21:39
NEWS.amприводит статью Алена Барлюэ и Шарля Жегю, опубликованную во французской «Le Figaro»:
Тон задан. В самолете, который везет его в Ереван, Николя Саркози не скрывает, что он намерен достичь своей цели по важной теме Геноцида армян. «Я брошу гранату с вынутой чекой», – говорит он перед делегацией. Другими словами, пошлет ясный сигнал Турции, которая всегда отрицала реальность Геноцида армян в 1915 г.
Вскоре после прибытия глава государства посетил Музей геноцида на холме, возвышающемся над столицей, напротив заснеженной горы Арарат. Его сопровождает большая делегация армян Франции, в том числе певица Элен Сегара, футболист Юрий Джоркаефф и председатель Генерального совета О-де-Сена Патрик Деведжян. Очень быстро он объявил отдельно о содержании месседжа, который хотел послать сегодня утром, на пресс-конференции, после чего он выступит на Площади Франции в центре Еревана. «Турция имеет срок до конца года, чтобы признать геноцид, в противном случае мы примем закон», – сказал он. Это настоятельное требование позволит Николя Саркози почтить свое обещание, данное армянам Франции до избрания на пост президента. Он действительно взял обязательство сделать так, чтобы Сенат утвердил закон, криминализирующий государственное отрицание Геноцида армян. Обещания остались невыполненными. Принятый Национальным Собранием в 2006 г., закон заблокирован в верхней палате.
Избирательная ставка
В последнее время кандидаты от социалистов на первичных выборах, в том числе Франсуа Олланд, сказали, что хотят вновь включить закон в повестку Сената. Это важная избирательная ставка в преддверии президентских выборов, ведь армянская община сильна, состоя из полумиллиона человек. Франция признала законом Геноцид армян в 2001 г. Но его законодательная база недостаточна для наказания государственного отрицания: закон Гейсо 1990 г., предусматривающий наказание за расизм, антисемитизм и ксенофобию, разрешает только судебное преследование лиц.
Совершая государственный визит, Николя Саркози должен был перехватить инициативу. Патрик Деведжян в четверг уже радовался: «Я не наивный, выборы – это тоже способ продвигать дела», – сказал избранный из О-де-Сена чиновник, который также является важным голосом армянской общины во Франции. «Когда Олланд говорит ряд вещей, это тоже для избирательного периода», – заявил он.
Рядом со своим коллегой Сержем Саргсяном Николя Саркози возложил гвоздику в центре бетонного памятника, построенного в советское время, где горит пламя в память о 1,5 млн. армянских жертв. «Франция не забывает», – написал он в гостевой книге музея. Затем он посадил ель, как это сделал Жак Ширак в сентябре 2006 г.
«Отрицание реалий»
В четверг с задумчивым лицом президент высказался еще сильнее, чем он делал это с начала пятилетки, осудив «отрицание, которое неприемлемо». «Турция – большая страна, которая снискала бы уважение, пересмотрев свою историю, как и другие крупные страны. Коллективное отрицание еще хуже, чем индивидуальное. Если Турция не посмотрит в лицо своей истории, то, вероятно, нужно будет пойти дальше», – подчеркнул он всего в 25 км от турецкой границы. После Ливии и Кот-д’Ивуара его требование отражает возвращение прав человека в дипломатию президента.
В ходе своего визита в Ереван Жак Ширак сделал первый шаг, призвав Турцию «признать геноцид». На этот раз Николя Саркози подготовился сделать шаг, который может увеличить его разногласия с Анкарой. «Настал момент, когда нужно, чтобы турки оставили это отрицание реалий», – настаивает советник из Елисейского дворца.
Гарик Мартиросян, облысев увлекся блондинками