16:06
13 января глава Европейской комиссии (ЕК) Жозе Мануэль Баррозу посетил Азербайджан, а 15 января – Туркмению. В рамках обоих визитов речь шла о продвижении со стороны ЕС проекта строительства газопровода Nabucco, который является альтернативой российскому «Южному потоку».
13 января Евросоюз и Азербайджан подписали стратегическое соглашение по поставкам в объединенную Европу «существенных объемов природного газа», что, согласно заявлению представителей ЕС, является важным шагом в вопросе ограничения зависимости блока от сырьевых поставок из России (в настоящее время около 40% поставок природного газа в Европу приходятся на РФ). «Это большой прорыв, - прокомментировал подписание соглашения президент Еврокомиссии Баррозу. - Этот новый маршрут поставок будет способствовать усилению безопасности европейских потребителей и бизнеса». Документ был подписан в Баку Баррозу и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Согласно подписанному документу, Азербайджан обязуется поставлять в ЕС достаточное количество газа для создания маршрута, который свяжет богатый энергетическими ресурсами Каспийский регион с Европой в обход России. Инфраструктура проекта будет возводиться совместными усилиями ЕС и Азербайджана. Проект трубопровода длиной 3,3 тыс. км, соединяющего Баку и Австрию, с пропускной способностью 31 млрд куб. м газа ежегодно был предложен консорциумом во главе с немецкой RWE AG. Однако в последнее время Европа несколько смягчила свою позицию в отношении того, какому проекту отдать пальму первенства. «Для ЕС критично, что контракт достанется европейскому проекту с участием европейской компании», - отметила в этой связи Марлен Хольцнер, представитель еврокомиссара по делам энергетики Гюнтера Оттингера, который также прибыл в Баку для подписания соглашения.
Между тем в Баку пока не принято окончательного решения относительно поставок газа в рамках проекта Nabucco с месторождения Шах-Дениз II, предпочтение может быть отдано и более мелким конкурирующим проектам (таким как ITGI или трансадритатический трубопровод). Решение Азербайджана по этому вопросу ожидается в течение нескольких месяцев.
Однако если Азербайджан и так был естественным союзником ЕС по поставкам газа, то с Туркменией ситуация значительно сложнее. Туркмения долгое время находилась в значительной степени в изоляции из-за жесткого политического режима и закрытости. Ситуация начала меняться после того, как в стране сменился президент: Гурбангулы Бердымухаммедов практически сразу диверсифицировал свою внешнюю политику, активно завлекая западных партнеров к своим газовым проектам. Одновременно серьезно испортились отношения с Москвой: после взрыва на магистральном газопроводе, Россия значительно сократила поставки, оставив Туркмению без существенных доходов. На протяжении всего прошлого года Москва и Ашхабад вели переговоры о ценах на газ и объемах поставок. В итоге было заключено соглашение, которое гарантирует лишь минимальный объем закупок.
Приезд Баррозу в Туркмению – первый официальный визит столь высокопоставленного представителя ЕС. Баррозу вручил Гурбангулы Бердымухаммедову проект юридического исследования о том, каким образом Туркменистан мог бы соединить свое газовое месторождение с азербайджанским и заручиться гарантий, что однажды этот газ будет отправляться прямиком в Евросоюз в обход России. Баррозу в ходе переговоров с Бердымухамедовым призвал туркменскую сторону ускорить реализацию проекта поставок туркменского природного газа в Европу. Он высказался за строительство Транскаспийского газопровода, отметив, что «страны, которые имеют возможность строить такой газопровод, имеют на это право, и это может произойти довольно быстро». По мнению Баррозу, «этот проект на политическом уровне пользуется поддержкой Евросоюза». Также Баррозу призвал Туркмению подать заявку на вступление во Всемирную торговую организацию, что должно стать «авансом» для этой страны от Европы.
Однако Ашхабад ждет от Брюсселя конкретных предложений по покупке газа, без которых туркмены не ответят европейцам согласием. Однако, как сообщил до начала визита Баррозу туркменский дипломатический источник, Бердымухаммедов не понимает, почему комиссия направила для визита столь важное лицо, когда Евросоюз «не имеет новых предложений» и «новых идей» по вопросу о том, как побудить Туркмению присоединиться к его флагманскому проекту, газопроводу Nabucco. «После подписания ТАПИ (газовый проект Туркменистана-Афганистана-Пакистана-Индии) европейцы немного нервничают относительно доступных резервов газа и будет ли он поступать… Нынешняя встреча носит чисто политический характер: Баррозу хочет использовать свое влияние, чтобы убедить Туркмению согласиться на транскаспийский газопровод», — заявил источник, имея в виду часть трубопровода, который рассматривается как ключевой для пуска Nabucco в эксплуатацию. По мнению же Ашхабада, Транскаспийский трубопровод – это «нереалистичный выбор»; это мнение в немалой степени обусловлено оппозицией со стороны России, которая должна бы дать свое одобрение как одно из государств, имеющих выход к Каспийскому морю, считает туркменский дипломат. «По политическим соображения вряд ли это одобрение будет получено непосредственно после европейского визита. Видимо, прежде чем подобное заявление будет сделано, должно пройти определенное время», — сообщает источник.
Впрочем, улучшаются отношения и между Туркменией и США. 12 января Гурбангулы Бердымухамедов и командующий Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) генерал Джеймс Мэттис выразили готовность наращивать сотрудничество в решении проблем наркотрафика и терроризма в центральноазиатском регионе. Перспективы партнерства в контексте актуальных задач обеспечения безопасности в регионе были главной темой состоявшейся во вторник встречи, писали туркменские СМИ. «Правительство США намерено и в дальнейшем развивать многоплановое взаимодействие с Туркменистаном, в котором Соединенные Штаты Америки видят ответственного и надежного партнера», - заявил во время встречи Мэттис. Бердымухамедов, в свою очередь, заявил, что «сотрудничество с Соединенными Штатами Америки является одним из основных направлений внешней политики Туркменистана». При этом глава государства подчеркнул, что «исходя из своего нейтрального статуса, Туркменистан неизменно выступает за конструктивный диалог в региональном и глобальном масштабе, направленный на активизацию взаимовыгодного сотрудничества по оптимальному решению проблем, волнующих всё современное человечество».
Туркмения и Азербайджан занимают максимально прагматичные позиции в отношениях с ЕС и Россией, ища доступные пути сбыта своих энергоресурсов, и Москве тут становится все сложнее конкурировать, учитывая ее жесткую позицию в отношениях с поставщиками среднеазиатского газа. Одновременно против проекта «Южный поток» играет и коррекция позиции Украины, убеждающей ЕС и Россию в целесообразности создания международного консорциума для модернизации действующих газопроводов и при условии отказа Москвы от «Южного потока».
17.01.2011
Галустян ради роли Карлсона сидит на "булочно-котлетной" диете