Тем временем обстановка в стране остается крайне напряженной. В столкновениях между повстанцами и военными погибли около двух тысяч человек. Восточная часть государства почти полностью перешла под контроль восставших.
Ночная атака на Аз-Заурию — первый серьезный ответ Муаммара Каддафи. Восток страны для режима потерян. Но восставшая Аз-Заурия находится к западу от Триполи.
Эти события, очевидно, настолько сильно повлияли на Каддафи, что полковник выступил, наверное, с одним из самых странных своих заявлений. Он обвинил в происходящих беспорядках террористическую группировку «Аль-Каиду», боевики которой якобы накормили подростков Аз-Заурии галлюциногенными таблетками, и бросил на город лояльные армейские подразделения. Очевидцы сообщают о беспорядочной стрельбе, десятках убитых горожан, сотнях раненых. В чьих руках находится Аз-Заурия, до сих пор неясно.
Преданных Каддафи солдат становится все меньше. Диктатор вынужден использовать против собственного народа африканских наемников — «муртазаков», фанатично преданных полковнику. Этих темнокожих боевиков, захваченных в плен, все чаще демонстрируют журналистам в занятых оппозицией городах, а люди рассказывают о страшной жестокости этих наемников.
«Мы пытались захватить полицейский участок. По нам вели огонь из окон. Трое моих друзей погибли, пытаясь открыть входную дверь. Эти наемники знают: если Каддафи умрет, то и все они будут убиты», — заявляет ливиец.
Тем временем усиливается международное давление на власти Джамахирии. Швейцария объявила, что замораживает банковские счета Муаммара Каддафи и его приближенных. Считается, что на них могут находиться миллиарды долларов. На специальную сессию собирается сегодня Совет ООН по правам человека, где наверняка речь пойдет о санкциях против Ливии. В Пентагоне же говорят, что рассматривают все возможные варианты оказания давления на режим Каддафи.
Между тем иностранные журналисты, получившие возможность попасть на восток Ливии, видят одну и ту же картину: на улицах городов множество вооруженных до зубов людей, разъезжающих на боевых машинах пехоты. В аэропорту Тобрука, битва за который продолжалась несколько дней, бесхозными стоят истребители МиГ. В чьих руках оказалось все это оружие — пока непонятно.
Государственное телевидение демонстрирует задержанных демонстрантов, конфискованное оружие и агитационные материалы. Арестованные говорят, что их силой заставляли участвовать в беспорядках. «Эти люди взрывали дома, грабили банки. Некий Юсуф и его брат Насер. Это большая банда. Я не знаю, где они сейчас. Но я хочу заявить: мне угрожали, говорили, что если я не пойду с ними, меня убьют», — уверяет участник беспорядков.
Неизвестной остается и судьба десяти тонн ядовитого газа иприт. Согласно международным договоренностям Ливия должна была уничтожить все свое оружие массового поражения до конца прошлого года, но не успела это сделать в срок. В результате смертельное вещество кожно-нарывного действия находится теперь в охваченной хаосом стране племен и кланов, где противоречия традиционно решаются не за столом переговоров, а под дулом автоматов.