Армянская Апостольская Церковь
Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.
Христианство появилось в Армении во II-III в., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией.По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.
Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.
Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает "Сошел Единородный", то есть Иисус Христос.
До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.
Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.
Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах.
Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.
В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.
Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.)
Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он v верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.
Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин v Католикосат всех армян, основанный в 301 году. Здесь же с VII в.- существуют два монастыря v Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо "белым" духовенством, либо принять монашество.
Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США.
Армянская Апостольская Церковь издает журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала "Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г., "Эчмиадзин" является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел.
На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные v в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви v Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская v находятся на территории Армении и 3 епархии v Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская v за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.
Армянская Церковь принимает активное участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение за мир и а решение других современных проблем. Проводит благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.
О Католикосе
Католикос является духовным предводителем всего армянского народа, Пастыреначальником и Патриархом рассеянных по всему миру около 9 млн. армян чад Армянской Церкви.
В иерархии Армянской Апостольской Церкви глава Церкви — Католикос (от греческого katholikos - всеобщий) — стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов.
Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян представляет высшую централизованную церковную власть Армянской Церкви, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. В Армянской Церкви Католикос избирается пожизненно. Избрание Католикоса осуществляется Национально-Церковным Собором, высшим органом Армянской Церкви, который созывается в Первопрестольном Эчмиадзине. В компетенции Собора также находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. Собор состоит как из духовенства, так и из мирян, представляющих все церковные епархии и общины Армянской Церкви во всём мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400 представителей. Как правило, Католикоса избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа. На первом - тайным голосованием, по большинству поданных голосов, избираются пять епископов, претендентов на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. Ныне на Эчмиадзинском Престоле 132 преемник Св. Григория Просветителя Католикос Гарегин II, избранный 27 октября 1999 года. При католикосе действует Верховный Духовный Совет в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.
Официальный титул католикоса: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян. В официальных документах, каковыми являются Кондаки, полностью титул звучит следующим образом: «Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина». Помимо титула знаками отличия Католикоса всех армян являются герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.
-
Все Каталикосы Армянской Апостольской Церкви
1.Св. Григорий I, Просветитель 302-325
2. Св. Аристакес I 325-333
3. Св. Вртанес I 333-341
4. Св. Иусик I 341-347
5. Парен I 348-352
6. Св. Нерсес I 353-373
7. Шаак I 373-377
8. Завен I 377-381
9. Аспуракес I 381-386
10. Св.Саак I 387-436
11. Св. Овсеп I 437-452
12. Мелитэ I 452-456
13. МовсесI 456-461
14. Св.ГютI 461-478
15. Св. Ованес I 478-490
16. Бабкен I 490-516
17. Самвел I 516-526
18. МушеI 526-534
19. Саак II 534-539
20. Кристофор I 539-545
21. Гевонд I 545-548
22. Нерсес II 548-557
23. Ованес II 557-574
24. Мовсес II 574-604
25. Абраам I 607-615
26. Комитас I 615-628
27. Кристофор II 628-630
28. Езр I 630-641
29. Нерсес III 641-661
30. Анастас I 661-667
31. Исраел I 667-677
32. Саак III 677-703
ЗЗ. Егиа I 703-717
34. Ованес III 717-728
35. Давид I 728-741
З6. Трдат I 741-764
37. Трдат II 764-767
38. Сион I 767-775
39. Есаи I 775-788
40. Степанос I 788-790
41. Оваб I 790-791
42. Согомон I 791-792
43. Геворк I 792-795
44. Овсеп II 795-806
45. Давид II 806-833
46. Ованес IV 833-855
47. Закария I 855-876
48. Геворк II 877-897
49. Маштоц 1 897-898
50. Ованес V 898-929
51. Степанос II 929-930
52. Теодорос I 930-941
53. Егише I 941-946
54. Ананиа I 946-968
55. Ваан I 968-969
56. Степанос III 969-972
57. Хачик I 973-992
58. Саркис I 992-1019
59. Петрос I 1019-1058
60. Хачик II 1058-1065
61. Григор II 1066-1105
62. Барсег I 1105-1113
63. Григор III 1113-1166
64. Hepcec IV 1166-1173
65. Григор IV 1173-1193
66. ГригopV 1193-1194
67. Григор VI 1194-1203
68. Ованес VI 1203-1221
69. Константин I 1221-1267
70. Акоп I 1268-1286
71. Константин II 1286-1289
72. Степанос IV 1290-1293
73. Григор VII 1293-1307
74. Константин III 1307-1322
75. Константин IV 1323-1326
76. Акоп II 1327-1341
(вновь занял кафедру) 1355-1359
77. Мхитар I 1341-1355
78. Mecpon I 1359-1372
79. Константин V 1372-1374
80. Погос I 1374-1382
81. Теодорос II 1382-1392
82. Карапет I 1393-1404
83. Акоп III 1404-1411
84. Григор VIII 1411-1418
85. Погос II 1418-1430
86. Константин VI 1430-1439
87. Григор IХ 1439-1441
88. Киракос I 1441-1443
89. Григор X 1443-1465
90. Аристакес II 1465-1469
91. Саркис II 1469-1474
92. Ованес VII 1474-1484
93. Саркис III 1484-1515
94. 3акария II 1515-1520
95. Capкис IV 1520-1536
96. ГригорХI 1536-1545
97. Степанос V 1545-1567
98. Микаел I 1567-1576
99. Григор XII 1576-1590
100. Давид IV 1590-1629
101. Мовсес III 1629-1632
102. Пилипос I 1633-1655
103. Aкоп VII 1655-1680
104. Егиазар I 1681-1691
105. Наапет I 1691-1705
106. Александр I 1706-1714
107. Аствацатур I 1715-1725
108. Карапет II 1726-1729
109. Абраам II 1730-1734
110. Абраам III 1734-1737
111. Лазар I 1737-1751
112. Минас I 1751-1753
113. Александр II 1753-1755
114. Акоп V 1759-1763
115. Семён I 1763-1780
116. Гукас I 1780-1799
117. Давид V 1801-1807
118. Даниел I 1807-1808
119. Епрем I 1809-1830
120. Ованес VIII 1831-1842
121. Hepcec V 1843-1857
122. Матевос I 1858-1865
123. Геворк IV 1866-1882
124. Макар I 1885-1891
125. Мкртич I (Хримян Айрик) 1892-1907
126. Матевос II 1908-1910
127. Геворк V 1911-1930
128. Хорен I 1932-1938
129. Геворк VI 1945-1954
130. Вазген I 1955-1994
131. Гарегин I 1995-1999
132. Гарегин II 1999
Католикос всех армян Вазген I
Палчян Левон Карапет Абрамович.
Родился 27 сентября 1908 года в Румынии. В 1943 году принял монашество и сан архимандрита, с 1951 года - епископ.
Позднее - глава армянской церкви в Румынии и Болгарии.
29 сентября 1955 года был избран Патриархом и Католикосом всех армян, став 130-м главой Армянской Григорианской Церкви.
Верховный Патриарх и Католикос всех армян, глава одной из древнейших Церквей мира - Армянской Апостольской Церкви. Крупнейший духовный и национальный деятель эпохи Советской Армении. Покровитель, тонкий и глубокий знаток искусства. Благодаря его Пастырской опёке для мира были спасены и отданы в дар многие выдающиеся явления современной армянской культуры.
Более того, благодаря ему был спасён целый пласт армянской культуры - пласт духовной культуры, тесно и неразрывно связанный с национальной христианской традицией, заложенной святыми Месропом и Сааком, продолженной Сюнеци, Нарекаци, Пахлавуни и Шнорали, венцом которой явился Комитас.
Вазген I не только не дал умереть этой Великой Духовной Цивилизации, он сумел продолжить её развитие и передать нам - её современным наследникам.
Вазген I один из самых первых кто поддержал идею создания профессионального армянского камерного хора в Москве, благословил всех организаторов и участников, дал высокую оценку его исполнительскому искусству. Выделил из фондов Святого Эчмиадзина значительную денежную сумму на поддержку коллектива, явившись одним из первых спонсоров хора. Вплоть до своей кончины активно поддерживал его деятельность.
После смерти Католикоса всех армян Вазгена I 18 августа 1994 года началась подготовка к выборам нового Католикоса.
Армянская Церковь разделилась по отношению к советской власти в конце 50-х годов. Антилия (Киликия) отделилась и начала утверждать свои епархии в Эчмиадзинских епархиях - в основном в диаспоре (США, Канада, Франция).
Сейчас Армянская Церковь продолжает оставаться разделенной на 2 части - Эчмиадзинскую и Киликийскую, имеющую попрежнему большое влияние в диаспоре.
Однако за последние годы благодаря усилиям Католикоса всех армян Вазгена I (Эчмиадзин) и Католикоса Гарегина II (Киликия) между двумя епархиями началось сближение.
Действующий Патриарх и Католикос всех армян, глава Армянской Апостольской Церкви.
Гарегин II (Нерсесян)
Род. в 1951 г. в с. Воскехат Эчмиадзинского района Армянской ССР. В 1965 г. поступил в богословскую семинарию Престола Церкви-Матери Эмиадзина, которую закончил в 1971 г. , в дальнейшем работал преподавателем в той же семинарии.
В 1970 г. был рукоположен в дьяконы, а в 1972 г. - в сан священника. По указанию Патриарха и Католикоса Вазгена I выехал в Вену для продолжения богословского образования.
В 1975 г. по указанию Католикоса Вазгена I выехал в Германию, где служил в чине духовного пастыря и продолжал богословское образование в Боннском университете.
В 1979 г. вернулся в Эчмиадзин, впоследствии выехал в Загорск, где учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской Православной Церкви.
В марте 1980 г., в годы патриаршества Католикоса всех армян Гарегина I, архиепископ Гарегин Нерсесян был назначен главным викарием Католикоса всех армян, которым оставался до 4 июля 1999 г.
27 октября 1999 г., после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина Нерсесяна 132-м Патриархом и Католикосом всех армян.
Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.
Армянская Апостольская Церковь в Российской Федерации
Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время v епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. Адрес: г. Москва, переулок Чернышевского, д. 6 стр. 2; телефон: 284-52-47.
В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига).
В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (адрес викарного совета: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 142), Ростовский и Западный.
К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий.
В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется при активной поддержке Русской Православной Церкви.
Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время проводятся праздничные богослужения.
Большую ценность для Армянской Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX века. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.
Западный викариат Армянской Апостольской Церкви включает в себя церковные общины Москвы и Санкт-Петербурга. К настоящему времени петербургские армянские храмы уже возвращены Церкви. В Москве два из трех армянских храмов были уничтожены в советский период, и единственным действующий храмом является храм Святого Воскресения на Армянском кладбище в Ваганьково (тел.: 255-50-19).
Ввиду значительного роста армянского населения России возникает необходимость в строительстве армянских храмов даже в тех регионах Российской Федерации, где их ранее никогда не было.
Строительство армянских храмов ведется в ряде городов Сибири (Омске, Томске, Красноярске). Вследствие этого в недалеком будущем вполне возможно создание новых викариатов в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской Апостольской Церкви.
-
Список глав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви
-
Архиепископ Степанос Галатаци (1717)
-
Епископ Овсеп Аргунтинский (1773-1800)
-
Епископ Ефрем (1800-1805)
-
Архиепископ Григог Закарян ( 1812-1827)
-
Архиепископ Нерсес Аштаракеци ( 1830-1843)
-
Епископ Габриэль Айвазян ( 1857-1866)
-
Архиепископ Нерсес Худовердян ( 1898-1918 )
-
Архиепископ Паргев Геворгян ( 1966-1975)
-
Архиепископ Тиран Кюрегян ( 1975-2000)
-
Епископ Езрас Нерсисян (2000)
-
Епископ Езрас (в миру - Мкртич Григорьевич Нерсисян) родился 30 октября 1959 г. в селе Воскехат Эчмиадзинского района Армянской ССР.
В 1978-1980 гг. служил в Советской армии.
С 1980 по 1984 годы учился в Эчмиадзинской духовной академии, в 1983 г. был рукоположен во диаконы. В 1984-1986 гг. преподавал в Эчмиадзинской духовной академии. В 1985 г. был рукоположен в иеромонахи. В 1986-1988 гг. учился в аспирантуре Ленинградской духовной академии Русской православной церкви.
В 1988-2000 гг. – настоятель храмов Св.Екатерины и Св.Воскресения Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге. С 1994 г. – викарий северо-запада России и стран Балтии.
В 2000 г. назначен исполняющим обязанности главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской церкви. В феврале 2001 г. рукоположен в сан архимандрита, в апреле назначен главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии, и в сентябре рукоположен в сан епископа.
С 2002 г. является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.