30.09.08
14:10
14:10
Россия и Турция пытаются изменить формат мирных переговоров по Нагорному Карабаху?
Столкнувшись с широкой международной критикой в адрес своих действий в Грузии, Россия стремится показать, что все еще способна решать миротворческие задачи на постсоветском пространстве. Одна из главных целей Кремля заключается в том, чтобы остановить дальнейшее продвижение НАТО на восток.
"Будем ответственно реализовывать свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве. Это в полной мере относится к Приднестровью и Нагорному Карабаху, – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем выступлении на расширенном заседании комитета Совета Федерации по международным делам 18 сентября. – Но югоосетинский кризис не создает для них никакого прецедента".
"Восстановления своей империи Кремль не ведет и готов к работе по замирению конфликтующих сторон, играя в этом процессе одну из ведущих ролей" – вот какой сигнал Москва хочет отправить мировому сообществу, писал 16 сентября в газете "Коммерсант" специалист московского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.
С августовского кризиса Россия тратит массу сил и энергии на то, чтобы реанимировать процесс мирного урегулирования в Приднестровье и Нагорном Карабахе вне рамок существующих международных механизмов.
Что касается Карабаха, в сентябре президент России Дмитрий Медведев дважды встречался со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном и один раз – с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "Нам кажется, что сегодня существуют хорошие предпосылки для урегулирования конфликта, которые бы отвечали интересам всех государств и были бы основаны на принципах международного права", – отметил Алиев по итогам своей встречи с Медведевым 16 сентября. В детали он не вдавался.
Теперь российские дипломаты пытаются организовать встречу Саргсяна с Алиевым, хозяином которой выступит Медведев.
Информация о том, что Россия может предложить для обеспечения сближения между своим партнером по Организации Договора о коллективной безопасности Арменией и Азербайджаном, остается отрывочной. Российские СМИ, правда, писали, что главным условием для Кремля является официальное согласие Азербайджана не размещать на своей территории вооруженные силы НАТО.
В своей миротворческой деятельности Москва нашла неожиданного помощника в лице Турции. В самый разгар августовского грузино-российского кризиса турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган выступил с идеей создания Кавказкой платформы стабильности и сотрудничества по аналогии с Пактом стабильности для Юго-Восточной Европы 1999 года. По мысли Эрдогана, данная платформа должна объединить пять региональных государств – Россию, Турцию, Армению, Азербайджан и Турцию – и стать комплексным механизмом по предотвращению конфликтов, а также инструментом укрепления доверия, развития демократии и способствования экономическому процветанию на Кавказе.
За исключением Грузии, все государства региона приветствовали турецкую инициативу, а Россия предложила помочь с реализацией проекта.
Как и следовало ожидать, американская реакция на турецкую инициативу была настороженной. Так, например, недавно вашингтонский эксперт по Кавказу Зейно Бэрен (Zeyno Baran) назвал инициативу Анкары согласованной российско-турецкой попыткой "держать США и ЕС на почтительном расстоянии".
В Ереване к инициативе также отнеслись с долей подозрительности. В частности, лидеры армянской оппозиции усматривают в предлагаемой платформе попытку потеснить Минскую группу ОБСЕ с позиций главного посредника в карабахском мирном урегулировании. Администрация президента Саргсяна постаралось развеять эти опасения, настаивая, что намерена и впредь работать в контакте с Минской группой, сопредседателями которой являются США, Франция и Россия.
В статье, опубликованной 24 сентября в газете "International Herald Tribune", министр иностранных дел Турции Али Бабакан – чья страна является членом Минской группы ОБСЕ – писал, что кавказская платформа стабильности и сотрудничества "задумывалась не как альтернатива какому-либо учреждению, механизму или международной организации, занимающимся проблемами Кавказа". Анкара предлагает создать "дополнительную платформу для облегчения взаимодействия между странами региона, структуру для укрепления стабильности, мер доверия и сотрудничества, форум для диалога", – отмечает он.
Однако, такой взгляд на предмет разделяют отнюдь не все.
С точки зрения председателя научного центра TURKSAM из Анкары Синана Огана (Sinan Ogan), существующий международный механизм продемонстрировал свою несостоятельность в урегулировании карабахского конфликта. "Таким образом, – пишет он в турецкой газете "Today's Zaman", – можно ожидать, что Минская группа ОБСЕ в будущем будет распущена, а на ее место придет новый механизм, выработанный в рамках работы кавказской платформы". Российский эксперт Андрей Арешев, в свою очередь, полагает, что несмотря на недавние заверения Лаврова, что никто не отступает от Минской группы, Кремль намерен действовать в одиночку. Можно уже утверждать, что Минская группа ОБСЕ тихо умирает собственной смертью, писал он в статье на сайте fondsk.ru.
Что же касается приднестровского вопроса, то еще до августовского противостояния в Южной Осетии Москва инициировала процесс по восстановлению отношений между Молдовой и ее сепаратистской русскоговорящей территорией.
Процесс мирного урегулирования по Приднестровью под международным контролем в формате "5 + 2", посредниками в котором выступают Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Россия и Украина, а ЕС и США – наблюдателями, буксует на месте уже более двух лет. Однако в апреле Россия в одностороннем порядке организовала прямые переговоры между президентом Молдовы Владимиром Ворониным и приднестровским лидером Игорем Смирновым. То была первая встреча подобного рода за последние семь лет.
Вскоре после того, как между Россией и Грузией разразилась война, приднестровские власти заявили, что больше не станут вести переговоры с Молдовой и призвали Москву увеличить число размещенных ею в регионе миротворцев с 500 до 3 тысяч. В своем выступлении 2 сентября Смирнов отметил, что признание независимости Приднестровья и построение добрососедских отношений с Тирасполем является "для Молдовы единственным шансом выжить как государству".
Однако после состоявшихся на следующий день переговоров с президентом РФ Медведевым сепаратистский лидер заявил, что готов возобновить переговоры с руководством Молдовы и добавил, что, по его мнению, "худой мир лучше доброй войны", добавил он.
Как писал 3 сентября "Коммерсант" со ссылкой на неназванного российского чиновника, Медведев четко объяснил Смирнову, что у него практически нет пространства для маневра и он должен занять "конструктивный подход". Среди прочего, российская сторона якобы напомнила о гигантском долге Тирасполя перед Москвой за газ и пригрозила провести расследование по фактам хищений российской гуманитарной помощи Приднестровью. Сообщалось, что Медведев представил Смирнову и Воронину, с которым встречался несколькими днями ранее в Сочи, проект мирных предложений.
В основу этих предложений лег меморандум, составленный в 2003 году Дмитрием Козаком, в то время первым заместителем главы президентской администрации. Согласно этому плану Молдова получает формальную юрисдикцию над сепаратистской территорией в обмен на обещание не вступать в НАТО. У Приднестровья будет собственная конституция, парламент и исполнительная власть. В качестве гаранта заключенного соглашения российские войска останутся в Приднестровье на срок до 20 лет.
Молдавский президент, изначально под давлением Запада отклонивший "план Козака", теперь, похоже, готов с ним согласиться. Кроме того, он хочет, чтобы США и все остальные стороны, задействованные в механизме "5 + 2", официально признали конституционный нейтралитет Молдовы – иными словами, ее отказ от намерения добиваться членства в НАТО.
Москва старается организовать еще одну встречу между Ворониным и Смирновым, которая, как надеется Кремль, станет прелюдией к подписанию мирного соглашения. Российские СМИ выдвигают предположения, что Кремль хочет добиться конкретных результатов до декабрьского совещания глав внешнеполитических ведомств стран НАТО.
"К декабрю России важно показать позитивный результат, а учитывая последние события на Кавказе, это будет красивый ход", – пояснил недавно "Коммерсанту" неназванный высокопоставленный чиновник из Кишинева.
"Будем ответственно реализовывать свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве. Это в полной мере относится к Приднестровью и Нагорному Карабаху, – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем выступлении на расширенном заседании комитета Совета Федерации по международным делам 18 сентября. – Но югоосетинский кризис не создает для них никакого прецедента".
"Восстановления своей империи Кремль не ведет и готов к работе по замирению конфликтующих сторон, играя в этом процессе одну из ведущих ролей" – вот какой сигнал Москва хочет отправить мировому сообществу, писал 16 сентября в газете "Коммерсант" специалист московского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.
С августовского кризиса Россия тратит массу сил и энергии на то, чтобы реанимировать процесс мирного урегулирования в Приднестровье и Нагорном Карабахе вне рамок существующих международных механизмов.
Что касается Карабаха, в сентябре президент России Дмитрий Медведев дважды встречался со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном и один раз – с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "Нам кажется, что сегодня существуют хорошие предпосылки для урегулирования конфликта, которые бы отвечали интересам всех государств и были бы основаны на принципах международного права", – отметил Алиев по итогам своей встречи с Медведевым 16 сентября. В детали он не вдавался.
Теперь российские дипломаты пытаются организовать встречу Саргсяна с Алиевым, хозяином которой выступит Медведев.
Информация о том, что Россия может предложить для обеспечения сближения между своим партнером по Организации Договора о коллективной безопасности Арменией и Азербайджаном, остается отрывочной. Российские СМИ, правда, писали, что главным условием для Кремля является официальное согласие Азербайджана не размещать на своей территории вооруженные силы НАТО.
В своей миротворческой деятельности Москва нашла неожиданного помощника в лице Турции. В самый разгар августовского грузино-российского кризиса турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган выступил с идеей создания Кавказкой платформы стабильности и сотрудничества по аналогии с Пактом стабильности для Юго-Восточной Европы 1999 года. По мысли Эрдогана, данная платформа должна объединить пять региональных государств – Россию, Турцию, Армению, Азербайджан и Турцию – и стать комплексным механизмом по предотвращению конфликтов, а также инструментом укрепления доверия, развития демократии и способствования экономическому процветанию на Кавказе.
За исключением Грузии, все государства региона приветствовали турецкую инициативу, а Россия предложила помочь с реализацией проекта.
Как и следовало ожидать, американская реакция на турецкую инициативу была настороженной. Так, например, недавно вашингтонский эксперт по Кавказу Зейно Бэрен (Zeyno Baran) назвал инициативу Анкары согласованной российско-турецкой попыткой "держать США и ЕС на почтительном расстоянии".
В Ереване к инициативе также отнеслись с долей подозрительности. В частности, лидеры армянской оппозиции усматривают в предлагаемой платформе попытку потеснить Минскую группу ОБСЕ с позиций главного посредника в карабахском мирном урегулировании. Администрация президента Саргсяна постаралось развеять эти опасения, настаивая, что намерена и впредь работать в контакте с Минской группой, сопредседателями которой являются США, Франция и Россия.
В статье, опубликованной 24 сентября в газете "International Herald Tribune", министр иностранных дел Турции Али Бабакан – чья страна является членом Минской группы ОБСЕ – писал, что кавказская платформа стабильности и сотрудничества "задумывалась не как альтернатива какому-либо учреждению, механизму или международной организации, занимающимся проблемами Кавказа". Анкара предлагает создать "дополнительную платформу для облегчения взаимодействия между странами региона, структуру для укрепления стабильности, мер доверия и сотрудничества, форум для диалога", – отмечает он.
Однако, такой взгляд на предмет разделяют отнюдь не все.
С точки зрения председателя научного центра TURKSAM из Анкары Синана Огана (Sinan Ogan), существующий международный механизм продемонстрировал свою несостоятельность в урегулировании карабахского конфликта. "Таким образом, – пишет он в турецкой газете "Today's Zaman", – можно ожидать, что Минская группа ОБСЕ в будущем будет распущена, а на ее место придет новый механизм, выработанный в рамках работы кавказской платформы". Российский эксперт Андрей Арешев, в свою очередь, полагает, что несмотря на недавние заверения Лаврова, что никто не отступает от Минской группы, Кремль намерен действовать в одиночку. Можно уже утверждать, что Минская группа ОБСЕ тихо умирает собственной смертью, писал он в статье на сайте fondsk.ru.
Что же касается приднестровского вопроса, то еще до августовского противостояния в Южной Осетии Москва инициировала процесс по восстановлению отношений между Молдовой и ее сепаратистской русскоговорящей территорией.
Процесс мирного урегулирования по Приднестровью под международным контролем в формате "5 + 2", посредниками в котором выступают Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Россия и Украина, а ЕС и США – наблюдателями, буксует на месте уже более двух лет. Однако в апреле Россия в одностороннем порядке организовала прямые переговоры между президентом Молдовы Владимиром Ворониным и приднестровским лидером Игорем Смирновым. То была первая встреча подобного рода за последние семь лет.
Вскоре после того, как между Россией и Грузией разразилась война, приднестровские власти заявили, что больше не станут вести переговоры с Молдовой и призвали Москву увеличить число размещенных ею в регионе миротворцев с 500 до 3 тысяч. В своем выступлении 2 сентября Смирнов отметил, что признание независимости Приднестровья и построение добрососедских отношений с Тирасполем является "для Молдовы единственным шансом выжить как государству".
Однако после состоявшихся на следующий день переговоров с президентом РФ Медведевым сепаратистский лидер заявил, что готов возобновить переговоры с руководством Молдовы и добавил, что, по его мнению, "худой мир лучше доброй войны", добавил он.
Как писал 3 сентября "Коммерсант" со ссылкой на неназванного российского чиновника, Медведев четко объяснил Смирнову, что у него практически нет пространства для маневра и он должен занять "конструктивный подход". Среди прочего, российская сторона якобы напомнила о гигантском долге Тирасполя перед Москвой за газ и пригрозила провести расследование по фактам хищений российской гуманитарной помощи Приднестровью. Сообщалось, что Медведев представил Смирнову и Воронину, с которым встречался несколькими днями ранее в Сочи, проект мирных предложений.
В основу этих предложений лег меморандум, составленный в 2003 году Дмитрием Козаком, в то время первым заместителем главы президентской администрации. Согласно этому плану Молдова получает формальную юрисдикцию над сепаратистской территорией в обмен на обещание не вступать в НАТО. У Приднестровья будет собственная конституция, парламент и исполнительная власть. В качестве гаранта заключенного соглашения российские войска останутся в Приднестровье на срок до 20 лет.
Молдавский президент, изначально под давлением Запада отклонивший "план Козака", теперь, похоже, готов с ним согласиться. Кроме того, он хочет, чтобы США и все остальные стороны, задействованные в механизме "5 + 2", официально признали конституционный нейтралитет Молдовы – иными словами, ее отказ от намерения добиваться членства в НАТО.
Москва старается организовать еще одну встречу между Ворониным и Смирновым, которая, как надеется Кремль, станет прелюдией к подписанию мирного соглашения. Российские СМИ выдвигают предположения, что Кремль хочет добиться конкретных результатов до декабрьского совещания глав внешнеполитических ведомств стран НАТО.
"К декабрю России важно показать позитивный результат, а учитывая последние события на Кавказе, это будет красивый ход", – пояснил недавно "Коммерсанту" неназванный высокопоставленный чиновник из Кишинева.
Источник:Eurasianet
Жан-Кристоф Пэк является независимым корреспондентом из Вены, специализирующимся на освещении событий в странах Кавказа и Центральной Азии.
Жан-Кристоф Пэк является независимым корреспондентом из Вены, специализирующимся на освещении событий в странах Кавказа и Центральной Азии.
Загрузка...
Авто-еркир
Еву Ривас прооперировали
По данным ЦБ от 19/06/2011
366.08
496.51
12.52
HAYINFO.RU on Facebook
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении
Посольство Армении в РФ
Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Полезное