10:29
Согнувшаяся под тяжестью финансового кризиса Европа сейчас в первую очередь обеспокоена своими внутренними проблемами и никак не может окончательно определиться со своей стратегией на Востоке. На южном направлении ЕС создал в июле 2008 года Средиземноморский союз, а на восточном запустил на пражском саммите в мае 2009 года программу «Восточное партнерство». Этот проект по финансовой помощи и проведению демократических реформ ориентирован на ряд бывших советских республик, новую границу Европы, которая установилась после расширения союза в 2004 и 2007 годах и доходит сегодня до берегов Черного моря.
Всего в «партнерстве» участвуют шесть стран (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан) с общим населением в 76 миллионов жителей, 46 миллионов из которых приходятся на Украину. На программу помощи в период до 2013 года было выделено 600 миллионов евро, что, в общем-то, совсем немного, учитывая бедность и неустойчивость экономик этих государств (исключением является лишь Азербайджан, ставший чем-то вроде нефтяного эмирата).
Если рассмотреть эту сумму с учетом населения стран-участниц, то получается, что в период с 2011 по 2013 год Европа выделит по 2,74 евро на одного белоруса, 3,35 евро на украинца, 4,82 евро на Азербайджанца, 13,66 евро на армянина и 25,36 евро на молдаванина. Все это и близко не стоит с теми средствами, которые предоставлялись государствам Центральной Европы в 90-х годах, в предшествовавший их присоединению к Евросоюзу период. Причина такой сдержанности довольно прозрачна: у этих далеких, расположенных у границ России и на Кавказе республик пока нет никаких перспектив вступления в ЕС. «Мягкая сила», влияние Европы в этих странах обеспечивается прежде всего различными соглашениями, торговым сотрудничеством и смягчением визового режима. Но достаточно ли этого?
Сейчас у Европы, по-видимому, практически нет ни желания, ни возможностей отстаивать свои позиции в регионе, с которым в немалой степени связана и ее собственная безопасность (замороженные конфликты, пути транзита энергоресурсов, торговля оружием и наркотиками, поток беженцев). В условиях мирового кризиса некоторые люди, прежде всего в Германии, задумываются о том, каково будет дальнейшее финансирование программы.
Вопрос расширения НАТО довольно давно снят с повестки дня (за пределами Балкан), в связи с чем протянуть этим государствам руку и привести их в зону стабильности и демократических ценностей должен уже Европейский союз. Война августа 2008 года в Грузии и газовые кризисы с участием Украины в 2006 и 2009 годах наглядно продемонстрировали, что любые, даже на первый взгляд локальные кризисы могут повлечь за собой гораздо более серьезные и масштабные последствия для всего континента.
Несмотря на всю важность вопросов климата и регулирования мировой экономики, только выстраивание системы соседских отношений может дать Европе возможность доказать свою способность играть важную и активную роль в мировой политике. У нее просто не получится добиться никакого доверия на международной арене без решения проблемных вопросов у своих собственных границ.
Идея Восточного партнерства была выдвинута Польшей и Швецией после конфликта августа 2008 года в Грузии. Программа задумывалась как своего рода расширение принятой в 2003 году политики соседства. Воздержавшись от резких высказываний относительно вторжения России в Грузию (за которым последовало отторжение части ее территории), ЕС запустил основывавшуюся на его опыте и экономической и нормативной интеграции программу партнерства для того, чтобы попытаться предотвратить возникновение новых кризисов.
Дистанцировавшись от оставшихся после холодной войны неразрешенных вопросов, администрация Обамы призывает, таким образом, европейцев самих взять на себя ответственность за свое будущее. Вашингтон отказался от политики активного расширения евроатлантической зоны, которая превалировала в его внешней стратегии с начала 90-х годов. Единственная интересующая Обаму страна-участник партнерства – это Армения. Объясняется такое внимание американского лидера надеждами на ее историческое сближение с Турцией. Во всем остальном, Вашингтон отдает предпочтение диалогу с Москвой, выстраивая его вокруг проблем международной безопасности, ядерного разоружения и противоракетной обороны.
Польша со своей стороны тоже приступила к действиям и пытается извлечь выгоду из нового, более расположенного к сотрудничеству настроения Москвы. 24 мая она предложила создать «группу друзей» «Восточного партнерства», которая будет открыта для стран-доноров, таких как США и Япония. Кроме того, вступить в нее приглашают и Россию, которая в 2009 году выступала против этой программы, расценив ее как посягательство на свою зону влияния.
«Восточное партнерство» - это первая попытка установить прочные экономические и политические связи со странами, которые стремятся вырваться из тисков Москвы. Оно направлено на распространение основанной на демократических ценностях европейской модели. Однако помимо ряда технических соглашения партнерство не предоставляет государствам-участникам практически никаких перспектив. Или ощутимой помощи.
Так, например, ЕС не посчитал нужным дать Украине надежду на (пусть и нескорое) вступление в союз, хотя после «оранжевой» революции 2004 года страна отчаянно стремилась присоединиться к единой Европе. И теперь после недавних президентских выборов самая важная и большая страна Центральной Европы вновь возвращается на орбиту России. Получится ли у Евросоюза сделать из этого нужные выводы?
Натали Нугайред (Natalie Nougayrède)
Оригинал публикации:L'Europe à court d'ambition face à son Partenariat oriental
Опубликовано: 01/06/2010 12:19
Еву Ривас прооперировали