22:44
Только на прошлой неделе еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер посетил Туркменистан и Азербайджан, попытавшись получить ресурсную поддержку Nabucco. Но, как становится очевидным, цели своей поездки он не достиг. Более того, буквально через несколько дней, Баку продемонстрировал свое недоверие планам реального воплощения этого проекта. А заявленные планы Азербайджана перенести сроки разработки Шахдениз-2 до 2017 года вообще ставят проект Nabucco под угрозу.Итоги визита еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера в Ашгабад и Баку выглядят весьма неоднозначно (подробнее об этом читайте в материале «Очередные заверения по Nabucco»). Несмотря на оптимистические заявления еврокомиссара, всем понятно, что проблемы поставок газа в европейский мегапроект газопровода в обход России пока далеки от решения. Причем официальный Баку уже не раз высказывал свое неудовольствие медленным решением целого ряда вопросов, связанных с реализацией проекта Nabucco.Об этом пишет ИАП Республика
А уже на этой неделе появилось сообщение, что Азербайджан вновь отложил возможное начало разработки второй стадии крупного газового месторождения Шахдениз на Каспии до 2017 года из-за разногласий с Турцией по вопросам транспортировки газа, а также отсутствия инвестиционного решения по строительству газопровода Nabucco. Об этом в интервью Reuters сказал заместитель вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Виталий Беглярбеков.
Кроме того, несмотря на лоббирование данного проекта Евросоюзом, пока нет окончательного инвестиционного решения в отношения строительства Nabucco с пропускной способностью в 31 млрд куб.м газа и оцениваемого в €8 млрд. «Без принятия инвестиционного решения по Nabucco мы не можем принимать решение по санкционированию разработки Шахдениз-2. Инвестиционное решение по Nabucco пока не принято», — сказал г-н Беглярбеков.
Говоря о «сложных переговорах» с Анкарой, Беглярбеков отметил, что Азербайджан хочет, чтобы Турция платила рыночную цену за газ, которая в настоящее время составляет $120 за 1000 кубометров. Причем «Турция признает, что эта цена несправедлива и намного ниже мировой», — сказал Беглярбеков.
Он также сообщил, что в ходе переговоров есть «определенный прогресс», хотя окончательного решения по всем вопросам, которые рассматриваются в пакете, пока не достигнуто. «Я хочу сказать, что стороны очень сблизили позиции по ценовому вопросу. Однако окончательного решения нет... Вопрос объемов — тоже открыт. Транзитные вопросы, тарифы — открыты», —сказал вице-президента ГНКАР.
Проблемы он объяснил отсутствием четкого понимания того, какие объемы газа Турция намерена закупать в будущем с Шахдениз-2 для собственного потребления и какой объем может остаться для экспорта в Европу. По его словам, из 16—17 млрд куб.м газа в год Азербайджан и соседняя Грузия планируют получать с Шахдениз-2 около 4 млрд куб. метров.
Отметим, что сейчас в рамках первого этапа освоения Шахдениз газ распределяется между Азербайджаном, Грузией и Турцией. В 2010 году на Шахденизе-1 ожидается добыча около 7,6 млрд куб. м в сравнении с 6,2 млрд куб. м в 2009 году. В текущем году Турция намерена закупать у Азербайджана 4,7 млрд куб. м газа, что меньше ранее оговоренного объема в 6,6 млрд куб. м, однако больше 4,0 млрд куб. м, приобретенных в прошлом году.
Напомним, что Азербайджан ранее предупреждал о возможности перенаправить поставки газа в другие страны, свидетельством чему стали недавние соглашения с Ираном и Россией. В частности, ГНКАР в январе 2010 г. договорилась с РФ о поставках в 2010 году 1,0 млрд кубометров газа против первоначальных планов в 0,5 млрд кубометров, наметив на 2011 год рост экспорта до 2,0 млрд кубометров с возможностью дальнейшего наращивания.
Дипломаты и аналитики говорят, что газовые переговоры осложняют разногласия двух стран из-за наметившегося сближения Турции с Арменией, с которой Азербайджан де-юре находится в состоянии войны из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Стоит отметить, что в Евросоюзе тоже есть сомнения в части газопровода.
Изначально предполагалось, что возведение Nabucco начнется в конце 2011 года, а первые поставки газа по трубе пойдут в 2014 году. Однако в конце марта текущего года даже сам еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер заявил, что ввод Nabucco в эксплуатацию состоится в лучшем случае в 2018 году. И, хотя его заявление было быстро дезавуировано, но оно является симптоматичным.
Сейчас, в свете позиции Баку, можно ожидать усиление давления ЕС и США на Туркменистан, чтобы получить его согласие на поставки нефти для Nabucco. А это будет довольно сложно, поскольку Ашгабад неоднократно заявлял о готовности поставок своего газа любым партнерам, но при условии его продажи на границе Туркменистана. Кто же возьмет на себя строительство Транскаспийского газопровода и решение спорных вопросов между Ашгабадом и Баку, а также между Баку и Анкарой?
Тем не менее, как заявляют участники проекта, все важнейшие решения, включая и вышеперечисленные, будут приняты в этом году.
Еву Ривас прооперировали