14:35
Террористы "Аль-Каиды" выступили с очередными угрозами в адрес ближневосточных христиан. Они выдвинули ультиматум: в течение 48 часов "освободить мусульманок, насильно удерживаемых в церквях и монастырях египетских идолопоклонников" (так они именуют коптов, потомков древнеегипетской цивилизации строителей пирамид).
В противном случае они угрожают начать настоящую войну против христиан по всему Ближнему Востоку. Напомним, что 31 октября объектом их атаки стала католическая церковь в Багдаде, в результате чего погибли 58 человек и еще 70 были ранены. Примечательно, что случилось это в день церковного праздника Всех Святых. Ливанская шиитская террористическая организация "Хизбалла" обвинила в организации теракта Израиль, "который желает посеять раздор в регионе".
Причем, как написала итальянская газета Corriere Della Sera, нападение в Багдаде было связано с ситуацией вокруг египетских коптов. Якобы террористы требовали выдачи в течение 48 часов двух мусульманок, удерживаемых в коптских монастырях.
Сами иракские власти заявляют о том, что террористы планировали атаку совсем на другой объект. Но, тем не менее, нанесли удар по христианам. Как бы там ни было, но в Египте заметно усилены меры безопасности в местах проживания коптов, причем секретарь Высшего церковного совета Коптской церкви Камил Седдек предупредил, что "Египет — это не Ирак, а копты — не иракские христиане".
Из-за чего же весь сыр-бор? Формальным поводом для этого послужил конфликт между коптами и исламистами из-за двух женщин коптской общины, которых зовут Camilia Chehata и Wafa Constantine. Это бывшие жены коптских священников, "перешедшие в ислам". Однако представители самих коптов утверждают, что этих женщин похитили исламисты и обратили в мусульманство силой. После их возвращения, опасаясь преследования со стороны фанатиков, бывших пленниц укрыли в монастыре.
Между тем представители Ватикана выражают серьезную обеспокоенность разгулом исламистов в этой стране и не исключают, что объектами терактов могут стать и другие иракские церкви, "поскольку несущее смерть насилие фундаменталистов уже не имеет границ".
В любом случае произошедшее в Ираке и Египте заставляет задуматься о судьбе всей довольно крупной христианской общины региона. Значительная часть ее представителей является этническими арабами, хотя немало среди местных христиан коптов и прочих народов, живших здесь до прихода арабов, а также ассирийцев, армян и даже курдов, турок и персов, "уверовавших во Христа".
В процентном отношении больше всего христиан в Ливане — 34,2 процента населения, в Сирии — 16,7, в Египте — 9, в Иордании — 8, в Кувейте — 6.
Местные последователи Иисуса в основном живут компактными поселениями: деревнями и городскими кварталами. По общей оценке, даже в самых либеральных мусульманских странах их жизнь нельзя назвать легкой. Одной из главных причин является то, что на них по привычке смотрят как на "пятую колонну крестоносцев" и Израиля.
Крупнейшей христианской общиной считаются египетские копты, численность которых составляет по разным данным 5-6 млн человек. Считается, что они приняли христианство одними из первых, от самого Марка Евангелиста. Они исповедуют монофизитство, но называют себя "православными".
Ситуация с положением христиан в Египте остается довольно тревожной. Исламисты регулярно нападают на коптские церкви и монастыри, убивают служителей культа и прихожан. Причем сами власти страны, обычно жестко подавляющие вылазки исламистов, смотрят на террор против коптов сквозь пальцы.
Местным христианам почти невозможно построить новые храмы и даже отремонтировать уже имеющиеся. Более того, отмечается тенденция сносить древние церкви под предлогом борьбы с самовольным строительством. И это несмотря на то, что Коран запрещает разрушать христианские святыни.
Вторая по численности христианская община региона (2 млн человек, яковиты) находится в Сирии. В отличие от многих других стран положение местных христиан не вызывает серьезных опасений. Одной из причин является то, что у власти в стране находится секта алавитов, а правящей партией является БААС, жестко пресекающая вылазки исламистов.
Третья по численности христианская община находилась в Ираке. По преданию, ее основал ученик Христа апостол Фома. Половина из этих людей проживала в Багдаде, еще 40 процентов — на севере страны, главным образом, в Дохуке, Киркуке, Мосуле и Эрбиле.
Режим Саддама Хусейна относился к ним куда лояльнее, чем к тем же шиитам. Более того, такие представители христианской общины, как Тарик Азиз, достигали высших постов в иракском руководстве. Гонения наблюдались лишь в отношении ассирийцев, да и то не по религиозному, а по национальному признаку.
По разным данным на момент прихода в Ирак американцев численность христиан составляла от 800 тысяч до 1,8 млн человек, в основном это были ассирийцы-несториане и халдо-католики.
Теперь же, в результате развязанной против них волны террора, в чем были замечены не только суннитские боевики, но и представители шиитских и курдских организаций. В результате христиане стали в массовом порядке покидать страну, и сейчас их не наберется и 300 тысяч человек. Только за период 2003 — 2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей. Примечательно, что все это происходит на глазах американцев, на валюте которых имеется красноречивая надпись: "В Бога мы верим".
Не лучшим образом обстоит ситуация с правами христиан в Турции, которая, кстати, не намерена отказываться от вхождения в Евросоюз. До начала Первой мировой войны здесь проживали миллионы христиан (армяне, ассирийцы и греки). Однако в результате развязанного против них геноцида их число сократилось в десятки раз.
Да и сейчас турецкие власти осуществляют в отношении оставшихся христиан давление, нацеливаясь на их ассимиляцию. Например, немусульманские религиозные организации не могут приобрести недвижимость в стране, в противном случае никто не гарантирует того, что ее завтра не отберет государство.
Представители местной православной общины жалуются на то, что здесь осталось лишь 70 православных храмов. Причем в 1971 г. Анкара закрыла теологическую школу "Халки" на одноименном острове в Мраморном море. В результате Православная церковь лишилась возможности обучать духовенство. Кроме того, телефонные разговоры христиан прослушиваются. Миссионерская деятельность в Турции запрещена, нарушителям угрожает уголовное преследование.
Большая часть арабов-христиан проживала в Ливане, Израиле и Палестине. Они считаются наследниками созданного еще крестоносцами Иерусалимского королевства.
Причем в Ливане в 1970-х гг. (до гражданской войны) арабы-марониты составляли большинство населения этой страны. Теперь же они заметно уступают представителям других конфессий.
Жалуются на преследования и палестинские христиане. Несмотря на то, что в Конституции Палестинской автономии их права закреплены, на деле они не выполняются. Достаточно сказать, что за последние полвека численность местных христиан сократилась с 22 до 2 процентов. Это не случайно, поскольку только за одну сентябрьскую неделю 2006 г. радикалы совершили семь нападений на христианские церкви.
Положение христиан особенно ухудшилось после резкого усиления в 2008 г. радикального движения ХАМАС, представители которого зачастую их атакуют. Например, недавно в деревне Бейт Джала они сожгли 14 домов христиан.
Интересно, что на этом общем безрадостном фоне наилучшее положение христиан…в Иране. Там они даже представлены в парламенте.
Однако в других странах их положение явно не выглядит стабильным. И хотя большинство мусульман не поддерживает фанатиков-исламистов, помня слова из Корана "нет принуждения в вере", христианам от этого не легче. И есть ли вообще будущее у местных христианских общин? В своем комментарии "Правде.Ру" арабист Сергей Демиденко из Института стратегических оценок и анализа предположил, что "некоторое время они еще будут жить там замкнутыми общинами. Но будущее их туманно. Всё зависит от того, куда будет двигаться арабский мир. Если по примеру Ирака, то ничего хорошего им не светит. Скорее всего, их ожидает печальная участь афганских хазарейцев, подвергшихся геноциду со стороны талибов.
И несмотря на то, что христиане испытывают давление как со стороны суннитов, так и шиитов, последние относятся к ним лояльнее. Не случайно Церковь последователей Иоанна Богослова на юге Ирака не испытывает того давления, которое наблюдается против христианской общины в других районах страны.
Однако нет стабильности и для христианских общин даже в более-менее стабильных странах региона. Дело в том, что времена меняются и христиане, как показывает практика, могут становиться разменной монетой в отношениях между светскими режимами и исламистами. В том же Египте власти слабо реагируют на участившиеся похищения исламистами коптских девушек".
Правда.Ру
Путина может разозлить обложка журнала с Кабаевой