14:49
Эксклюзивное интервью Медиамакс с госминистром по делам Европы министерства иностранных дел Великобритании Дэвида Лидингтона
Дэвид Лидингтон посетил Ереван в начале этой недели и провел встречи с руководителями Армении. Итоги своего визита он подвел в беседе с корреспондентом Медиамакс Арамом Араратяном.
- Накануне визита Вы написали в своем Twitter-е, что это первый министерский визит представителя Великобритании в Армению за последние 6 лет. Достаточно долгая пауза, не так ли?
- Да, если быть искренним, то это - долгий срок, и я рад быть здесь. У моего визит были две главные цели.
Во-первых, публичная демонстрация того факта, что Великобритания рассматривает Армению в качестве дружественного партнера, в качестве страны, которая сближается с НАТО и ЕС. Армения вносит свой вклад в миротворческие операции в Афганистане. Армения продолжает экономические и демократические реформы, которые приближают ее к европейским стандартам. Надеюсь, что Армения заключит Соглашение об ассоциации с ЕС и продвинется в переговорах по Соглашению о создании зоны свободной торговли. Все это приветствуется.
Во-вторых, визит важен в контексте двусторонних отношений. Я встречался с представителями армянских бизнес-кругов и говорил с ними о том, что нам необходимо делать больше для поощрения торговли и инвестиций между нашими странами. Это также является частью нашей национальной политики. Премьер-министр Дэвид Кэмерон поощряет британские компании искать рынки в развивающихся государствах, таких как Армения, по всему миру, и наоборот - призывает компании во всем мире рассматривать Великобританию в качестве надежного партнера, который будет приветствовать инвестиции.
Кроме того, целью визита было усилить двусторонние политические связи с Арменией.
- В этом году мы отмечаем 20-летие установления дипломатических отношений между Арменией и Великобританией. Что было сделано за этот срок, и как Вы оцениваете нынешний уровень взаимоотношений?
- Нынешний уровень взаимоотношений между странами хороший и дружественный, но нам необходимо дальнейшее развитие. Я, в частности, вижу возможности для развития коммерческих связей. Армения желает продолжать дальнейшую модернизацию своей экономики. Я вижу взаимовыгодные возможности, например, в горнодобывающей отрасли. Британские компании заинтересованы в получении разрешения для деятельности здесь, что позволит создать рабочие места и обеспечить новые налоговые поступления.
В этом году мы отмечаем не только 20-летие установления армяно-британских отношений, но и 10-летие деятельности офиса Британского Совета в Армении. Большое количество армянских студентов обучается в нашей стране, изучает английский язык и нашу культуру, и мы приветствуем это. И, конечно же, мы были рады видеть президента Саргсяна на церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне.
- Продолжим тему экономических связей. В чем заключаются главные вызовы и возможности сегодня?
- Я думаю, что возможности очень большие. Даже сегодня, гуляя по центру Еревана, вы можете видеть названия британских брендов, и другие британские компании также могут с успехом присутствовать на армянском рынке.
Моим посланием для Армении будет продолжение экономической модернизации. Когда я разговариваю с представителями британских компаний по всему миру, в частности, в Европе, о том, какие факторы они учитывают и на чем основываются, принимая свои инвестиционные решения, их ответ обычно таков - существует ли в стране прозрачное налоговое законодательство, является ли дружественной система регулирования? Могут ли они быть уверены в том, что вопросы, связанные с лицензиями и разрешениями, будут решаться справедливо? Армения достигла огромного прогресса, я признаю это. Но сами армянские лидеры признают, что еще многое необходимо сделать. В этом контексте я считаю, что Армении следует сделать себя еще более привлекательной для международных инвестиций.
- Как Вы оцениваете работу посольств Армении и Великобритании, соответственно, в Лондоне и Ереване?
- Думаю, что оба посольства очень усердно работают. Я знаю, что наши послы здесь настроены на то, чтобы усиливать наши отношения. Они очень подробно докладывают о политических и социальных развитиях в Армении. Что касается армянского посольства в Лондоне, то оно полно энергии. Армянский посол посетила меня на прошлой неделе в преддверии моего визита, чтобы ознакомить меня с некоторыми вопросами. Полагаю, что оба посольства действительно стремятся к успеху в наших взаимоотношениях.
- В некоторых армянских политических кругах существует мнение, что Великобритания не имеет особых интересов в Армении, особенно если провести параллели с Азербайджаном. Насколько обоснованным Вы считаете подобный подход?
- У нас дружественные отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. Что верно, так это то, что у нас есть очень существенные британские коммерческие интересы в Азербайджане в результате инвестиций British Petroleum в каспийские месторождения. Но мой аргумент заключается в том, что британские экономические интересы заключаются в поддержке деятельности Минской группы ОБСЕ, направленной на решение карабахского конфликта. Южный Кавказ - это не какой-то угол на карте, это регион, где Британия имеет свои экономические интересы, которые могут оказаться под угрозой в случае нового насилия. Вот почему в наших интересах, чтобы здесь был мир и стабильность. И это то, что мы хотим видеть.
- Вы неоднократно подчеркивали, что мир и стабильность на Кавказе являются важным приоритетом для британского правительства. Как Вы оцениваете шаг азербайджанских властей, помиловавших и возвеличивающих убийцу армянского солдата? Не кажется ли Вам, что подобный шаг еще больше усугубил ситуацию в регионе?
- Мы не хотим видеть никаких шагов, которые могут добавить напряженности и отвлечь от мира и процесса примирения. Мы приветствовали и поддержали заявления, которые были сделаны по этому вопросу Советом Европы, ЕС, Минской группой ОБСЕ. Важно не делать шагов, которые героизируют убийцу. Принимая во внимание то, что произошло, я считаю, что нам срочно необходимо искать пути, чтобы попытаться вновь актуализировать Минский процесс, поскольку что это единственный инструмент, который мы имеем на данный момент.
- А как Вы прокомментируете действия страны-члена ЕС Венгрии, пошедшей на сделку с азербайджанскими властями?
- Это дело Венгрии, венгерских лидеров и венгерской правовой системы - объяснять решения, принимаемые ими. Я был бы раздражен, если бы венгерские лидеры начали комментировать решения, принимаемые британской юридической системой.
- В январе 2012 года, комментируя позицию Лондона по Карабаху, Вы отметили необходимость взаимодействия гражданских обществ Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. Вы сказали, что британское правительство профинансирует специальный проект стоимостью £1,06 посредством так называемого Conflict Pool. Не могли бы Вы рассказать поподробнее о данном проекте?
- То, что мы пытаемся сделать посредством этой программы – наладить контакты между людьми. Я думаю, что одним из главных вызовов вокруг Нагорного Карабаха является то обстоятельство, что практически нет контактов между обычными людьми, обществами. Я думаю, что это несправедливо для двух стран-соседей - Армении и Азербайджана, и еще больше для людей, проживающих в самом Нагорном Карабахе. Поощрение контактов между людьми, конечно, не решит всех вопросов, но это маленький шаг, который мы пытаемся осуществить без вмешательства в основную работу Минской группы, играющей главную роль в этом политическом процессе. Это проистекает из нашего личного опыта конфликта в Северной Ирландии, где сначала были очень небольшие контакты между людьми, однако это помогло создать условия для последующего политического примирения.
Вы никогда не сможете полностью взять и переложить опыт конфликта в одной части света на другой. Но вы можете обнаружить и использовать некоторые уроки, чтобы попытаться решить свой конфликт.
- Несмотря на призывы признать Геноцид армян, правительство Великобритании не идет на этот шаг. В чем причина?
- Мы признаем, что произошедшее в 1915 году, было огромной трагедией. Огромное количество людей подверглось громадным страданиям. Я не хочу приуменьшать этот факт, но я думаю, что нам следует давать оценки: Армении и Турции следует найти способ примириться со своей общей историей.
- В прошлом году, беседуя с нами на эту тему, посол Израиля в Армении отметил, что необходимо говорить об этом с учетом “realpolitik”. Вы согласны с этим?
- Знаете, с тех пор, как я стал министром, меня призывали признать множество различных исторических событий в качестве геноцида. Мы считаем, что классификация событий тем или иным образом не поможет залечить исторические раны.
Если посмотреть на англо-ирландскую историю, у нас есть множество эпизодов, где одна или другая сторона может указать на событие, которое забрало много человеческих жизней. Историки продолжают дебаты по поводу того или иного эпизода нашей совместной истории. В конце концов, мы приходим к тому, что современные правительства и современные сообщества работают над тем, чтобы обозначить прерогативы друг друга в общей истории, плохие и хорошие страницы, и самое главное - соглашаться с новым стартом в направлении мирного пути вперед.
- British Airways приняла решение приостановить прямой рейс Лондон-Ереван. Не думаете ли Вы, что это может послать плохой сигнал Армении и создаст множество неудобств?
- Жаль, что так произошло, но это коммерческое решение. British Airways не является собственностью британского правительства, это независимая частная компания. Это было бизнес-решение. Я думаю, что это вызов для Армении, которая должна понять, как она может привлечь другие авиакомпании, чтобы они пришли на армянский рынок и обслуживали прямые рейсы. По всей Европе есть локальные авиакомпании, и задачей Армении является сделать свое направление более привлекательным.
Концерт Миграна Царукяна в Москве