14:21
Состоявшийся в Ташкенте вернисаж едва сумел вместить всех желающих посмотреть работы юных художников – участников регионального этапа второго всеармянского конкурса детского рисунка. В конкурсе приняли участие около 30 детей в возрасте от 8 до 16 лет, обучающиеся как в столичных художественных школах, так и в арт-студии «Арвест», действующей на базе Республиканского армянского культурного центра.
Детско-молодёжный конкурс - фестиваль рисунка, проводимый по инициативе Министерства образования и науки Республики Армения под девизом «Армянская государственность: 5000 – летие, и 20 – летие», призван объединить усилия детских образовательно-художественных центров, действующих в диаспоре. И, если не каждый маститый живописец наделен ответственностью прикоснуться в своем творчестве к теме государственности, то дети, с присущей им решительностью и непосредственностью, смело принялись за дело.
А перед этим руководитель студии «Арвест» обратилась к редакции журнала армян Узбекистана «Депи Апага» с просьбой о проведении для «творцов кисти» популярных тематических лекций. Юные художники узнали много полезной информации не только о сегодняшнем дне третьей республики. Большинство ребят впервые услышали, что территория Армянского нагорья с древнейших времен считалась колыбелью мировой цивилизации, а история армянского государства восходит своими корнями к временам Библейского потопа, к Ною, основателю древнейшего из армянских городов Нахичевана. В тонком детском сознании постепенно стал складываться образ страны, расположенной между реками Тигром и Евфратом, Араксом и Курой, которую древние ассирийцы называли «Наири». Возникли образы потомка Ноя - патриарха-родоначальника армянского народа и основателя династии Айказуни Айка Напета; Ара Прекрасного, вступившего в неравную схватку с основательницей Вавилона ассирийской царицей Семирамидой; Тиграна Великого, завершившего Римско-парфянское владычество и построившего величавое Армянское царство; князя Арташеса, объединившего раздробленные армянские земли и основавшего династию Арташесидов; апостолов Фаддея и Варфоломея, утвердивших в стране апостольскую традицию; царя Трдата, при котором в начале IV века Армения первой в мире приняла христианство своей государственной религией; Месропа Маштоца и Саака Партева, чьи укрепленные верой священные письмена уберегли народ от ассимиляции в долгий период упадка Армянского царства; Святого Вардана и его сподвижников в их освободительной борьбе; царя Ашота Ерката, противостоявшего арабской экспансии. Узнали и о трагическом существовании народа в эпоху Османской империи, закончившемся страшнейшим в истории человечества чудовищным геноцидом, и о галерее прекрасных городов-столиц Армении - от Вана до Еревана. Как символ завоеванной свободы возводил их народ-творец в свои недолгие мирные промежутки. Дети, наделенные особо тонким взором, всегда рисуют сердцем. Вот почему каждый из представленных в их работах образов выглядел совершенно правдимым и реальным. В связи с этим нелегко пришлось членам жюри конкурса, возглавляемого заслуженным деятелем искусств Узбекистана Рафаэлем Матевосяном. Ни одна из работ не оставила их равнодушными, а победителями, наиболее ярко и необычно воплотившими в красках отношение к теме конкурса, были признаны Элина Кержнер (13 лет), Ирина Угай (10 лет), Ситора Хамракулова (12 лет) и Нарине Багдасарян (16 лет). Работы победителей из Узбекистана вскоре были отправлены в Ереван для участия в первом туре общенационального состязания.
В ташкентской арт-студии «Арвест» под руководством талантливого и вдохновенного наставника Карине Кургиной обучаются дети девяти национальностей. Поразительным является и тот факт, что большинство победителей нынешнего регионального конкурса - вовсе не армяне! Однако, многочисленные взрослые посетители вернисажа, восторженно наблюдавшие работы детей, об этом даже не задумывались. Предки большинства членов армянской общины Узбекистана являются выходцами из Нагорного Карабаха. Вот почему с особым умилением посетители восприняли работы, на которых были представлены сюжеты Арцаха. Многие либо сами впервые в своей жизни знакомились с отдельными страницами армянской истории, либо по-новому взглянули на одновременно трудную и прекрасную историю армянской государственности. Возможно, все эти факты отражают весьма существенную грань состояния сегодняшней диаспоры. В связи с этим, наряду с представленными детским воображением историческими героями, выделился еще один. Это незримый образ армянского пандухта – скитальца, ровесника всей 4500-летней армянской эры. Прошагавший по долгим дорогам истории в поисках лучшей доли, он, казалось, утратил уже практически все. Но в его сердце еще теплится огонек надежды на возрождение… как своего собственного духа, так и обретение былого величия своей горячо любимой исторической родины.
Аревик Саакянц,
г.Ташкент
Гарик Мартиросян: «Не надо заряжаться негативом»