14:27
NEWS.amприводит статью, опубликованную в печатной версии французской Le Figaro:
Во Франции некоторые интеллектуалы призывают нас не игнорировать турецкую карту в наших размышлениях о революциях в арабском мире в ущерб рассмотрению сегодня текста в Сенате, касающегося установления наказания за отрицание Геноцида армян 1915 года. Те, кто знает значение истории, предпочитают турецкую карту этике в области прав человека. Это и есть знак плохой оценки сообщений об арабских революциях, символов справедливости, достоинства и защиты прав человека от унижения со стороны сильных и от авторитаризма государств.
Турция, безусловно, больше не является авторитарным государством, как Северная Корея или Иран. Но это государство-отрицатель, чья дипломатия опирается на отрицании преступления преступлений. Это также государство-душитель свободы, так как любой, кто говорит публично о Геноциде армян, должен быть «привлечен к уголовной ответственности за посягательство на турецкое достоинство». Вспомним о недавнем осуждении Орхана Памука, лауреата Нобелевской премии по литературе, турецким судом за смелость сказать правду о трагедии 1915 г.
Эта политика отрицания не нова. Турецкий режим, будь он кемалистским или исламистским, размахивает ей как знаменем своей силы. И Французская Республика – вооруженная рука правосудия по правам человека – должна закрывать глаза на эту гидру зла, мотивируя это тем, что он может служить ее интересам! Примеры Туниса, Египта и Ливии показывают, что реальная политика всегда заканчивается преклонением колена перед силой человеческого достоинства.
За исключением Турции, реальная политика очень строга. Ничего не изменилось за десять лет в армянской политике исламистского правительства Партии справедливости и развития. В 2011 г. два раза в Страсбурге тандем Гюль – Эрдоган заявил, что «никогда не было геноцида». Если небольшая часть турецкого общества решилась открыть черный ящик «1915 г.», режим и большинство придерживаются официальной версии, окрашенной притворной открытостью по отношению к Армении, так как этой зимой Анкара инициировала разрушение памятника турецко-армянской дружбе, построенного в Карсе, напротив Еревана...
Конечно, Турция сегодня сильнее, чем двадцать лет назад. Почему же эта новая сила, член «Великой двадцатки», должна сейчас признать этот геноцид, притом что ее новые партнеры – Россия, Иран и Китай – не призывают ее изучить свое прошлое? Турция не повернулась спиной к Европе, она просто отвернулась от общечеловеческих ценностей, чтобы найти убежище в лагере выступающих против международных норм. Концепция прав человека, как и концепция геноцида, основана на универсальных критериях, вдохновленных европейской цивилизацией против варварства. Упадок Запада, чему мы свидетели, является результатом оспаривания этих норм. Отрицательное голосование в Сенате сегодня укрепит лагерь тех, кто противится международным нормам, которыми мы хвалимся во Франции, начиная с главы государства, который воюет в Ливии за права человека.
Кто же думает, что трудно вынести решение в пользу этого законопроекта на том основании, что нет никакого официального документа о реальности этого геноцида, тем мы напомним о двух официальных актах: 24 мая 1915 г. Франция, Великобритания и Россия написали Турции, что она должна «понести ответственность в конце войны за преступления, совершенные против армян». 10 августа 1920 г. Севрский договор упомянул о принципе «преступления против человечности, совершенного Османской империей против армян». Это то же выражение, которое было использовано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.
Пришло время побудить Сенат проголосовать за этот закон во имя защиты всеобщей совести без политизации дела. Ибо армянский вопрос имеет благородство, чтобы объединить правых и левых в области прав человека. Представим, наконец, какой была бы реакция во Франции, если бы завтра президент Ирана Махмуд Ахмадинежад вел переговоры о прекращении своей ядерной программы взамен среди прочего на отмену уголовной ответственности за отрицание Холокоста? Нашелся ли бы тогда во Франции интеллектуал, готовый написать: «Не будем игнорировать иранскую карту»?
Концерт Тиграна Амасяна в Москве