12:17
Совместное заявление президентов России Владимира Путина и Армении Сержа Саргсяна о присоединении Армении к Таможенному союзу для многих заинтересованных лиц стало «внезапной неожиданностью». Впрочем, ничего такого сенсационного этот акт армянской международной политики не представляет - скорее, наоборот, удивляет то, что Армения до сих пор не присоединилась к странам - участницам «таможенной тройки». Исходя из ситуации современного существования армянского государства, иного геополитического выбора его руководство сделать просто не могло.
Единственная возможность
Безусловно, из всех государств Таможенного союза основным партнером Армении выглядит Россия. Важность стратегического союза с Россией в системе международных приоритетов Армении трудно переоценить. Некоторые армянские и независимые аналитики полагают, что сам факт суверенного развития армянского государства возможен лишь при условии военно-политической поддержки со стороны Российской Федерации. Напомним, что Армения находится в ситуации фактической экономической блокады и постоянной военной угрозы со стороны Азербайджана и Турции, с которыми имеет нерешенные вопросы вокруг статуса непризнанной республики Нагорный Карабах, а также конфликт в связи с отказом турецкого руководства признать факт геноцида армянского народа и аннексии части армянской территории, осуществленных властями Османской империи в первой четверти ХХ века.
Как в военном, так и в экономическом плане богатые Турция и Азербайджан имеют определенные преимущества перед небольшим армянским государством, которое не располагает значительными запасами полезных ископаемых и материальными средствами, поэтому, несмотря на личные качества армянских военных, вряд ли эта страна имеет возможность самостоятельно отстоять собственную субъектность во враждебном окружении.
В этих условиях, сразу после распада СССР, официальным Ереваном был взят курс на создание военно-политического союза с Россией как гаранта независимости. Так, Армения является одной из стран - участниц ОДКБ, в городе Гюмри находится российская военная база, где размещено около 5 тысяч военнослужащих, пограничные части ФСБ России осуществляют охрану армянской государственной границы.
Сверхважнейшей является также роль России в формировании армянской экономики: помимо энергетической зависимости, существует определенная зависимость от России как основного направления миграционных потоков - из 13 миллионов армян около 10 миллионов находятся вне пределов родины, в том числе значительная часть работает в Российской Федерации. Притом доходы от трудовых мигрантов, занятых в России, ежегодно составляют сумму, близкую к государственному бюджету Армении. Так же значимым является присутствие российского бизнеса в жизнеспособных секторах армянской промышленности и сферы услуг. К примеру, важнейшая транспортная артерия страны - Южно-Кавказская железная дорога является «дочкой» Российской железной дороги. Подобная ситуация сложилась и в других прибыльных сферах армянской экономики.
Таким образом, выбор армянского руководства в пользу присоединения к Таможенному союзу является не только единственно возможным и необходимым, но и вполне оправданным как по военно-политическим, так и по экономическим причинам.
Опасная логика противостояния
В такой ситуации с белорусской точки зрения интересно выглядит не сам факт присоединения Армении к ТС, а те дипломатические декларации и комментарии, которые появились в информационном пространстве вслед за этим шагом официального Еревана. Дело в том, что в международной политике Армения всегда пользовалась так называемым «комплиментарным принципом», что позволяло выстраивать конструктивные отношения с разными государствами и наднациональными блоками, даже при наличии у них противоположных позиций в отношении друг к другу. Такая внешнеполитическая линия является полностью адекватной международному положению Армении, находящейся в недружественном окружении и просто не позволяющей себе расширять зону конфликтности.
Еще весной 2013 года Армения сообщила о намерении подписать договор об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским союзом. При этом адепты идеи евроинтеграции как с армянской, так и с европейской сторон ни видели препятствий в факте военно-политического союза Армении и России. Долгое время никаких негативных заявлений относительно «комплиментарной политики» Еревана не было не только со стороны ЕС, но и России и других государств, склонных к Евразийской интеграции. Напротив, Армения продолжала активное сотрудничество в СНГ и ОДКБ: весной 2013 года в Ереване торжественно прошел Евразийский молодежный форум, а затем состоялся визит Президента Беларуси Александра Лукашенко.
8 августа 2013 во время визита в Россию армянского лидера Сержа Саргсяна на совместной пресс-конференции Президент России Владимир Путин отметил: «Мы обсудили интеграционные процессы на постсоветском пространстве и приняли решение о создании совместной комиссии, чтобы определить, как можно применить последние соглашения в рамках Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии в отношении к Армении». Таким образом, очевидно, что выбор в пользу участия в Таможенном союзе был сделан армянским руководством задолго до 3 сентября и явился результатом ряда последовательных дипломатических действий и международных мероприятий, а не «внезапной сенсацией», как это показалось отдельным политологам и журналистам.
Так же ясно, что подобный выбор в глазах армянской элиты не противоречил намерению заключить партнерские договоренности с Европейским союзом. Однако после официального уведомления о намерении Армении присоединиться к Таможенному союзу курс на евроинтеграцию оказался фактически свернутым. Руководство Европейского союза устами комиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле заявило об отказе от планов заключения договоренностей с Арменией.
В это время в российских средствах массовой информации начался парад громких и не совсем корректных заявлений различных экспертов и политологов о том, как «армянам по-отечески объяснили политику партии». Сложилось впечатление, что присоединение к Таможенному союзу является не суверенным шагом армянского государства, поддерживаемого почти 70% населения, а результатом давления со стороны Российской Федерации, которая «заставила Армению отказаться от сотрудничества с ЕС в пользу Таможенного союза». Впрочем, как видно из заявлений европейского руководства, не Армения под давлением России отказалась от ассоциации с ЕС, а именно Европейский союз отказался от дальнейшего взаимодействия с Арменией в связи с курсом официального Еревана на присоединение к Таможенному союзу.
Такая логика противостояния, когда международными элитами на словах декларируется склонность к созданию единой Европы и глобального рынка от Атлантики до Тихого океана, а на практике государства оказываются перед выбором «или-или», должна быть учтена и в белорусской международной политике. Ведь именно благодаря подобному антагонизму родственных народов западной и восточной частей европейской цивилизации Белоруссия неоднократно оказывалась в качестве арены кровавых войн и конфликтов. Республика Беларусь, как никакая другая страна в Европе, заинтересована в ликвидации противоречий на просторах Евразии и в мирном сосуществовании и сотрудничестве между отдельными государствами и геополитическими блоками. Между прочим, именно такое видение лежит в основе миротворческих миссий белорусской дипломатии на постсоветском пространстве, и с этих позиций следует рассматривать заявления белорусского руководства о том, что наша страна готова оказать всю необходимую помощь Армении на пути присоединения к Таможенному союзу.
Перевод: Светлана Тиванова.
Оригинал публикации: Чаму Арменiя абрала Мытны саюз: погляд з Беларусi
Опубликовано: 22/10/2013 11:55
Inosmi.ru
Март Бабаян назвал Анну Семенович "своей" женщиной