10:56
Интервью начальника Управления по контролю над вооружениями и международной безопасности МИД Армении Самвела Мкртчяна агентству NEWS.am.
Как Вы оцениваете участие Армении в международной миротворческой деятельности?
Это однозначно позитивное явление. В политическом плане вовлечение в миротворчество поднимает международный престиж нашей страны. Это значит, что нам не безразличны проблемы международной безопасности, что Армения готова внести свою лепту в установление мира и обеспечение успеха тех политических процессов, которые ведут к нормализации ситуации в зонах конфликтов. Другая выигрышная сторона, это то, что наши военные получают отличную возможность не только повысить уровень собственного профессионализма, но часто и служить примером, наладить необходимые контакты, представлять нашу страну за рубежом. В этом я лично убедился, когда встретился с нашими славными парнями в Косово несколько лет тому назад.
У Армении серьезные планы для вовлечения также в миротворческую деятельность ООН. Такую возможность нам в будущем может предоставить и ОДКБ.
Ожидаются ли изменения формата участия Армении в международной миротворческой деятельности в ближайшее время?
По не зависящим от нас причинам, в декабре 2011 года миротворческий контингент Армении после семилетнего пребывания был выведен из Косово. Это было связано с финансовыми затруднениями Греции - наши военные были дислоцированы и служили в составе греческого батальона. В настоящее время мы ведем активные переговоры, чтобы в партнерстве с одной из стран Северо-Атлантического Альянса вернуться в состав КФОР.
Что касается Афганистана, то первое размещение Армянского взвода в Кундузе было осуществлено в начале 2010-ого. Через год численность наших военных увеличилось втрое и их стало 126. Как Вы знаете, НАТО уже приняло решение о выводе основных военных контингентов к концу 2014 года. Наша позиция, о которой недавно заявил министр иностранных дел Эдвард Налбандян на Чикагском саммите, такова - мы останемся в стране до конца этого срока, а после 2014-ого продолжим оказывать посильное содействие Афганским властям.
Как Вы оцениваете работу армянской стороны в рамках ОДКБ, и конкретно в развитии института КСОР?
Армения очень активный член ОДКБ. Мы не только приняли и ратифицировали большинство новых соглашений в рамках Организации, но и сами выступаем с предложениями и инициативами по укреплению и повышению эффективности ОДКБ. Это, в частности, касается структурных изменений, шагов, направленных на более высокий уровень интеграции, на углубление военного и военно-технического сотрудничества. Деятельность армянской стороны была высоко оценена. «В период своего председательства (2008-2009гг.) в Организации Договора о коллективной безопасности Армения выступила локомотивом развития ОДКБ. Именно при самой активной поддержке руководства Республики Армения были приняты очень серьезные решения в рамках ОДКБ, были проведены очень серьезные мероприятия, в частности были согласованы очень сложные документы по формированию Коллективных сил оперативного реагирования», - отметил Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
По разным направлениям в рамках ОДКБ активно вовлечены в первую очередь Министерство обороны, Совет национальной безопасности, Министерство экономики и финансов, другие ведомства.
В последнее время активизировалась работа по координации позиций в рамках международных организации. Были проведены совещания и согласованы совместные заявления по разным темам, в том числе и по вопросам повестки Генассамблеи ООН.
В этом году по указу президента Сержа Саргсяна открылась отдельная дипмиссия Армении при организации, Ара Бадалян назначен постоянным представителем в ОДКБ. Наши представители активно вовлечены в работу секретариата на разных должностях.
Можно немного подробнее о предстоящих учениях?
Учения, которые будут проведены в сентябре этого года, называются «Взаимодействие 2012». Во время учений будут отрабатываться действия КСОР в кризисной ситуации. Это, в сущности, крупная антитеррористическая операция с задействованием также гражданских служб, полиции и других структур.
В каком направлении развивается сотрудничество с НАТО, учитывая, что армянская сторона неоднократно заявляла, что не ставит целью членство в Альянсе?
Наши отношения с НАТО – партнерские. Они были установлены в начале 1990-х с нашим вовлечением в деятельность Северо-Атлантического Совета Сотрудничества, потом в Программу «Партнерство во имя мира» и Евроатлантический Совет Сотрудничества. Нужно особенно отметить, что эти отношения развивались прогрессивно в сторону расширения сфер сотрудничества, повышения взаимного доверия в рамках политического диалога на разных уровнях, включая и на самом высоком.
С 2006 года у нас солидная программная база уже конкретного двустороннего сотрудничества. По мере реформирования самого Альянса и расширения форм сотрудничества с партнерами, возникла необходимость разработки индивидуальных форматов, которые лучшим образом соответствовали бы нуждам каждой страны-партнера. С этой целью между Арменией и НАТО был согласован Индивидуальный План Действия Партнерства (IPAP). Мы недавно начали выполнение третьего цикла программы. Это объемный документ, который охватывает политические вопросы, сферы обороны, чрезвычайных ситуаций, науку.
У Армении сильные, боеспособные, высокоорганизованные Вооруженные Силы. Но многое вокруг нас меняется, трансформируется. Чтобы сохранить то, чего мы добились, и поднять на новый уровень, нужно провести реформы. А чтобы эти реформы были эффективными, нужно изучить передовой опыт, перенять современные достижения в деле построения вооруженных сил и приспособить их к нашим нуждам. Это, в частности, касается военного обучения, реорганизации соответствующих структур в области обороны.
Мы несколько лет совместно с Международным секретариатом НАТО работали над концепцией управления кризисными ситуациями и созданием Ситуационного Центра Министерства чрезвычайных ситуаций Армении.
Очень продуктивным оказалось сотрудничество в ликвидации просроченных пестицидов, продолжается выполнение программы по наблюдению за сейсмической активностью. Как видите, это многоплановое взаимодействие.
Обеспечивает ли членство в ОДКБ и сотрудничество с НАТО безопасность страны?
Понятие безопасности в наше время намного шире и инклюзивнее. Успех в обеспечении безопасности зависит от действенного соотношения и балансирования разных его составляющих. Армения придерживается принципа кооперативной безопасности.
Мы полноправные члены ОДКБ и однозначно, что эта организация является основным гарантом нашей безопасности. С другой стороны мы активный партнер Северо-Атлантического Альянса.
У нас союзнические отношения с Россией и доверительное, дружественное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки.
Наши исторически добрососедские отношения с северным и южным соседями имеют исключительно важное значение для обеспечения ряда параметров нашей безопасности – коммуникаций, снабжения энергоносителей. Времена противостояния и конфронтации разных военно-политических альянсов прошли. Мы должны построить общую платформу, которая сблизит позиции стран с разными видениями проблем безопасности и, одновременно, стараться исключить опасность взаимоисключающих подходов и конфронтации.
Каково участие Армении в борьбе с ОМУ? Можно ли его назвать действенным?
Армения является участником почти всех международных договоров и конвенций в этой области – Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Эти международные инструменты предусматривают определенные процедуры предоставления соответствующей информации об имплементации, и армянская сторона их четко соблюдает.
В практической области борьбы с распространением ОМУ начиная с 2009 года нами проделана существенная работа. Были внесены поправки к законам об оружии и лицензировании, к Уголовному Кодексу. В 2010-ом был принят новый закон «О контроле экспорта товаров двойного назначения», их транзитной транспортировки через территорию Армении, а также передачи информации двойного назначения и продуктов интеллектуальной деятельности. Правительством Армении был принят ряд соответствующих решений, определяющих порядок лицензирования экспорта-импорта товаров военного назначения, их транзитных перевозок и посреднической деятельности в этой области, а также утверждающих национальный перечень товаров военного назначения.
Мы начали сотрудничество с другими международными структурами, например с БАФА – Федеральное Агентство Германии по Экономике и Контролю над Экспортом (это агентство в сущности представляет Европейский Союз), с ЮНИКРИ – Исследовательский Институт ООН по Вопросам Межрегиональной Преступности и Правосудия. Ведется активная работа по выполнению резолюции 1540 Совета Безопасности ООН от 2004 года, которая гласит, что «…все государства воздерживаются от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки». Мы представляем соответствующие доклады и в ООН и в ОБСЕ. Внимание международного сообщества к вопросам борьбы с ОМУ возрастает, и по мере того расширяется наше вовлечение и участие.
В какой мере Армения придерживается ДОВСЕ? Считает ли армянская сторона жизнеспособным этот договор?
Армения с момента присоединения к ДОВСЕ в мае 1992 года полностью выполняет юридически обязывающие требования договора. Мы провели сокращение тех обычных вооружений, которые подпадают под определенные договором категории. Армянская сторона регулярно предоставляет информацию и принимает инспекции в рамках своих международных обязательств.
К нашему большому сожалению в последние годы возникли определенные трудности с полным выполнением договора. Но отрадно, что ведутся активные консультации, а в прошлом году в Вене состоялось 4 раунда переговоров, на которых Армению представлял я, об определении рамок модернизации договора. Пока эта работа не дала конкретных результатов. Армения однозначно выступает за сохранение и восстановление жизнеспособности ДОВСЕ. Прекращение действия договора и образование вакуума в сфере контроля над обычными вооружениями чревато серьезными негативными последствиями.
Азербайджан перманентно нарушает указанный договор. Есть ли данные о том, насколько?
Совершенно правильно - Азербайджан грубо нарушает положения ДОВСЕ и установленные им квоты. Согласно официальной информации об имплементации со стороны Азербайджана Договора об обычных вооруженных силах в Европе, по состоянию на 1 января 2012 г. Азербайджан превышает свои установленные уровни по двум из пяти категорий обычных вооружений: 381 боевых танков вместо ограничиваемых Договором 220-ти и 516 единиц артиллерии вместо разрешенных 285-и.
В 2011г. Азербайджан значительно увеличил свои вооружения: в категории артиллерии на 47 единиц, в категории ударных вертолетов на 5 единиц и в категории боевых бронированных машин (ББМ) на 106 единиц. Таким образом, Азербайджан официально превысил свои установленные уровни также по категории ББМ: 287 боевых бронированных машин вместо 220-ти, умышленно воздержавшись от отражения данного факта в годовом Обмене информации в рамках ДОВСЕ. Азербайджан также многократно увеличил свой военный бюджет за последние годы (военный бюджет за 2012г. составляет 3,47 млрд. долларов США).
Мы постоянно привлекаем внимание наших стран партнеров, разные международные организации к этим фактам призываем к адекватной реакции.
Мариам Левина
Сос Саркисян так и не смог избавиться от детской застенчивости