14:28
Амбициозная идея построения единого пенсионного пространства в странах СНГ предложена на днях в Москве. 11 июня было объявлено о создании Управления Президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Одна из задач этой структуры – формирование единого пенсионного пространства, которое будет подразумевать создание равных условий для заработков и реализации пенсионных прав.
Эксперты из четырех стран – Армении, России, Украины и Молдовы собрались каждый на своей медиаплощадке и в ходе видеомоста, организованного РИА Новости, высказали «за» и «против» идеи.
Экспертное сообщество сошлось на том, что идея прекрасная, но не реалистична на данный момент и требует долгосрочного решения в рамках комплексного подхода.
Киев: электорат старшего поколения
Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко, отметив явное старение населения в странах СНГ, объяснил идею создания единого пенсионного пространства желанием привлечь электорат.
«Инициатива исходит из того, что есть возможность привлечь больше электората старшего поколения...Но разве пенсионеры являются наиболее мобильной частью населения, они так часто пытаются переехать с нового места на другое: из Москвы в Киев, и из Киева в Ереван», - сказал Устенко.
По его словам, когда речь идет о подобной инициативе, то ее следует рассматривать в контексте более масштабного вопроса, например, единой монетарной политики.
«В противном случае, на нынешнем этапе развития не вижу принципиального смысла актуализировать этот вопрос, хотя не исключаю, что есть ряд необходимостей, почему его нужно рассматривать», - сказал Устенко.
Эксперт указал на ряд конкретных препятствий для реализации данной идеи: структура населения в странах СНГ, сама система пенсионного обслуживания, важную роль в которой играет бюджетная политика и дефицитность пенсионных фондов, а также проблема поддержки со стороны политической элиты и населения. По мнению Устенко, для поколения до 40 лет эта идея на данный момент вообще не представляет интереса, так как является долгосрочной с перспективой в 10-20 лет.
В Украине сегодня действует жесткое пенсионное законодательство – максимальный размер пенсии не может превышать 10 минимальных размеров пенсий. В течение последних трех лет пенсия в Украине выросла с 500 гривен до 1000 гриве (около 4 тыс. российских рублей).
«Сейчас нет привилегированных граждан, все вновь получающие пенсию находятся в жестком «прокрустовом ложе»», - сказал первый заместитель председателя Комитета по вопросам бюджета ВР Украины Владислав Лукьянов.
Кишинев поддерживает идею, но интересуется источниками финансирования
Кишинев на уровне экспертного сообщества выразил поддержку данной идее, указав на проблему, связанную с большим количеством трудовых мигрантов, работающих, в частности в России, которые в будущем столкнуться с проблемой получения пенсий.
Доктор экономических наук, заведующий секцией Института экономики, финансов и статистики Академии наук Молдавии Анатолий Рожко считает важным адекватно осуществлять социальную защиту людей, которые по воле судьбы оказались за пределами страны и работали какое-то время вне системы социального страхования Республики Молдова.
Молдова имеет жесткое пенсионное законодательство: пенсионный возраст повышен (для женщин - 57 лет, для мужчин - 62 года), страховой стаж для получения полноценной пенсии составляет 30 лет, а до 2025 года он достигнет 35 лет. Рожко отметил, что пенсия в Молдове одноуровневая страховая, и есть жесткие финансовые ограничения со стороны финансирования и дотирования госбюджета. Средний размер пенсии составляет 80 долларов, что в два раза ниже, чем на Украине и 3,5 ниже, чем в России.
«Много вопросов, которые технически можно решить, но прежде нужно решать финансовые проблемы. Пенсионная система – это, конечно, социальная, но также и финансовая система. И как будут решаться эти вопросы, от этого зависит реализация этого проекта», - сказал Рожко.
Ереван указывает на разные пенсионные модели в странах СНГ
Руководитель ереванского аналитического центра «Альтернатива», профессор экономики Татул Манасерян считает нереалистичной идею создания единого пенсионного пространства при нынешних условиях экономической интеграции стран СНГ.
«Прекрасная идея: можно одобрить, присоединиться, но нужно быть реалистами. Конечно, формирование единого пенсионного пространства подразумевает и политическое сотрудничество. Сейчас создается впечатление, что политическое сотрудничество берет верх над экономическим, потому что для того, чтобы иметь единое пенсионное пространство, надо преодолеть несколько этапов экономической интеграции, таких как зона свободной торговли, Ттаможенный союз, общий рынок (экономический и политический)», - сказал он.
Эксперт указал на отличие национальных пенсионных законодательств, отметив, что в странах СНГ нет единства в подходах, но есть разные векторы стремления присоединения к разным западным моделям. По его словам, пока в странах СНГ процент накопления, который способствует образованию эффективной пенсионной системы, не больше, чем темпы роста инфляции, преждевременно говорить о создании (модели) во всех странах.
С 1 января 2011 года в Армении внедрена добровольная накопительная пенсионная система, а с 1-го января 2014 года она станет обязательной для граждан, родившихся после 1-го января 1974 года. Накопительный компонент позволит будущему пенсионеру самому формировать размер пенсии. В настоящее время средний размер пенсии в Армении составляет 31,3 тыс. драмов (75 долларов).
Москва: давайте о серьезном
«Сегодня надо ответить на один вопрос: считаем ли мы правильным двигаться вперед в таком формате? Если да, то масса специалистов каждый на своем уровне будет решать эту задачу, как это будет реализовано», - сказал главный редактор журнала "Пенсионные деньги" Александр Хачиян.
По его словам, речь идет о модели, и неправильно делать выводы, глядя на сегодняшних пенсионеров. Сегодня люди приезжают в Россию, чтобы здесь получить пенсию, а для этого им нужно стать гражданами РФ или получить вид на жительство.
Хачиян считает, что обсуждаемая сегодня модель единой пенсионной системы в пространстве СНГ – это модель будущего. «Это не вопрос одного года иди двух лет. Вообще вопрос пенсионной системы - это вопрос по значимости самый важный, но по модели – он самый последний, так как это производное ряда вещей –фискальной, валютно-денежной, экономической (политики) и базируется на геополитической позиции стран», - сказал Хачиян.
Между тем ведущий научный сотрудник Института экономики РАН профессор Людмила Ржаницына призвала не ставить «телегу впереди лошади», иначе это окажется просто очередной «пропагандисткой штучкой».
«Сейчас мы сидим и думаем и опять говорим - хватит начинать с пенсионеров. Получается, что мы государственных руководителей, которые принимают решения, делаем заложниками нашего экспертного мнения…Долг экспертов ужесточать сущность проблемы. Согласна с теми, кто говорит: давайте о серьезном - о базисе, а потом - о надстройке», - сказала она.
Сос Саркисян так и не смог избавиться от детской застенчивости