием» того, что определенные «позитивные силы», вовлеченные в урегулирование данного конфликта, смогут найти приемлемое для обеих сторон решение, одновременно сохранив репутацию Всемирной торговой организации.
Оригинал публикации: Русская служба "Голоса Америки"
Опубликовано: 14/03/2011 15:14
Inosmi.ru
Еву Ривас прооперировали