11:15
В журнале “Благовест-Инфо” опубликован очерк Сергея ПУТИЛОВА, совершившего путешествие из Москвы в Алеппо. Эта публикация вызывала большой читательский интерес, появилось много откликов. Вот некоторые из них. “Молодцы армяне, что веру христианскую сохранили и своих природных деловых качеств не утратили!” “Мне субъективно чужд язык, внешность и нрав армян, но этот маленький народ умеет сражаться и побеждать врагов Господа Иисуса Христа.
Я видел, как они бьются с врагами в Карабахе (участвовал в операции “кольцо”). Заявляю, они самые лучшие воины в мире и они как кость в горле стоят на пути турков и азеров, мечтающих о великом Туране. Сегодня Армения, как скала, мешает НАТО осуществить их план окружить Россию базами. И пока Армения жива, эти планы будут переживать крах. Живи вечно Армения — Великое воинство Христа!” “Очень правильно написано. Эту трагедию нельзя забывать. Да благословит Господь всех тех, кто протянул руку помощи армянам в трудную для них минуту. И не имеет значения, кто это — христианин или же мусульманин. Везде есть и порядочные люди, и, простите, скоты. А ведь за резней армян наблюдало много европейских “христианских” государств…”
Предлагаем читателям очерк русского журналиста.
Северная столица Сирии — Халеб (Алеппо) непохож на остальные города именно тем, что это настоящий “плавильный котел” народов, религий и культур. Достаточно взглянуть на пестрые вывески магазинчиков и лавок, которыми изобилует древний Халеб.
Все они продублированы на двух, а то и на трех языках. “Фабрика готовой одежды “Очарование”, “Модная мужская и женская одежда”, “Первоклассный текстиль” — аршинные русские надписи на рекламных щитах соседствуют с арабской вязью, армянскими закорючками, латиницей. Особенно много армянских лавочек. Именно благодаря армянам Халеб является самым христианским городом Сирии. Последователей Иисуса здесь более 150 000 человек. Но история эта трагична. Для армянского народа Сирия стала второй родиной в результате жестоких этнических чисток, учиненных турецкими националистами в начале XX века.
В 1915-1916 гг. турецкие власти обрушили на своих армянских подданных невиданные репрессии. Число жертв резни превысило 1 млн человек. Целый народ вынужден был бросить все и бежать в безжизненную Сирийскую пустыню. Здесь от голода, болезней и недостатка воды умерли еще несколько десятков тысяч человек. Центром ссылки армян стал Халеб. Турецкий чиновник Наим-бей, служивший в Халебе, в 1916 г. оставил в своем дневнике такую запись: “Только из Халеба было отправлено двести тысяч армян в сторону Мескене и Рас-Айна, и лишь пять-шесть тысяч человек из этой огромной массы остались в живых. Новорожденных бросали в Евфрат. Женщин убивали штыками или револьверами в разных местах дороги жестокие жандармы. Высланные в пустыню армяне — более 200 000 человек — были уничтожены”. Начальник халебского конвоя лично инструктировал жандармов: “Следите, чтобы никто из этих людей (армян) не остался в живых. Если нужно, убивайте их собственноручно. Убивать их одно удовольствие. Не оставляйте никого в живых, в частности детей до пяти-семи лет. Иначе они вырастут и будут стремиться отомстить”.
Но и этого казалось мало кровожадным националистам. В ноябре 1915 года, по воспоминаниям чиновника Комитета по делам высылок Наим-бея, у начальника управления губернатора Нури-бея состоялось совещание для обсуждения телеграммы, предписывающей полное уничтожение армян. Истребить 200 000 человек оказалось не таким простым дело. Один из присутствовавших, Эйюб-бей, стоял за открытую резню.
Вскоре приступили к активным действиям. Тысячи высланных из Турции армян сосредоточили в районах Гармы и Килиса, Рас-Айна а также вокруг самого Халеба. Затем их без еды и зимней одежды пешком стали направлять группами в Актерим, а оттуда в Баб. Последовало то, на что и рассчитывали палачи. Ежедневно поступали донесения о сотнях умерших от голода, холода и болезней. Баб оказался переполненным людьми. Всюду свирепствовал тиф. Чиновники, ведающие делами высылки, ежедневно посылали донесения о смертности. Как видно из докладов местных чиновников, за четыре месяца после получения злополучной телеграммы, от голода и болезней только в районе Рас-Айна умерло от 13 до 14 тыс. человек.
В то время как резня в Рас-Айне и Интилли приходила к концу, турецкие чиновники стали готовиться к еще более ужасной бойне в Дейр Зор. Чтобы увеличить количество жертв, высланных армян, среди которых было много женщин, стариков и детей, специально отправляли только левым берегом Евфрата. Это было равносильно смертному приговору, так как людям приходилось двигаться от берега Тигра до Ракка по безводной пустыне. Там их настигала неминуемая смерть от голода и жажды.
“Конвейер смерти” работал как часы. Однако турецкое руководство в Константинополе было все равно недовольно: “Недельная сводка о смертности, сообщенная нам за последние несколько дней, неудовлетворительна”. Палачам сулили полную безнаказанность. “Ни один не будет нести никакой ответственности за суровое отношение к высланным армянам”, — внушал халебскому начальству константинопольский чиновник Абдуллахад Нури-бей.
Правительство требовало, чтобы все армяне были уничтожены. Они больше не имели права на существование. Возможно, так бы оно и произошло, если бы не помощь жителей Халеба и других сирийских городов. Несмотря на различия в вере и опасность подвергнуться репрессиям, горожане приняли беженцев как братьев. Факты человечного отношения к армянам со стороны сирийцев нашли отражение даже в документах турецких властей, у которых подобное отношение вызвало сильное раздражение.
Армянский народ не забыл доброго отношения к нему сирийцев. В знак благодарности жителям Халеба в 2000 году на берегу Ереванского озера был воздвигнут мемориальный комплекс. Обращаясь к сирийскому народу, митрополит Гнел Джереджян, настоятель армянской общины Дамаска, сказал: “Возможность существования армян в пустыне, в городах и поселках Сирии была обусловлена прежде всего поддержкой щедрого сирийского народа в период бойни 1915 года. Северная столица Сирии — Халеб — являлась центральным перевалочным пунктом, через который караваны босоногих армян отправлялись в пустыню. Если бы оставшиеся в живых армяне не нашли убежища в Сирии, трудно представить, что бы они смогли выжить. Возродившийся армянский народ высоко ценит помощь арабских стран и никогда ее не забудет”.
Нередко местные власти покровительствовали армянам не только из человеческого сострадания, но поскольку знали, что армяне — хорошие работники, знающие многие ремесла. Они могли способствовать процветанию Халеба, что в дальнейшем и подтвердилось.
…Основное занятие армян здесь то же, что и остальных халебцев — торговля. Только делают они это на порядок ловчее и успешнее. Народ здесь вообще предприимчивый. Даже ушлые арабы не выдерживают конкуренции. Об экономическом процветании армянской общины Халеба можно судить по северным предместьям города. Здесь, в старинных домах, богато отделанных в восточном стиле, с внутренними двориками, бассейнами и фонтанами, изящными цветниками и садиками с лимонными и апельсиновыми деревьями проживают халебские буржуа. Большинство их — армяне. Но много и арабов-христиан. Армяне не единственные последователи Иисуса в городе. Могучая река христианства разделяется здесь на множество конфессиональных притоков, потоков и ручейков. Кого здесь только нет: армяне, православные, греко-католики, монофизиты, ассирийцы, марониты, протестанты. Деятельность самой большой христианской конфессии региона — Армянской Апостольской Церкви — активна. В Халебе 5 армянских храмов, которые посещают десятки тысяч прихожан. Церковь патронирует несколько армянских школ, где дети изучают родной язык и религиозные традиции ортодоксального толка. Дети из малообеспеченных семей получают от Церкви финансовую поддержку для учебных целей. 500 студентов халебского университета являются стипендиатами Армянской Апостольской Церкви. Всего же христиан в городе насчитывается 120 тыс. человек, из них примерно половина — армяне. Две трети последних — “арабские армяне” (от смешанных браков) и одна треть — “чисто армяне”, то есть от браков между армянами. Расселение христиан характеризуется большой компактностью. В Халебе они занимают целые жилые кварталы, а где нет такой возможности, как правило, живут в районе одной улицы.
(С сокращениями)
Подготовила Елена Шуваева-Петросян
“Новое время”
Еву Ривас прооперировали