17:12
NEWS.amприводит статью журналиста, специалиста по внешней политике Ариан Бонзон, опубликованной во французской версии журнала «Slate», со значительными сокращениями:
Два недавних действия турецкого государства являются еще одним шагом к отрыву правящей Партии справедливости и развития от режима Ататюрка: речь идет об устранении клятвы школьников и реабилитации букв Q, W и X.
От столицы Анкары до самой маленькой деревни в Анатолии школьники произносили в унисон, почти дословно, одну и ту же клятву. Выстроившиеся в ряд, в униформе, они обращались к «Великому Ататюрку», чей невозмутимый бюст из бронзы стоял перед ними, обещая генералу-основателю Турецкой Республики «не покладая рук следовать целям», которые он поставил перед ними. Затем они восклицали: «Как счастлив тот, кто может сказать, что он турок».
Независимо от того, были школьники из черноморского региона, арабами с сирийской границы, православными греками из Стамбула или курдами из Диарбекира, от равнин на западе до гор на востоке, их небольшая церемония повторялась каждое утро по понедельникам, иногда даже ежедневно, и этот обряд оставался практически неизменным на протяжении 80 лет. До 8 октября, когда он был официально устранен.
Армянка из Стамбула, по имени Марал, отмечает абсурдность церемонии: «В школе я должна была говорить, как я счастлива быть турчанкой, тогда как дома мне рассказывали, что часть моей семьи исчезла во время Геноцида, осуществленного турками в 1915 году. В такой ситуации можно было стать шизофреником».
По словам геополитика Стефана Йерасимоса, новая республика хотела сделать турок универсальными предками, а турецкий язык – матрицей для всех остальных. Так что были запрещены буквы Q, W и X, используемые в курдском языке, на котором говорит около 20% населения. Из-за этого было невозможно дать курдское имя ребенку или сохранить курдские названия городов, поскольку эти буквы не могли ни писаться, ни произноситься.
Пока эти три буквы не были реабилитированы 30 сентября турецким правительством, их использование наказывалось вплоть до тюремного заключения. Ставка была большой – достичь определенной культурной однородности и ассимилировать меньшинства. И придавалось мало значения исторической правде.
Устранение клятвы школьников и реабилитация запрещенных букв могут показаться анекдотическими. Менее политическими, чем, например, разрешение депутатам-женщинам носить платок. Будучи более консенсуальными, отмена клятвы и восстановление букв Q, W и X пользуются согласием значительной части населения, особенно курдов и армян, а также либеральных кругов. Но этот очередной шаг к разрыву с кемализмом можно понимать и как дополнительный маневр исламско-консервативной власти с целью укрепить свои позиции и ликвидировать наследие своих предшественников. Во имя либерализма.
Kонцерт Арменчика в Государственном Кремлевском Дворце