27.03.12
13:23
В Турции есть люди, готовые поднимать нелицеприятные для властей вопросы

Эксклюзивное интервью художественного директора Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Сусанны Арутюнян агентству «Новости-Армения»

 - Г-жа Арутюнян, не так давно в рамках Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» начался очередной прием заявок на участие в армяно-турецкой киноплатформе? Какие изменения претерпела киноплатформа за период своего создания, и какие новые тенденции вы могли бы отметить?

 - Если сравнивать нынешние семинары в рамках армяно-турецкой киноплатформы с первой встречей в 2008 году, то перемены будут разительными. Тогда мы вообще не знали, каким образом вести диалог, как обсуждать вопросы, связанные с нашим общим болезненным историческим прошлым, и как на это будут реагировать участники из Турции.

Наш первый круглый стол, на котором присутствовало по 10 кинематографистов с обеих сторон, проходил нелегко; мы старались нащупать грани общения, и базой для общего разговора стали кино и творчество. Разговор сам привел к темам, которые волнуют обе стороны, потому что это та историческая правда, в отношении которой в Турции действует цензура. Разные слои общества в Турции воспринимают ее по-разному, а большинство просто отрицает. Вместе с тем, в Турции сформировался круг людей, открытых для диалога. Наше внимание было направлено на возможность совместного производства фильмов. Тогда это звучало почти нереально, но так как с обеих сторон присутствовали люди опытные в копродукции с другими странами, то этот опыт был перенесен на армяно-турецкую платформу.

Через два года с небольшим, 12 апреля 2011 года, на Стамбульском международном кинофестивале состоялась премьера первых пяти фильмов, созданных в рамках киноплатформы. Это короткометражные и документальные фильмы молодых режиссеров, совершенно разные по тематике, но объединенные одной задачей – они поднимают вопросы, к которым ранее ни одна из сторон не обращалась в подобном киноформате. Те же пять фильмов в прошлом году были представлены и на «Золотом абрикосе», и на других фестивалях. Думаю, что это был большой успех не только для нас и наших партнеров, но и для тех организаций, которые поддержали нас с самого начала – Фонд сотрудничества Евразия, Посольство США в Армении, Европейский культурный фонд и др.

Должна отметить один очень важный момент: нашим партнером, без которого реализация проекта была бы невозможна, выступила прогрессивная турецкая общественная организация Anadolu Kultur, которая занимается широким спектром проблем нацменьшинств, а также реализацией различных исторических и культурных программ. Кинопроизводство стало для наших партнеров совершенно новой областью, но они были готовы к диалогу и общению с армянской стороной, и они сумели очень оперативно найти ресурсы и поддержать производство этих короткометражных фильмов.
 
За два года деятельности мы доказали, что невозможное - возможно, а именно, что создание совместных армяно-турецких фильмов в принципе реально. Но помимо констатациии этого факта, налицо новые тенденции. К примеру, полученные в прошлом году заявки свидетельствуют о возросшем интересе профессионалов с обеих сторон к ко-продукции, а это означает, что мы вышли на новую ступеньку профессионализма. Мы начали получать заявки от режиссеров и сценаристов из диаспоры как армянской, так и турецкой. Следовательно, идеи диалога и открытости созвучны кинематографистам, живущим не только по обе стороны границы - в Армении и Турции, но и за их пределами.

– Повлияли ли каким-либо образом на сотрудничество в рамках армяно-турецкой киноплатформы процессы в связи с законопроектом по криминализации отрицания Геноцида армян сенатом Франции?

 - Конечно, градус политических отношений очень влияет на наше сотрудничество в рамках киноплатформы. И «замороженные» армяно-турецкие переговоры, и ситуация вокруг законопроекта по криминализации отрицания геноцида армян - все это осложняет нашу работу. В частности, режиссер фильма “Соседи” Гор Багдасарян столкнулся с непреодолимой проблемой – запретом военных властей снимать в приграничном с Арменией турецком селе и с жестким психологическим прессингом. Но авторы фильма переориентировались в процессе съемок и выстроили новую концепцию. В том-то и состоит отличие и суть документального кино, что рассказанная история должна быть адекватна реальности, которая нередко вносит свои коррективы в сценарий. Режиссеры должны быть очень гибки в этом вопросе, понимать, что находятся «на передовой», и поэтому должны быть готовы к любым сюрпризам и отвечать на самые различные вызовы.

Но подобные трудности не смущают нас и наших партнеров, ведь нам никто не обещал, что будет легко. Месяц назад мы объявили новый прием заявок на 2012 год. Прошедшие отбор кинопроекты примут участие в семинарах и питчингах, которые состоятся в апреле в рамках Стамбульского международного фестиваля и в июле – в рамках Ереванского «Золотого абрикоса». Эти семинары состоятся при поддержке Фонда сотрудничества Евразия и Европейского Союза. Предусмотрено два гранта на развитие в размере 10 000 долларов США, которым будут отмечены два лучших проекта. Мы уже получаем заявки, а о качестве и окончательном отборе проектов в рамках киноплатформы можно будет поговорить чуть позже.

Наряду с этим на предстоящем «Золотом абрикосе» в рамках киноплатформы ожидается премьера четырех новых полнометражных документальных фильмов – все они проекты-призеры наших предыдущих семинаров. Это «Прогулка по кварталам Стамбула» ливанского режиссера армянского происхождения Нигола Безджяна по одноименной книге Акопа Пароняна, «Назад в Гюрун» Адрине Григорян, «Рождественское путешествие» Артура и Нарека Бахтамянов и фильм «Замечательно, просто прекрасно: из Битлиса в Америку» турецкого режиссера армянского происхождения Лусин Динк. Она племянница Гранта Динка – главного  редактора еженедельника «Акос», убитого в 2007 году в Стамбуле. В основу фильма легли записи из личного дневника Вильяма Сарояна во время его путешествия в Битлис в 60-ые годы.

 – Какие отклики получила армяно-турецкая киноплатформа, и как это повлияло на деятельность других кинематографистов?

 – Нас нередко критиковали - и в связи с самой армяно-турецкой киноплатформой, или, скажем, по поводу того, что турецкая картина «Космос» стала победителем нашего фестиваля «Золотой абрикос» в 2010 году. Последнее - вообще нонсенс, так как приз присуждало международное жюри во главе с Тором Фридриксоном. Нас же обвинили в приспешничестве, политической конъюнктуре и во всех смертных грехах. Но по большому счету, многие из тех фильмов, которые инициированы нашей программой, показывают отношение к культуре других народов, проживающих в Турции, рассказывают о том, о чем ранее в Турции никогда не говорилось открыто, они обращаются к историям, которые были и остаются частью замалчиваемой трагедии, происшедшей не только с армянами, но и с курдами, греками, аливи, представителями других национальностей.

В определенной степени я вижу нашу лепту и в том, что сегодня в Турции появляются такие фильмы, как “Здесь и там”, продюсированный Хусейном Карабеем. В этот фильм, состоящий из нескольких киноновелл, включена и короткометражка «Болис» Эрика Назаряна – призера “Золотого Абрикоса” -2008. Так вот именно здесь впервые в турецком кино прозвучало с экрана слово «геноцид». Премьера фильма состоялась в 2011 году на Стамбульском кинофестивале. Окаменевший зал впервые услышал публично произнесенное слово «геноцид», за что, в принципе, раньше просто можно было угодить в тюрьму - ведь никто еще не отменял в Турции статьи об уголовном наказании за упоминание геноцида.

– Недавно стало известно об аресте двух турецких кинодеятелей - Мизгин Муджде Арслан и Озай Сагина, чьи фильмы и проекты были представлены на форуме «Режиссеры без границ» и на фестивале в Ереване. Как сложилась их судьба?

 – Муджде Арслан – режиссер и со-автор фильма «Затерянная могила» - присутствовала на нашем самом первом круглом столе, затем была активным участником армяно-турецкой киноплатформы. Проект этого фильма был представлен на форуме «Режиссеры без границ» в 2010 году.

Фильм затрагивает курдскую тематику, нестабильную атмосферу в Турции и призывает к миру. Надеемся, что премьера его обязательно состоится на «Золотом абрикосе» в этом году. Авторы картины были арестованы 13 февраля и проходили по делу «О союзе курдских общин» (KSK). После сообщения об аресте их коллеги в Турции распространили через Интернет петицию с требованием отпустить кинематографистов, к которой сразу же присоединилась армяно-турецкая киноплатформа. К счастью, они были освобождены уже 16 февраля. Нужно отчетливо понимать, что в Турции сегодня есть круг интеллектуалов, достаточно бесстрашных людей, готовых поднимать нелицеприятные для властей вопросы.

Загрузка...
Загрузка...
 
 


Не люблю прижимистых мужчин


По данным ЦБ от 15/04/2012
366.08
496.51
12.52

Chanel замаскировал турбийон под камелию

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
 

Все права защищены © 2006-2012. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47