Отчет Госдепа, который носит название 2011, International Narcotics Control Strategy Report, основан на данных американского Управления по противодействию наркотикам, которое традиционно считается одним из самых (если не самым) эффективным ведомством мира в своей области.
В отчете названы 20 стран-производителей и транзитеров наркотиков. Это — Афганистан, Багамские острова, Боливия, Бирма, Колумбия, Коста-Рика, Доминикана, Эквадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Индия, Ямайка, Лаос, Мексика, Никарагуа, Пакистан, Панама, Перу и Венесуэла.
Лидером по-прежнему слывет Афганистан. Непочетное первое место по производству опийного мака и героина эта страна удерживает почти десять лет, давно потеснив своего основного конкурента — Мьянму. Главным транзитером опиатов и прекурсоров (химикатов, используемых для производства наркотиков) Пакистан — страна, которая, опять-таки, занимает по этой позиции первое место вот уже около десяти лет.
В отчет Госдепартамента попала и Россия. Большая часть поставок героина из Афганистана по-прежнему приходится на нашу страну, здесь, как сказано в отчете, находится «основной рынок сбыта опиума, гашиша, марихуаны и синтетических наркотиков», прибывающих с афганской территории.
Приводятся ошеломляющие цифры: оказывается, в Россию из Афганистана поступает около 70 тысяч килограмм героина ежегодно. Причем, как отмечается в докладе, в стране неуклонно растет доля потребления синтетических наркотиков, таких как ЛСД и дезоморфин. Россия оказалась и в еще одном печальном рейтинге у американских борцов с наркотиками.
Наша страна названа в числе 63 стран, где систематически отмываются деньги, полученные от торговли наркотиками. Кроме России, впрочем, в нем числятся все развитые страны – Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Британия, Греция, Израиль, Италия, Испания, Канада, Китай, Латвия, Люксембург, Швейцария, Турция, Украина, Франция, Япония и, конечно, сами Соединенные Штаты.
Во всех этих странах, как сказано в отчете, «финансовые институты приобщены к валютным транзакциям, которые включают значительную часть доходов от торговли наркотиками». Впрочем, нарекать прямо «наркогосударствами», как это порой делают чиновники Госдепа в отношении некоторых стран (например, Мьянмы), авторы отчета никого не стали. Лишь констатируется, что американцы не располагают точной статистикой по отмыванию денег, полученных от наркотрафика, так как доходы от торговли наркотиками довольно трудно отделить от других доходов, полученных незаконным путем. Поэтому 63 страны — это, фактически, перечень государств, где отмываются средства от всех серьезных незаконных операций.
Усилия России по борьбе с наркотрафиком в отчете, в принципе, оценены высоко. Так, там отмечается, что «российское правительство предпринимает серьезные шаги по защите здоровья нации от наркотиков». Например, проводит специальные программы в школах и среди молодежи, вводит тестирование на наркотики, не уклоняются от международного сотрудничества.
В докладе отмечено, что в мае прошлого года Россия и США учредили специальную рабочую группу, «благодаря которой пять месяцев спустя российским властям удалось ликвидировать четыре тайных лаборатории по производству наркотиков в Афганистане». Правда, остается неясным, почему бороться с наркотиками в этой стране должна Россия — ведь там уже десять лет находятся многочисленные американские оккупанты.
Между тем, как напомнила в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД руководитель группы по нетрадиционным угрозам безопасности ИМЭМО РАН Екатерина Степанова, как раз после свержения талибов в Афганистане и начался резкий рост наркопроизводства. В то же время, антинаркотическая компания, которая проводилась движением Талибан в 2000-2001 годах – накануне американского вторжения, увенчалась чуть ли не полным успехом. Талибам тогда, благодаря жестоким карательным мерам и почти нулевой коррупции в собственных рядах, удалось почти полностью искоренить посевы опийного мака в стране.
«Рост наркопроизводства после свержения талибов объясняется многими факторами. Но один из них, безусловно, в том, что американские антинаркотические службы уделяют меньшее внимание этому региону, чем, допустим, Колумбии. Основной поток афганских наркотиков идет отнюдь не в США, а в Россию и западную Европу», — считает Степанова.
Между тем, в отчете выносится порицание и союзникам США. Так, выражено беспокойство за грузино-иранский участок границы, через который, как полагают авторы отчета, в Грузию массово поступают наркотики.
Сами же грузинские политики привычно видят во всем «руку Москвы». Откликаясь на публикацию отчета, один из лидеров пропрезидентского большинства в парламенте Грузии Лаша Тордиа в пятницу заявил, что это, наоборот, сама Россия способствует наркотрафику в западную Европу через «оккупированные территории» Абхазии и Южной Осетии. Власти двух республик подобные обвинения, естественно, отрицают. Например, по данным Министерства здравоохранения Южной Осетии, в стране всего, по, правда, неполным данным, всего лишь 85 наркоманов.
Взгляд