09:51
На фоне подготовки в Армении к намеченному на 6 декабря референдуму внимание общественности в основном сфокусировано на поправках к конституции, которые могут изменить политическую структуру страны. Но кое-кто также обратил внимание на менее заметную поправку, способную усугубить положение религиозных меньшинств, которые в республике часто считают разносчиками «порочных и извращенных» западных ценностей.
В Армении давно с подозрением относятся к так называемым «сектам» – протестантским конфессиям, включая мормонов и Свидетелей Иеговы. Между тем финансируемая государством Армянская апостольская церковь (ААЦ), которая считается старейшим христианским учреждением в мире, рассматривается в качестве одного из основных столпов национальной самобытности страны.
В действующей конституции прописано разделение церкви и государства. Поправки к основному закону страны, предложенные комиссией при администрации президента Сержа Саргсяна, предусматривают свободу вероисповедания и запрет на дискриминацию по религиозному признаку, но в статье №41 говорится, что эта свобода может быть ограничена ради «защиты национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья и нравственности, а также прав и свобод других людей».
Заявления высокопоставленных представителей ААЦ и членов правящей Республиканской партии Армении (РПА) о необходимости защищать «национальную безопасность» и «духовную безопасность» Армении от 65 официально зарегистрированных религиозных меньшинств указывают на то, что данная поправка к конституции может интерпретироваться очень широко, заявил Степан Даниелян, председатель неправительственной организации «Центр сотрудничества во имя демократии».
«Мы считаем, что этими положениями могут воспользоваться для ограничения прав религиозных организаций», – сказал Даниелян, являющийся политологом, проведшим ряд детальных исследований на тему отношений между правительством и ААЦ.
Конституционная комиссия пока не отреагировала на подобную критику.
В предлагаемых поправках говорится, что «религиозные организации отделены от государства», но ААЦ при этом отведено особое место в обществе. В тексте поправок отмечается, что ААЦ выполняет «особую миссию» в качестве «национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в развитии культуры и сохранении национальной самобытности».
По действующей конституции, ААЦ отводится «особая историческая миссия». Предлагавшееся ранее определение «уникальная миссия», внесенное в ответ на критику экспертов Совета Европы по конституционному праву, было удалено по неясным причинам.
ААЦ не комментировала формулировки предлагаемых поправок, но является ярым сторонником реформирования конституции. Пока религиозные меньшинства не выражали опасений по поводу возможных изменений в основном законе страны. В 2015 году Госдеп США, подчеркнувший наличие дискриминации по признаку религиозных убеждений, отметил, что «большинство» считает, что ситуация улучшилась.
Тем не менее, архимандрит Комитас Овнанян, известный в Ереване и его окрестностях религиозный деятель, настаивает, что жителям республики следует с осторожностью относиться к альтернативным религиозным группам. Овнанян и другие духовные лица не скрывают презрения к западным ценностям.
Повторяя популярный среди православных верующих рефрен, Овнанян заявил, что западные ценности ведут к социальным недугам, включая самоубийства, инцест, педофилию и гомосексуализм. Он добавил, что иностранные секты способствуют распространению подобных ценностей в Армении.
«Мы идем в какую-нибудь западную мусорку и заявляем, что разделяет эти «ценности», – с насмешкой заявил он. – Если что-то привозится в Армению, это не означает, что надо этому поклоняться». Иностранные «религиозные движения … не служат на благо страны, а наоборот стремятся разделить ее».
Ни одна из вышеупомянутых конфессий не пропагандирует или поддерживает подобного. Тем не менее, схожие обвинительные заявления звучат и в соседней Грузии, в которой большинство населения тоже исповедует православие, а также в по большей части православной России, являющейся самым близким стратегическим союзником Армении. ААЦ является частью Восточной православной церкви.
Во время опроса, проведенного в 2015 году базирующейся в Стокгольме международной сетью социологов под названием World Values Survey, 56,6 процента из охваченных исследованием 1,1 тыс жителей Армении проявили нетерпимое отношение к религиозным меньшинствам.
Видные члены правящей Республиканской партии Армении (РПА) также порой проявляют подобную нетерпимость. 7 октября один из высокопоставленных представителей РПА выступил в парламенте с призывом привлечь государственное телевидение и радио к «борьбе против сект».
«Не секрет, что под прикрытием борьбы за демократию в страну текут крупные суммы денег, которые используются для создания преград для наших национальных ценностей, наших традиций, наших прочных семей, наших церквей, и здесь армянское государственное телевидение должно сыграть большую роль», – заявил, по сообщениям СМИ, глава парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян.
Крупные проправительственные телеканалы в Армении и без того уже распространяют страхи по поводу «сект», но привлечение государственного телевидения позволит охватить более обширную аудиторию.
Заместитель спикера парламента Эдуард Шармазанов заявил, что после «70 лет мрака» в советские времена «гражданам независимой Армении» необходимо продвигать ценности ААЦ и уважение к армянской письменности.
Совет Общественного телевидения и радио Армении выразил готовность создать «подобную программу».
Правозащитный активист и председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян опасается, что создание такой телевизионной программы, возможно, будет «указывать на взаимное согласие между правительством и церковью».
«Они проповедуют повиновение правительству, а правительство позволяет церкви зарабатывать сколько угодно без налогообложения», – заявил Ишханян.
Для правительства, столкнувшегося с растущей волной протестов и критики по поводу коррупции, поддержка церкви является немаловажной.
Из 1832 армянских респондентов проведенного в 2013 году регионального опроса, 56 процентов – самая большая доля в Закавказье – заявили, что религия играет «очень важную» роль в их повседневной жизни. Еще 38 процентов отметили, что религия играет «довольно важную» роль.
Отражением этого тренда является то, что высокопоставленных официальных лиц, включая президента Сержа Саргсяна, можно часто увидеть на церемониях открытия новых церквей в Армении. Историю религии сделали обязательным предметом в школах страны, а некоторые представители религиозных меньшинств заявляют, что армейские священники заставляют призывников посещать службы в церквях ААЦ. На сайте Минобороны выставлено видеообращение на тему армянских вооруженных сил, сделанное архимандритом Овнаняном, возглавляющим отделение ААЦ по делам молодежи.