11:57
Статья опубликована 13 октября 1941 года
Адольф Гитлер с дерзостью боксера, сообщающего своему противнику, когда именно он собирается нанести удар, отправящий его в нокаут, объявил на прошлой неделе, что готовится отдать приказ о начале смертоносного наступления.
И вот оно началось.
На Москву с обоих флангов обрушился воистину чудовищный натиск. Удары были нанесены по линии фронта, пролегающей на расстоянии 200 миль к юго-востоку и северо-западу от столицы. Наступление развивалось медленно, сначала - мощные бомбардировки коммуникаций, вслед за ними - стандартные бронетанковые удары и пехотные атаки.
Это была грандиозная операция. Ее цель - полностью и окончательно ликвидировать единую линию обороны русских, раздробив ее на три части. Если бы эта цель была достигнута, то задача разгромить русские войска больше походила бы на операцию по завоеванию трех небольших стран. Первая - ленинградская земля, где внушительные силы обороны русских уже были отрезаны от основной армии. Вторая - Московское княжество, где планировалось изолировать вторую значительную группировку войск. Третья - Украина и Кавказ, где в мешке оказалась бы последняя надежда русских. Три маленькие армии разбить гораздо проще, чем одну большую. И тогда Адольф Гитлер мог бы похвастаться очередным успешным практическим применением своей излюбленной стратегии: разделяй и сокрушай.
Схема раскола
Гитлер нанес первый массированный удар по центру фронта. Успех его операций вынудил русских отозвать часть сил с обоих флангов. Затем был вбит клин на северо-востоке, отрезавший войска под командованием маршала Климента Ворошилова, защищающие Ленинград. Таким образом, Гитлер смог изолировать север от центра.
Подготовить почву для отделения центра от юга было сложнее. Этого удалось достичь с помощью последовательных маневров, которые обеспечили успех украинской кампании. Наступление немецких войск не было остановлено, потому что один очень храбрый, но не слишком умный человек - маршал Семен Буденный - не сумел предугадать действия противника.
Миф
В глазах большинства русских Семен Буденный - сверхчеловек. Рассказывают, что в революционную эпоху он и его кавалеристы обрушивались на неприятеля, как гром среди ясного неба, и с тех пор за ним закрепилась слава «грозы» врагов. Именно он - автор революционного призыва, прокатившегося по всему юго-востоку России: «Пролетарий, на коня!». Атаки Буденного отличались такой молниеносностью, что порою (так гласит легенда) он лично принимал участие в полудюжине разных схваток. Крестьяне рассказывают, что он с пятью кавалеристами обратил в бегство армию Деникина. Говорят, что его похвала согревала людей зимой, и он мог убить человека безо всякого оружия, одним только крепким словцом.
О Буденном писали романы, слагали стихи. Некоторые подмечали в нем некоторое сходство с Петром Великим, победителем в битве под Полтавой (которую Буденный оставил две недели назад). Один из самых больших угольных трестов России был назван в его честь. Город на Кавказе, город на Украине, заводы, колхозы носят имя Буденного. Серую остроконечную шапку красноармейцев называют буденовкой. Люди, знающие толк в лошадях, считают его искусным наездником, составляющим с лошадью единое целое, как кентавр. А красные кавалеристы поют:
По земле грохочут танки.
Самолеты петли вьют.
О буденновской тачанке*
В небе летчики поют.
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка -
Все четыре колеса!
Человек
В действительности Семен Буденный - человек. У него мускулистое тело, но и в голове у него не пусто. Он всегда был, и, наверное, до сих пор остается великим воином. Но он не стратег. Он - невероятно отважный и недалекий кавалерийский рубака.
Буденный в свои 58 лет сохранил прекрасную физическую форму. Он неутомимый наездник, он фехтует боевым оружием, он может с 40 шагов выстрелом из револьвера затушить свечу. Его голос гремит как камнепад. В своей беспредельной мужественности он - прирожденный вожак в средневековом смысле этого слова.
Но слава и годы размягчили его. После революции он не стал учиться, чтобы восполнить пробелы в военном образовании, а удовлетворился почетным дипломом Академии имени Фрунзе. Он проводил время в праздных удовольствиях: Большой театр, фестивали, драматические спектакли, опера, балет. Вместо того чтобы развивать танковые войска, он затеял кампанию по выведению улучшенных пород лошадей для Красной Армии и проводил счастливейшие часы своей жизни на Московском ипподроме. Он превратился в щеголя, и военное искусство стало меньше занимать его мысли. О прежнем вояке напоминают только его роскошные восьмидюймовые усы, о которых сам Буденный говорит: «Один ус нацелен на врагов моей страны, второй - в сердце дам».
Сила и натиск
В годы революции Буденный вышел победителем из многих схваток, потому что страх и осторожность были ему неведомы. После успешно выполненного задания он приходил с радостной улыбкой к своему командиру и спрашивал: «Кого рубать дальше?». Он просто действовал, а до остального ему не было дела. «Товарищ, - спросил как-то у него Ленин, - что Вы скажете, если Вас спросят, за что Вы сражаетесь?». На что Буденный ответил: «Товарищ, я скажу, что Ленин знает».
Стратегия для него всегда была пустым звуком. Во время войны с Польшей в 1920 году армия Тухачевского подошла к воротам Варшавы. Буденному был отдан приказ ударить по польским силам с юго-востока, в данной операции своевременность и точность были очень важны. Строптивый Буденный наплевал на приказ и пошел на Львов. Когда он, в конце концов, двинулся к Варшаве, было слишком поздно. Польские войска под командованием Максима Вейгана и Юзефа Пилсудского разбили армию Тухачевского, а затем, и Буденного. Позже выяснилось, что Буденный, совершенно не понимавший плана операции, захотел «взять Львов раньше, чем Тухачевский ворвется в Варшаву».
Об оборонительной тактике Буденный инстинктивно знал только одно, и в боях на Украине руководствовался лишь этим инстинктом. Во время революции Троцкий как-то отчитал его за то, что он не удосужился направить ему письменного донесения о сражении. «Но я же победил», - возмутился Буденный. «Откуда мне знать?», - спросил Троцкий. «Я вернулся вместе с армией. Когда после боя я вернусь без армии, Вы поймете, что я потерпел поражение».
Просчеты
Войска маршала Буденного сражались на Украине с великолепным презрением к смерти. Но если храбрость армии определяют солдаты, то успех - генералы. Маршалу Буденному удалось спасти часть армии. Он по своему обыкновению дрался как лев. Однако позволил сбить себя с толку дилеммой, перед которой Адольф Гитлер любит ставить своих врагов: что важнее, удерживать стратегически важные географические объекты или пожертвовать ими ради сохранения основных сил. Как бы там ни было, вывести армию из-под удара противника недостаточно - силы Буденного были лишь частью Красной Армии, а чтобы не подвести ее всю, маршал должен держать более тесную связь с соседями на правом фланге.
- Первый просчет Буденный совершил, неверно оценив время первого прорыва немцев, произошедшего 8 августа в районе Умани. Этот удар прорвал центр Юго-Западного фронта. Когда Буденный увидел, что немецкие войска начали наступление, ему нужно было полностью вывести войска с бессарабского участка фронта. Он отдал этот приказ, но уже после того, как немцы начали окружать левое крыло. Горстку уцелевших Буденному удалось спасти. Остальные прорвались в Одессу, которая еще на прошлой неделе находилась в осаде.
- После того как немцы прорвались в богатый промышленный район Приднестровья, Буденный перестроил левое крыло фронта и бросил туда все свежие силы, хотя было очевидно, что войска Вермахта ударят по Киеву, находившемуся на правом фланге (немцам нужно было ликвидировать вклинившиеся на этом участке фронта русские войска). Из-за ошибочной переброски войск для усиления левого крыла Буденный позволил немцам форсировать Днепр и создал угрозу окружения Киева.
- Он не смог вывести свою огромную армию из-под Киева, и она была окружена с обоих флангов.
- На прошлой неделе, после киевского провала, Буденный совершил свою самую грубую и, возможно, последнюю ошибку. Он сконцентрировал остатки спасенной им армии на оборонительном рубеже важного донецкого угольного бассейна. Он допустил этот просчет, потому что счел необходимым оборонять это регион и, в случае поражения, отступить и защищать кавказские нефтяные месторождения. Возможно, на его решение повлияли сентиментальные причины, ведь он родился в районе Донецка.
Однако Семен Буденный должен был понять, что бесполезно защищать уголь и нефть, и родную землю, если враг сможет отрезать транспортные пути, по которым сырье доставляется в Россию. После падения Киева Буденный должен был двигаться на север, чтобы соединиться с основными силами маршала Тимошенко. Тогда, несмотря на потерю важных регионов, можно было спасти значительную часть войск. Вместо этого он двинулся на юг и начал бесполезные (но как всегда храбрые и дерзкие) контратаки на юго-западном направлении в попытке освободить Крым.
Таким образом, между силами талантливого маршала Семена Тимошенко, обороняющими Москву, и армией не столь искусного маршала Семена Буденного на Украине образовалось незащищенная брешь. Однако какой бы опасной ни казалась сложившаяся ситуация, она не означает, что «гигантская операция» Гитлера обойдется ему малой кровью и окажется окончательной. У России еще много людей, много миль, много тачанок и огромный запас воистину буденовской отваги.
*Тачанка - запряженная лошадьми крестьянская телега, на которой установлен пулемет
РГРК «Голос России»
Галустян ради роли Карлсона сидит на "булочно-котлетной" диете