16:05
В Ереване произошло историческое событие. На стартовавшее 29-е заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) приехал для участия министр иностранных дел Турецкой Республики Ахмет Давутоглу. Интересно, что из 12 стран-участников ОЧЭС присутствие обеспечили лишь главы МИД Турции и Болгарии.
Для враждующих и не имеющих дипломатических отношений государств это весьма примечательное событие. Как известно, господину Давутоглу было отказано в просьбе о встрече с президентом Республики Армения Сержем Саргсяном. Он лишь посетил саммит ОЧЭС и провел встречу со своим коллегой Эдуардом Налбандяном в Ереване. Сам по себе отказ во встрече главой РА является ярким примером тупиковой ситуации, в которой оказались Армения и Турция. Поэтому напрашивается вопрос, что это принесет Турции и Армении? Многие специалисты-международники и аналитики скептически относятся к итогам визита.
Расстановка приоритетов
Армяно-турецкие отношения в данный момент переживают период стагнации. После «футбольной дипломатии», цюрихских протоколов по нормализации взаимоотношений без предусловий многие аналитики оказались перед сложной дилеммой. Вероятно ли налаживание нормального добрососедского диалога между двумя соседскими народами, столетиями проживающими друг с другом?
Армяне и турки переживали сложные периоды в истории, в народе свежи воспоминания об армянском Геноциде 1915 года, учиненном преступным (осужденных самим турецким народом) младотурецким правительством в Османской империи. В каждом армянине очень сильны отголоски прошлого. Точно также турки под нажимом своего правительства не знают либо представляют себе ситуацию в сильно искаженном виде. В современном турецком обществе принято мнение, что шла I Мировая война, и резня была обоюдной.
Однако торжество справедливости только лишь начинается. В начале 90-х ХХ века произошли невероятные события. Многие турецкие историки, правоведы, писатели заговорили о своей ответственности перед армянским народом, который лишился своей исторической колыбели — Западной Армении.
Настало время, когда Турция уже не обладает такими возможностями по сдерживанию признания Геноцида армян внутри своего общества. Обратный отсчет начат, и с каждым днем он все ближе к цели. Но в тоже время некоторые важные обстоятельства не позволяют в данный момент признать преступление вековой давности.
Во-первых, объективно турецкое общество не готово к признанию Геноцида армян. Из разговоров со многими высокопоставленными турецкими дипломатами приходишь к выводу, что вопрос Геноцида 1915 года уже не столько политический, сколько социальный.
Многие знают об этом преступлении, но населению оно десятки лет преподносилось в ином качестве (вина вешалась на армян), или вовсе замалчивалось. Но с активацией турецкой интеллигенции и становящимися все шире требованиями исторической справедливости в самой Турции, очевидно, что общество начинает переосмысливать историческую действительность. Однако данный процесс требует как минимум десятка лет.
Во-вторых, Турция сегодня имеет серьезные проблемы с национальными меньшинствами и коренными народами. Происходит подъем национального самосознания и ослабления позиций турецких властей в восточных районах Турции (Курдистан и Западная Армения).
Курды – одна из самых серьезных проблем современной Турции. Фактически, признав Геноцид армян, в неподготовленном для столь серьезного признания обществе может всколыхнуть общественность. Учитывая недавние волнения и акции протеста, можно представить реакцию многих тысяч граждан, плюс позиция и недовольство курдов и алевитов может перерасти в полномасштабную гражданскую войну.
В-третьих, существует фактор союзнического и «братского» Азербайджана, который является по выражению Гейдара Алиева одним народом с Турцией (тур. «bir millet, iki devlet» — один народ, два государства). Для Азербайджана любой вопрос, связанный с Арменией является болезненным. При сохранении фактора «Нагорного Карабаха» Баку будет делать все, чтобы Анкара не шла на сближение с Ереваном. Иначе Армения получит выход из геополитической и экономической блокады. Это усилит экономическую ситуацию Армении и сведет до минимума усилия Азербайджана по блокированию Армении от России и других ее партнеров.
После подписания «цюрихских протоколов», главной задачей которых являлось сближение позиций сторон и установление дипломатических сношений без предусловий, Турция фактически отказалась от своих намерений. В момент, когда был поставлен вопрос о ратификации турецким парламентом открытия границ с Арменией и установления дипломатических отношений, Анкара вдруг вспомнила про Карабах и потребовала сдачи Азербайджану территорий, контролируемых Нагорно-Карабахской республикой. Несмотря на скепсис обеих сторон, протоколы были подписаны благодаря позиции США и РФ, однако окончательным камнем преткновения стала позиция Баку и его требования не ослаблять позиций в отношении Еревана.
Напрашивается логический вывод, что при современной ситуации Турции намного важнее свой восточный союзник, нежели Армения. Очевидно также, что в Баку не изменят своей позиции в этом отношении. Посему, для Анкары важно отвлечь внимание всего мирового сообщества от надвигающегося 100-летия Геноцида армян. Поскольку на этом поле сильно активировалась вся армянская общественность и особенно диаспора, корни которой происходят из Западной Армении (современной Восточной Анатолии). Для диаспоры это принципиальный и личный вопрос. Турции сегодня приходится всячески защищаться от постоянного прессинга в СМИ по всему миру.
Причины визита
Во многом причина визита главы МИД Турции связана с созданием благоприятного имиджа армяно-турецких отношений для нейтрализации усиливающегося «шквала» со стороны армянской диаспоры в преддверие 100-летия Геноцида армян. Поэтому встреча Налбандян-Давутоглу прошла в спокойной обстановке. Стороны лишь обменялись мнениями насчет региональной ситуации. Фактическим «забалтыванием» объясняется и недавняя утечка в турецких СМИ, будто ведутся интенсивные переговоры между сторонами.
Данная утка специально была распространена турецкой стороной для создания видимости переговорного процесса. Именно поэтому на недавнее заявление Давутоглу по Карабаху был дан мгновенный жесткий ответ заместителем министра МИД РА Кочаряном, в котором тот посоветовал Анкаре искать силы для признания Геноцида армян вместо вмешательства в вопросы Карабаха и Азербайджана.
Нельзя также выпускать из виду вопрос вхождения Армении в Таможенный Союз, а в перспективе – Евразийский союз. Вскоре граница Армения-Турция приобретет статус границы Турция – ЕАС. Это меняет экономическую и геополитическую ситуацию в регионе. И Турция пытается лавировать в новых реалиях.
Тигран Манасян
политолог, кандидат исторических наук
Кавказская политика
Март Бабаян назвал Анну Семенович "своей" женщиной