11:26
NEWS.am приводит статью Нерсеса Дюрмана, опубликованную в «Nouvelles dArménie», с незначительными сокращениями:
Выставка под названием «Искусство хачкаров: армянские камни-кресты» была организована в стенах ЮНЕСКО в Париже. Открытие состоялось в среду, 15 июня 2011 г., в 18:30. Мероприятие проходило под патронажем посла Республики Армении во Франции, Его Превосходительства Вигена Читечяна, и постоянного представителя Республики Армения при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Шарля Азнавура, который не присутствовал. Много людей пришло посмотреть на эти красивые фотографии хачкаров. Каким было наше изумление, когда мы заметили, что нет ни одного упоминания о месте происхождения этих шедевров армянского искусства.
Хачкар остается своеобразным символом древней культуры армянского народа. Какая еще страна может похвастаться тем, что имеет в своем культурном наследии каменные объекты с таким изяществом?! Они – душа армянского народа. Отказываться упоминать места, где сделаны хачкары, значит отрицать армянское присутствие в этих провинциях.
Искусство и культура являются универсальными ценностями, которые ЮНЕСКО обязано защищать и делать известными во всем мире. Какая внешняя сила может заставить учреждение с таким престижем отказаться от своего универсального девиза?
Прибыль от продажи нефти могла ли быть использована для разрушения хачкаров, расположенных на армянских землях, оккупированных Азербайджаном? Разве в 2005 г. в Нахичеване, в родной земле армян, азербайджанцы не уничтожили огромные армянские кладбища, в том числе в Джульфе, где были хачкары?
В то время, несмотря на неоднократные протесты, ЮНЕСКО не реагировало, чтобы предотвратить уничтожение армянской культуры, значение которой универсально. Ученые в лабораториях сохраняют редкие и исчезающие особи в формалине. Не думают ли азербайджанцы, что держат определенные армянские произведения в нефти, чтобы претендовать на то, что это азербайджанская культура?
Не присвоила ли Турция, в свою очередь, византийское, греческое и армянское наследие, чтобы сформировать свою национальную культуру? В коммерческой сфере власть денег перекрывает все человеческие ценности, будь то моральные, духовные или культурные.
Меркантилизм не признает этих человеческих ценностей, он подчиняется только одному закону – закону Интереса. Можем ли мы надеяться, что ЮНЕСКО является учреждением, которое значительно выше такой финансовой мелочности? Согласно пословице, рыба начинает гнить с головы, рядовой гражданин носом приближается к хвосту рыбы и говорит: «Гниение дошло до хвоста?».
Мы задаем себе этот вопрос сегодня: «Может ли власть денег от продажи нефти оказать влияние и на такое учреждение, как ЮНЕСКО?».
Еву Ривас прооперировали