16:16
Армен Джигарханян приехал в наш город вопреки традиционному волгоградскому туману.Самолет приземлился с опозданием, поэтому поездку на Мамаев Курган и экскурсию в музей-панораму Сталинградская битва» пришлось отложить. К тому же сказалась и усталость Армена Борисовича, ведь Волгоград уже пятый город в гастролях Московского Драматического театра с пьесой «Театр. Вечная любовь». Но народный артист СССР все-таки нашел силы и время на общение. Белые густые брови и усы, немного лукавый взгляд, в котором есть что-то и от штабс-капитана Овечкина и от Сократа и даже от Горбатого и внутренняя сила даже в походке, таким мы увидели 77-летнего актера.
"КВН – главный враг театра"
- Армен Борисович, вы много общаетесь, живете на две страны. Что вас в современной жизни удивляет, радует, расстраивает?
- Есть такое жуткое учреждение – телевидение. Оно нас разрушает. Я не революционер, чтобы бороться с ним. Дай бог, пусть зарабатывает свои деньги. Но это опасная вещь. Особенно КВН. Пошлее, бездарнее, наверно, трудно придумать. Я проработал в театре много лет и считаю, что именно КВН – главный враг театра. Нас дурят, когда кэвээнами пытаются забить нам голову. А есть великая русская литература. Страшно, что наши дети не знают Пушкина, Есенина, Мандельштама.
- И все-таки за кем будущее, за театром или телевидением?
- Никто не знает.
- А как вернуть зрителя в театр?
- Должна быть потребность. Расскажу случай из детства. Когда я был молодой и высокий, наш учитель повел нас в горы. И в горах его укусила ядовитая змея. А поскольку учитель был умный парень, он сказал, не давайте мне присесть. Мы должны были идти быстро, чтобы яд вышел из ноги. Это поразительно, но он выжил – мы заставляли его бежать через силу. Именно так мы и должны действовать, если мы хотим привлечь внимание к театру. Дать другое желание, показать путь к спасению.
- Вам ближе кино или театр?
- Такого отличия нет, есть понятие актер. Это абсолютно биологическое проявление. Если я пошел в это дело, чтобы мазать лицо гуталином, а потому убеждать вас, что я Отелло, значит вот это моя страсть.
- Мастера советского кино утверждают, что сейчас нет хороших фильмов. Вы с ними согласны?
- Беда заключена в том, что кино – богатая организация. Театр может жить практически при нулевом балансе: если принести из дома два ящика чего-то, можно играть спектакль. С фильмами так не получится. У России сейчас нет денег, Россия - нищая. В советском союзе идеологи понимали, что кино необходимо. И выделяли на это нормальные суммы. Так что чтобы снимать хорошее кино, нужны большие деньги. В первую очередь деньги. А уже где-то потом талант артиста, режиссера, монтажера, оператора.
«Культура ниже любви»
- Россия многонациональная страна, но сейчас болевыми точками на карте страны возникают конфликты. Как объединить разные народы?
- Только любовь. Надежда на политических деятелей очень слабая. И даже культура ниже любви. Нас спасет - желание соответствовать, быть лучше. И это не я открыл.
- Но нужно ли в этом случае национальное самоопределение?
- Корни не стираются, это наивное рассуждение. Ведь это основа жизни. Армяне говорят, ели ты хочешь лепить мир, ты должен лепить свой народ.
- Сейчас активно обсуждают переименование Волгограда обратно в Сталинград. А вам какое название ближе?
- Это клоунада. Когда появляется какой-то город, у него есть название. Если вдруг кто-то решает назвать его по-другому – это идиотизм. Ваш город родился как Царицын, значит, он и должен был оставаться с таким названием. Теперь каждый новый руководитель и новая власть будет давать новое имя?
- Многие актеры и режиссеры подались во власть? Может ли артист быть политиком?
- Мы не должны завидовать этим людям. Жалко, чем они занимаются. Например, Говорухин. Он прекрасный режиссер, прекрасный человек. Пусть кино снимает, зачем ему ходить на думу? Что там делать творческому человеку?
«Как только перестаешь меняться, можно хоронить»
- Вам 77 лет, вы много гастролируете, откуда берутся силы, в чем секрет энергии?
- Никто не знает. Может потому что на каком-то перепутье мы делаем определенный выбор. Но сказать формулу никто не сможет. Пока сами не пройдем эту дорогу, тяжкий путь познания, ничего так и не узнаем. Теория и чужие рассказы тут не помогут.
- Армяне славятся своими притчами. А есть ли у вас притча, которой вы придерживаетесь?
Нет. Ведь в жизни все меняется. Например, мы выпустили спектакль и я вдруг обнаружил, что жизнь опровергает то, что я говорил до этого. Я думаю, смысл в этом. Как говорил Сократ: «Проверять и сомневаться». Как только перестаешь меняться, можно хоронить.
- У вас за плечами 250 ролей, а может, осталась желанная и несыгранная?
- Пока нет, я даже Гамлета не мечтал играть. Но я надеюсь, что здоровья хватит, я попытаюсь рассказать себе и другим какие-то важные вещи.
- Сейчас многие говорят о конце света, а вы верите предсказаниям?
- Нет. Может, я не имею права говорить, но я даже в бога не верю. Я верю в человека. Если завтра мне будет плохо на улице, именно человек подойдет ко мне и поможет. Знаете, но я согласен с Энштейном: «Если бога нет, его следовало бы выдумать». Нам это нужно. Мы на ком-то должны отвести душу.
Комсомольская правда в Волгограде
Гарик Мартиросян: «Смех обладает еще и омолаживающим эффектом»