11:59
Развитие малого и среднего бизнеса – далеко не самоцель. В принципе тот же объем продукции могут выпускать крупные предприятия, те же услуги армянскому населению оказывать мощные фирмы, с сетью своих объектов. Остальное же трудоспособное население нанималось бы на работу в эти компании и фирмы, пишет News.am. Однако общество в этом случае было бы расколото на два антагонистических полюса, со всеми проистекающими из этого негативными последствиями.
Ограничивать значимость развития малого и среднего бизнеса одними экономическими рамками было бы крайне ошибочным. Еще на заре цивилизации, в Древней Греции, великие мыслители пришли к основополагающему выводу о том, что основа государства – средний класс населения. Ибо очень богатые думают лишь о своем богатстве, а очень бедные - как найти пропитание, в этих условиях надеяться о построении демократического государства как то не приходится…
Судя по количеству построенных за последние двадцать лет особняков, недешевым автомобилям, средний класс у нас вроде бы сформировался. Но главнейший признак наличия мощного среднего класса – высокий уровень демократизации общества, явно отсутствует. Следовательно, здесь какой то пробел. Невольно напрашивается вывод о том, что данный контингент населения какой-то «неправильный» средний класс…
Сам по себе достаток гражданина автоматически не означает его принадлежность к классическому среднему представителю общества. Важную роль играет и менталитет, как на уровне отдельно взятого индивидуума, так и их социально-экономической группы в целом. В советский период времени официально существовали два класса – рабочий и крестьянский. Идеологам марксизма-ленинизма приходилось мириться с наличием не столь уж нужной интеллигенции, которую обозначили несколько унизительным термином – «прослойка» между этими классами. Это и был средний класс тогдашнего общества.
С переходом на рыночные отношения и ломкой режима интеллигентная «прослойка» бывшего СССР уступила место «новым» русским, армянам, и представителям других наций стран постсоветского пространства. Приходится, однако, констатировать, что «новые», заимев материальный достаток, вместе с тем по своим морально-этическим взглядам еще не созрели до уровня среднего класса...
Как следует полагать, основные причины кроются во внешней среде, в которой эти предприниматели достигли коммерческих успехов, в тех издержках того же морально-этического характера, которыми сопровождалось накопление первоначального капитала… К сожалению, издержки продолжают сохраняться в дальнейшем, и в основном они связаны с незаконной предпринимательской деятельностью. Которая, в свою очередь, приводит к уклонению от налогов. Законных налогов! Ибо есть и другие «налоги»…
Периодически публикуемые списки тысячи крупнейших налогоплательщиков Армении дают богатую пищу для размышлений. Вначале отметим, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет свыше 40%, что свидетельствует о его, если не ведущей, то во всяком случае, заметной роли в экономике страны. Но, если опоставить этот процент с уплаченными налогами, то уже видны явные диспропорции.
Отметим, что удельный вес тысячи крупнейших налогоплательщиков Армении в общих налоговых доходах государственного бюджета, по данным за январь-сентябрь текущего года, составил почти 75%, то есть на долю десятков тысяч компаний, фирм, учреждений и индивидуальных предпринимателей приходится только 25%. В последнем показателе присутствует также вклад малого и среднего бизнеса, доля объектов которого в общем количестве предприятий страны достигает 98%.
Дело не только в разнице между долями в ВВП и в налоговых доходах государственного бюджета. Механическое сравнение этих показателей по ряду причин не вполне корректно. Но то, что десятки тысяч хозяйствующих субъектов по части налогов в кратных размерах уступают крупнейшим компаниям, говорит о многом. Ведь нужно учесть, что крупным компаниям присуща и крупная «тень»… А с учетом данного фактора выходит, что довольно заметная часть предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса функционирует вне законного налогового поля.
Разделить бизнесменов на две диаметрально противоположные группы, «чистых» и «нечистых», было бы чересчур прямолинейным. Скорее, тень более или менее равномерно распределена на всей территории бизнеса. Бывают, конечно, исключения, но на то они и исключения… Понятно, что сей печальный факт налагает определенный отпечаток на упомянутый менталитет представителей бизнеса, которые, сами того не подозревая, претендуют на средний класс. Вывод однозначный: если уж мы хотим сформировать истинно средний класс в обществе, то вначале нелишне навести порядок в экономическом компоненте этого важного процесса.
Путина может разозлить обложка журнала с Кабаевой