11:10
NEWS.am приводит отрывки из статьи писателя Кристиана Таллона, опубликованной на французском сайте «AgoraVox»:
Август 1914 года. Спустя столетие в коллективной памяти расплывчато остается конфликт, разразившийся, как гром среди ясного неба. Союзы, которые должны были сдерживать войны, вовлеклись в течение нескольких дней в мировую войну. Ошеломленные народы узнали с помощью набатов и плакатов о всеобщей мобилизации. Народы, как правило, были плохо информированы, и лето было периодом крупных полевых работ. Подобно этому, наши народы, несмотря на то, что чересчур взаимосвязаны друг с другом, тоже слишком дезинформированы и невнимательны, и объявление войны будет как раскат грома.
Почему 2014 год? «История не повторяется», но в то же время «что было, то и будет». Мы – «глобально» и более тяжко – переживаем последовательное развитие событий, немного сравнимое с тем же в 30-ые годы. Кризис, жесткие меры экономии, спекуляции, войны, фашизация. Гитлер еще не появился, но полиция все больше и больше похожа на армию; финансовый хаос может привести к власти военную диктатуру, военную державу, которая одна тратит больше, чем все другие страны мира, вместе взятые. Не будет ли искушение решить внутренний хаос путем военных авантюр?
Ливия дала предвкусить то, что может возникнуть – военная сила, которая будет искать золото и нефть, чтобы немного продлить эту систему. Отличие от античности или Наполеона заключается в том, что сегодня нужны гуманитарные цели в соответствии с теорией «R2P» (Обязанность защитить).
По словам Панарина на «Russian Today», цель Запада – избавиться от Путина, а «крайним сроком является август 2014 года». Панарин, как и Рогозин или сам Путин, входит в ту часть российских правящих классов, которые считают, что целью Запада является уничтожение России. Медведев же представлял ту часть России, которая считала, что Запад не имеет этой цели и что он может быть надежным партнером. «Гуманитарная» война в Ливии позволила линии Путина навязать себя в России. С тех пор все заклинивает для Запада. Путин стал врагом номер один, человеком, которого нужно убрать. Огромная западная машина СМИ сможет сделать то, что она сделала с другими, и организовать глобальную истерию в средствах массовой информации до окончательного линчевания.
Быстро избавиться от Путина – это приоритет для того, чтобы остановить образование азиатского блока обороны.
Это длинное вступление было для того, чтобы предложить подход для чтения – рассмотреть кавказский регион как новые Балканы и призвать никогда не упускать из виду то, что там происходит.
Балканы как родовое понятие
До 1914 года были три балканские войны, вызванные ослаблением многонациональной империи, Османской империи, и возрождением наций, которые существовали и до того, – греческой, сербской, болгарской, румынской наций. Каждая из этих наций имела свою историю, свой период славы, максимального территориального расширения: греческая, болгарская, сербская, армянская «империи». Религиозный разрыв прибавился к этническим и языковым различиям.
Ослабление Османской империи в условиях австрийского и российского подъема рикошетом дестабилизировало австрийский Остмарк (первоначально образованный против венгерской угрозы, а затем использованный для защиты Священной Римской империи германской нации от Османской империи). Наполеон, взорвав Священную Римскую империю, открыл в 1806 году практически институционализированный период кризиса в Австрии, который завершился болью и борьбой за то, чтобы стать двунациональным федеральным государством, состоящим из Венгрии и всего остального. Балканы стали полем битвы между русскими, австрийцами, англичанами, французами и немцами вплоть до августа 1914 года.
Кавказ – постсоветские Балканы
В 1991 году больной империей был СССР, и его распад привел к восстановлению государственности некоторых из древнейших народов мира – грузинского, армянского, а также всех тех, кто находится на древнем Шелковом пути. Вся российская колониальная империя, кроме Сибири, вдруг была потеряна. Она даже чуть не потеряла предгорья к северу от Большого Кавказа, что было бы экономической и стратегической катастрофой. Понадобилось две войны в Чечне, чтобы предотвратить распад самой России.
Как и на Балканах до 1914 года, войны противопоставили друг другу эти новые независимые государства из-за устоявшихся исторических отношений. Война Армения – Азербайджан, конфликт между Южной Осетией и Грузией, конфликт Молдова – Приднестровье, конфликт Грузия – Россия. Ни один из этих конфликтов не разрешен. Они даже усугубились признанием Абхазии и Южной Осетии Россией.
Пять основных игроков – Россия, США, Израиль, Турция, Иран – играют на этой заминированной кавказской шахматной доске, каждый с разными проектами. Тем не менее, они группируются в два больших лагеря – НАТО и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В этом небольшом пространстве Кавказа есть все компоненты для того, чтобы локальный конфликт быстро выродился в глобальный. Национальные истории, этнические, языковые и религиозные меньшинства, стратегическое сырье, спорные границы, прекращение огня без мира, организация противодействующих альянсов. В этом нестабильном регионе для сверхдержав не так уж сложно держать в своих руках все нити. Вывод все тот же – бдительность за мир и выход из НАТО: мы не можем одновременно быть частью НАТО, который включает в себя Турцию, быть большим другом Армении, которая является частью соперничающей организации, выступать за продуктивные отношения с Россией, участвуя в эмбарго против Ирана. Единственная позитивная вещь, которую сделал Саркози, – это, несомненно, то, что он развил любовь к Франции в Грузии. С Арменией это уже два. Франция, которая больше не будет в НАТО, будет иметь хорошие перспективы мирной торговли вместо того, чтобы быть связанной с Турцией пактом об автоматической обороне.
2014 год и Олимпийские игры в Сочи, хотя и пройдут зимой, могут быть очень горячими.
Сос Саркисян так и не смог избавиться от детской застенчивости