10:56
Эксперт по управлению Арутюн Месробян в беседе с Tert.am, коснувшись вопроса о внутриполитическом и внешнеполитическом положении Армении, вступлении страны в Таможенный союз, особенно оценив все с точки зрения управления, заявил, что, как правило, разные люди говорят только о том, какие у нас ожидания. Однако, по его мнению, нужно понять, какие у нас ожидания и за какую цену, и какие потери нас ожидают. По мнению эксперта, мы в глубоком перманентном кризисе, и должны как можно скорее одуматься.
– Господин Месробян, что даст Армении вступление в Таможенный союз?
- Этот вопрос я бы представил так: какие у нас ожидания и за какую цену, и какие потери нас ожидают? Вот, если бы у нас были ответы на такие вопросы, то тогда мы бы смогли оценить ситуацию. Когда же мы говорим только о том, какие у нас ожидания, то это означает, что различные политические или гражданские деятели просто хотят сделать положительный или отрицательный PR вступления Армении в Таможенный союз.
А вот за какую цену… тут речь не только о суверенности. Если цена высока, а я убежден, что она будет очень высокой, то это означает, что все ключевые вопросы, которые у нас будут, включая проблему Арцаха, мы ставим под дополнительную угрозу. И без того с каждым годом Армения ослабляет свою независимость, а сейчас получается, что мы продолжаем этот путь. Фактически, с 1991г. с каждым годом мы становимся все более слабым государством и не только для внешнего мира, но и внутри страны.
- Таможенный союз или европейская семья? Что правильнее?
- У русских есть выражение - «выбирают наименьшее из двух зол», а у англосаксов есть иное выражение, которое однозначно ближе моей мысли. Из двух зол они ни одно не выбирают. Эта формулировка является доказательством отсутствия рабской психологии, поскольку, когда мы начинаем выбирать, куда вступить, это означает, что мы уже готовы, хотя бы, наполовину сдаться.
Когда же мы начинаем говорить о том, как можно жить в современном мире без интеграционных процессов, то эти умники хотят сказать, что интеграционный процесс не подразумевает, что ты полностью лезешь под чей-либо подол. Интеграционный процесс прекрасно может быть горизонтальным.
Могу привести пример Швейцарии: страна находится в середине Европы и ни в какой союз не вступает. Результатом этого является то, что с начала 19 века в Швейцарии не было никаких войн, а Европа увидела 2 мировые войны, видела походы Наполеона. Все это обошло Швейцарию, поскольку, когда у тебя горизонтальные отношения, то твоя голова на твоих плечах. А когда лезешь под чей-либо подол, то лишаешься головы и смотришь на голову хозяина.
Вообще, если мы решили быть хозяевами своего настоящего и будущего, то мы должны исходить исключительно из горизонтальных отношений, а это рабское мышление мы должны выкинуть из себя. В конце концов, это означает сдачу значительной части своего суверенитета, а гордое государство никогда не сдает свой суверенитет.
- Вы приводите в пример Швейцарию, а наши власти акцентируют важность вступлению в ТС тем, что для Армении будут созданы более благоприятные в плане экономики условия…
- Еще момент я затрону Швейцарию: в Швейцарии этот кризис прошел наиболее мягко, чем во всей Европе. Пусть поборники, лезущие под разные юбки, обратят на это внимание… Помимо того, когда думаешь об экономике, что мешает просто очистить Армению от олигархической экономики, где, по разным подсчетам, 80% составляет теневая экономика. А, если действительно очистить эту тень, то это означает, что наш бюджет может увеличиться в 5 раз. Мы, оставив наши ресурсы, начинаем заниматься предугадыванием. В финансах и экономике нет денег, как основы, и мы должны максимально использовать то, что имеем. Если мы терпим более 80% теневой экономики, то это означает, что мы никчемные экономисты. А, если мы никчемные экономисты, значить, куда мы не вступили, с каким бы союзом не сотрудничали, все равно останемся никчемными экономистами.
-В плане управления насколько эффективно нынешнее положение Армении?
-Наше политическое поле за 20 лет показало свое явное банкротство. Это способствовало тому, что народ стал полностью безразличным, поскольку эти, бьющие себя в грудь, политические деятели или партии, в конце концов, создают разные союзы, либо же с другими силами, в том числе и провластными. Посему, слово партия уже у многих вызывает аллергию и отрицательные эмоции.
- А гражданское поле?
-Когда партийное поле начало окончательно де факто разлагаться, логическим образом на арену вышли гражданские инициативы. Старт был довольно многообещающим: «Трчкан», «Парк Маштоца». Казалось, что эта логика должна будет продолжаться и набирать силу, но к сожалению, на нас наложено какое-то проклятие – отрицательная селекция. Это ситуация, когда в любой структуре насколько высока твоя должность, настолько велика вероятность, что она достанется недостойному.
Эта отрицательная селекция не обошла и наше гражданское поле, и сейчас фактически и в пирамиде власти, и в политическом поле, и в гражданском поле полностью выиграла отрицательная селекция. Так как за 20 лет политическое поле нашей страны полностью иссякло, есть угроза, что за 2 года иссякнет и гражданское. Эта отрицательная селекция настолько углубилась, что среди нас процессы разлагания ускоряются. А доказательством этому служит то, что народ массово не примыкает к гражданскому бунту. Потому что он не верит людям, которые больше всех бьют себя в грудь, не верит, что они качественно будут отличаться от политического поля и представителей власти.
И в этих условиях винить народ, я считаю, как минимум аморально. С той минуты, когда народ почувствует, что флаг поднимают люди, которые и сами чисты, и их пройденный путь чист, и они готовы даже отдать свои жизни ради народа, тогда и восстанут. А когда народ не встает, это самая большая пощечина и политическому, и гражданскому полю. Не могут хорошо дело делать, потом обвиняют народ в том, что к ним не примыкает.
- Как вывод, что нас ожидает?
-В начале 2009 года я предложил кривую кризиса Армении. В управлении существует подобная методология. Когда я построил эту кривую, получил следующий результат: самый худший сценарий - до осени 2014 года, самый лучший до осени 2016 года Армению ожидают сотрясения. Сотрясения какого характера будут, не могу сказать. Но по каким-то причинам они возникнут. Причины уже есть. Мы завязли в перманентном кризисе. Мы должны как можно скорее одуматься.
Новости Армении - Терт.am
Март Бабаян назвал Анну Семенович "своей" женщиной