16:01
Существующие факты позволяют утверждать, что стимулом в вопросе возвращения проживающих на территории Турции и находящихся на различных уровнях ассимиляции армян и их потомков к своим корням могут стать самые разные обстоятельства. В этом плане, наблюдаемые в последние годы армяно-турецкие контакты, поездки армянских туристов в Западную Армению, издаваемые в Турции книги на армянскую тематику и другие факторы способствуют усилению значения истинной идентичности исламизированных армян. Рассмотрим это интересное явление в контексте занявшей столь значительное место в армянской общественно-политической повестке недавней литургии в церкви Святого Креста на ванском острове Ахтамар и определенных сопутствующих и последовавших за этим событий.
Уже сегодня очевидно, что турецкая пропагандистская машина пыталась использовать в своих целях разрешение на проведение литургии в церкви Святого Креста, однако, по большому счету, проиграла. Наряду с отрицательными проявлениями турецкого шоу начался примечательный для нас процесс: литургия в церкви Святого Креста стала важным стимулом для выявления истинной идентичности криптоармян и их потомков, проживающих в разных районах Западной Армении.
Здесь считаем должным сделать определенное пояснение: как известно, в годы Геноцида армян и в дальнейшем в Турции осуществлялся культурный геноцид, жертвами которого стали более двух тысяч армянских церквей, монастырей, святынь. Разрушение церквей и монастырей непосредственно сказалось на идентичности исламизированного армянства, поскольку в условиях фактического небытия армянского языка и культуры даже недействующие церкви могли быть хранителями их идентичности и молчаливыми свидетелями былого армянского присутствия. Т.е., в таких условиях церковь превращается из архитектурного строения в составляющую армянской идентичности, а в некоторых случаях – ее единственную составляющую.
В этом плане следует отметить, что исламизированные и криптоармяне до сих пор организуют тайные паломничества к руинам армянских церквей. Одним из таких примеров является ежегодно организуемое в июле паломничество к монастырю Пресвятой Богородицы на горе Марута в Сасуне, последнюю пару лет ставшее предметом внимания турецкой прессы и, фактически, «разоблаченное». Помимо этого, есть множество других примеров, о которых мы лично узнали в результате общения с потомками армян, проживающими в различных частях Западной Армении. Например, в определенные дни года совершается тайное паломничество к монастырю Мшо Аракелоц, руинам церквей Дерсима. О важности для потомков исламизированных и криптоармян армянских церквей, пусть даже полуразрушенных, может свидетельствовать другой пример, о котором мы узнали в 2008г. в Муше. Так, в 1980-х. гг. государство снесло одну из армянских церквей города Муш и на ее месте построило школу. Во время строительства были использованы также камни церкви и, как нам передал один из жителей Муша, армянин по происхождению, проживающие в городе криптоармяне договорились между собой не отправлять своих детей в эту школу.
Возвращаясь к Ахтамарской церкви Святого Креста, отметим, что поднятая турецкими властями шумиха вокруг церкви возымела для исламизированных армян совершенно иной эффект: фактически, турецкое государство на свои средства отреставрировало армянскую церковь, совершило официальное открытие, разрешило раз в год служить здесь литургию, призвало туристов посещать Ахтамар и пр. Т.е., к церкви Святого Креста, можно сказать, сформировалось государственное отношение, и это совершенно уникально еще и потому, что в восточных районах Турции Святой Крест – единственная церковь, армянскую принадлежность которой турецкое государство, хоть и косвенно, но признает. Это обстоятельство внушает хоть какую-то уверенность потомкам исламизированных армян, которые уже могут ходить в разрушенные армянские святыни не тайно, а совершать паломничества пусть даже в не имеющую статус церкви и считающуюся музеем церковь Святого Креста.
Это явление бросилось в глаза уже в день литургии, сведения о чем тут же начали распространяться. На радость нам, все это не ускользнуло от внимания армянских журналистов, находящихся во время литургии в Ване, и они передают довольно интересные подробности. Например, корреспондент информационного сайта news.am Андраник Испирян в своей статье отмечает: «Радость и слезы прибывших в Ахтамар из Вана, Муша, Сасуна, Дерсима, Амшена и других районов Турции криптоармян говорили о терпеливости и смелости этих людей. Приехавшие из Муша на 20 микроавтобусах и автомобилях для участия в литургии люди ставили свечи, целовали неустановленный крест и плакали … Видя вокруг себя армян, многие пытались рассказать, высказаться о том, что они скрывали годами». Примечательные сведения передает также журналист газеты «Аравот» Гоар Акопян: внук исламизированного армянина, 38-летний Синан Демирбаш рассказал армянской журналистке, что его дед Джафер, скончавшийся пять лет назад, сообщил перед смертью своей семье, что они на самом деле армяне, и даже показал свои родовые фотографии, которые бережно скрывал десятилетиями. По словам Синана, только в Ване число исламизированных армян и их потомков достигает тысячи.
Некоторые из исламизированных армян, находившихся на острове после литургии, пытались найти своих родных в Армении, сообщали свои прежние армянские фамилии, армянские имена своих родителей, дедушек и бабушек и просили приехавших из Армении помочь им.
В эти же дни в турецкой прессе нашла широко обсуждалась тема верообращения (повторного обращения в христианство) исламизированных армян, и была сделана попытка и это связать с литургией в церкви Святого Креста. Вопрос обращения в христианство был представлен на примере родственников местоблюстителя Константинопольского Армянского патриаршества, архиепископа Арама Атешяна. Так, проживающие в Диарбекире сестра и зять архиепископа Арама Атешяна в 1950-х гг. вынужденно обратились в ислам. Несколько раз в прессе говорилось, что у высокопоставленного священнослужителя есть родственники-мусульмане, что не отрицал также сам архиепископ. И вот недавно распространилась информация о том, что в мае 2010г. проживающие в Диарбекире родственники Арама Атешян, 33-летняя Месуре Каплан и 28-летний Джихан Бескинсиз обратились в христианство. Они в своих паспортах поменяли также национальную принадлежность, записавшись армянами, и взяли армянские фамилии: Месуре стала Сирун, а Джихан – Паретом. После обращения в христианство они рассказали, что десятилетиями их семья скрывала свою идентичность: дома и в армянской среде они были армянами, а на улице и на работе вели себя как мусульмане, и даже их ближнее окружение не знало, что они не курды, а армяне.
Среди критпоармян Диарбекира довольно распространены также внутриобщинные браки. Например, муж Месуре-Сирун, Кудбеттин Каплан, – криптоармянин, который также обратился в христианство. Вернувшиеся к своим корням также отметили, что после реставрации Диарбекирской армянской церкви Святого Киракоса собираются именно там принять обряд крещения. Парет и Сирун передали, что в Диарбекире есть множество криптоармян, не осмеливающихся раскрыть свою истинную идентичность и вернуться к армянским корням, однако даже у них недавно начался процесс осознавания важности своих корней, постепенно превращающийся в возрождение национальной идентичности.
К процессу начавшегося среди криптоармян верообращения и поиска корней обратился также местоблюститель Константинопольского Армянского партиаршества Арам Атешян: «В Анатолии множество армян не осмеливаются сказать, что они армяне. Чем демократичнее будет наша страна, тем больше людей вернется к своей религии. Даже сегодня со всех концов Турции – Тунджели, Трапизунда, Костамону – молодежь обращается к нам, чтобы найти корни своих семей».
Нелишне отметить, что состоявшаяся в Ахтамарской церкви Святого Креста литургия и информация о верообращении исламизированных армян еще раз стали поводом к тому, чтобы шовинистическая пресса и деятели Турции негативно откликнулись на армянскую тему, повторяя свои прежние алогичные тезисы. К этому вопросу еще раз обратился фальсификатор истории Юсуф Алачоглу, отметив, что Турции есть по меньшей мере пятьсот тысяч криптоармян.
Резюмируя, отметим, что вышеупомянутые процессы еще раз свидетельствуют о том, что проблемы этнической идентичности в Турции расширяются и проявляются по-новому.
Рубен Мелконян, НОФ “Нораванк”
Еву Ривас прооперировали