18:20
NEWS.am приводит статью профессора истории в Университете Кларка Танера Акчама, опубликованную в «The New York Times»:
На Ближнем Востоке складывается новый политический порядок, и Турция стремится стать лидером, принимая позицию против авторитарных режимов. Ранее на этой неделе премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган зашел так далеко, что осудил продолжающиеся убийства гражданских лиц сирийским правительством как «покушение на геноцид».
Желание Турции поддерживать права человека в регионе является позитивным событием, однако осуждение Сирии Эрдоганом в высшей степени лицемерно. Пока Турция продолжает отрицать преступления, совершенные против нетурок в начале 1900-х годов, в последние годы Османской империи, его призывы к свободе, справедливости и гуманитарным ценностям будет звучать фальшиво.
Попытка Турции культивировать образ глобального защитника прав мусульман подрывается наследием этнических чисток и геноцида в отношении христиан и террора против арабов и курдов. Воспоминания об этих преступлениях очень живы на всей территории бывшей Османской империи. И Турция не может быть демократической моделью, пока не признает, что в основе современного турецкого государства лежат жестокое насилие, перемещения населения и геноцид.
Использовав документы из османских государственных архивов в Стамбуле, которые когда-то были классифицированы как «совершенно секретно», я попытался приоткрыть завесу векового турецкого отрицания. Эти документы ясно показывают, что османская демографическая политика с 1913 по 1918 год была геноцидальной. На самом деле фраза «преступления против человечности» была придумана в качестве юридического термина и впервые использована 24 мая 1915 года в ответ на геноцид в отношении армян и других христианских гражданских лиц.
Великобритания, Франция и Россия первоначально определили османские злодеяния как «преступления против христианства», но позднее заменили словом «человечность», приняв во внимание негативную реакцию, которую такой специфический термин мог бы вызвать у мусульман в их колониях.
Сегодня Эрдоган стремится стать глобальным представителем мусульманских ценностей. В июне 2011 года он сказал тысячам людей, собравшимся, чтобы отпраздновать победу его Партии справедливости и развития: «Сараево победило сегодня так же, как Стамбул, Бейрут победил так же, как Измир, Дамаск победил так же, как Анкара. Рамалла, Наблус, Дженин, Западный берег, Иерусалим и сектор Газа победили так же, как Диарбекир».
Выступление в поддержку угнетенных мусульман принесло ему популярность. Но если Эрдоган стремится защищать свободу и демократию в регионе, он должен также учитывать законные опасения христиан на Ближнем Востоке. Подобно тому как европейские державы предпочли универсализм в 1915 году, осудив «преступления против человечности», Эрдоган должен выйти за пределы своей узкой сосредоточенности на «преступлениях против мусульман». Все угнетенные народы нуждаются в защите.
Неслучайно многие христиане и другие меньшинства в Сирии поддерживают партию «Баас» Башара аль-Асада; они готовы пожертвовать свободой ради безопасности. В то время как турецкая риторика обращена к требованию большинства мусульман-суннитов о свободе в Сирии, она не смягчает тревогу сирийских христиан о своем будущем. Напротив, сирийские христиане, слушая Эрдогана и его риторику отрицания, вспоминают о 1915 годе, и Турция становится для них как бы угрозой безопасности.
Способность смотреть в лицо прошлому тесно связана с безопасностью, стабильностью и демократией на Ближнем Востоке. Упорное отрицание исторической несправедливости не только препятствует демократизации, но и стабильным отношениям между различными этническими и религиозными группами.
Это особенно верно в бывших османских землях, где люди смотрят друг на друга в плащах своих предков. В дополнение к отголоскам Геноцида армян, массовые преступления против курдов и алевитов в Турции, насилие в отношении курдов и арабов в Ираке и христианско-мусульманская напряженность в Сирии и Ливане продолжают отравлять современную политику.
Популярность ПСР в Турции и мусульманском мире дает Эрдогану возможность вступить в эру толерантности. Признав геноцид против христиан и преступления против других групп, турки могут стать лидерами в области прав человека. Однако усилия Турции представлять себя как маяк свободы и демократии не будут приводить к успеху до тех пор, пока Турция отказывается искупить грехи Османской империи.
Моральные пуристы и трезвые реалисты ошибочно полагают, что стремление к справедливости и национальные интересы являются взаимоисключающими. Однако признание исторической несправедливости не является игрой с нулевой суммой.
На Ближнем Востоке прошлое – это настоящее. И истина и примирение являются неотъемлемой частью создания нового, стабильного регионального порядка, основанного на уважении прав и достоинства человека. Турция должна служить примером.
Сос Саркисян так и не смог избавиться от детской застенчивости