13:14
Кажется, не было торговли или занятия, в котором «кахакаци» не были бы учениками. Парикмахеры работали бок о бок с кузнецами, плотниками, строителями, сапожниками, ювелирами, портными и банкирами…
NEWS.am приводит статью Артура Акопяна, опубликованную на сайте pr-inside.com, с незначительными сокращениями:
Когда великие историки, в частности Орманян и Саваланянц, начали вырывать с неясных страниц прошлого историю армян в Иерусалиме, одной из основных целей, которой они достигли, было внедрение хронологически установленных точек отсчета.
Но, несмотря на исчерпывающий характер их подхода и перспективы, их перья неизбежно оставили некоторые пробелы в рассказах, которые дошли до нас.
Мы знаем, когда армяне первые вступили на пыльные дороги в Иерусалиме, во времена империи, когда Тигран II привел побеждающую армию к Сирии и границам Иудеи (ок. 1-2 гг. до н.э.). Мы знаем, как многие армяне жили в Старом городе на пике своего присутствия (более 15 000 около 1945 г.). У нас есть список их патриархов, много документов, содержащих «фирманы», устанавливающие их права и привилегии, дагерротипы первых фотографий, которые они сделали, и копии первых книг, которые они напечатали.
Однако мы ничего не знаем о том, что побуждало этих людей, эти обломки человечества, прибитых к берегу в Святой Земле, племя, горящее вечным пламенем изобретательности и артистической страстности. Мы почти ничего не знаем об их древней культуре, традициях, их мечтах и чаяниях.
Некоторые из зданий и учреждений, которые они создали, в том числе первый печатный станок города, все еще стоят. Другие, такие, как первая фотостудия и трапезная, кормившая тысячи беженцев в течение арабо-израильской войны 1948 г., разрушены.
Пару лет назад была сделана попытка заполнить этот несчастный пробел в саге об армянах Иерусалима, с созданием проекта фамильного дерева на сайте, нацеленного на армян, «кахакаци», клан, который может похвастаться уникальным различием: каждый член клана состоит в родстве, близком или далеком, с другим «кахакаци».
Веб-сайту удалось создать базу данных, содержащую генеалогические подробности прошлых «кахакаци», проникающую вглубь чуть меньше двух веков, в интригующей мозаике опросов относительно линий, которые показывают непрерывную связь, которая связывает всех «кахакаци» с их пребыванием в Иерусалиме.
В то же время веб-сайт стал хранилищем истории и легенды этого клана и меню того, что сохранилось из их традиций и обычаев.
Но, несмотря на участие и вклад «кахакаци» во всем мире, части мозаики лежат в руинах, в вопиющих пробелах в ее структуре.
Однако это не единственная аномалия: до сих пор проект, получивший название Армяне «кахакаци» иерусалимского фамильного дерева, уклонилась от каталогизации саги остальных армян города, в частности «ванкеци», переживших Геноцид армян, или их потомков, которые нашли убежище в монастыре Св. Иакова.
Смысл этого очевидного упущения в том то, что не существует общей генеалогической связи, связующей вместе «ванкеци». Они принадлежат к различным семьям и происходят из разных уголков родины, Армении. Они в Иерусалиме менее чем столетие, в отличие от «кахакаци», которые могут претендовать на присутствие здесь на протяжении более двух тысячелетий.
Тем не менее, организаторы считают, что наступило время исправить аномалию.
«Мы планируем расширить наши горизонты и рассказать историю всех армян Иерусалима»,– говорят организаторы.
«Ванкеци» тоже есть что рассказать, хотя это в основном рассказ о выживании, борьбе за выживание в то время, когда другие погибли у дорог, пытаясь убежать от мародерства турецких орд, стремящихся их уничтожить.
Более чем в одном случае эти жалкие остатки человечества были вынуждены столкнуться с наивысшим ужасом того, чтобы оставить других членов семей с судьбой хуже, чем смерть. Они выжили благодаря кожуре от апельсинов, которые они подбирали с земли, и прятались на кладбищах, где Джинн, которого боялись мусульманские мародеры, защищал их от убийц.
«Кахакаци» в Иерусалиме приняли своих родственников-беженцев с распростертыми объятиями, охраняя и защищая их, и предложили им убежище. Во время первой арабо-израильской конфронтации 1948 г. «кахакаци» с их самодельным оружием Стен и Брен защищали всех армян в Старом городе.
В то время как «ванкеци» создали первый печатный станок и фотостудию, установив традицию для инноваций и современности, «кахакаци» были сосредоточены на более практических аспектах гражданской администрации, торговли и правления.
Они проникли в верхние эшелоны политики и правительства, в штат ведущих специалистов, которые передали свои навыки и опыт последующим поколениям.
Увы, несмотря на их весомые достижения, ни «кахакаци», ни «ванкеци», кажется, не уделяли внимания ведению хроники своих дел для потомков. Они не делали записей, или если делали, они были утеряны.
Кроме трех официальных регистров в распоряжении армянского патриархата, которые содержат подробную информацию о рождениях, браках и смертях армян в Иерусалиме. Однако они идут назад только до 1840 г. Предположительно могут быть более старые записи где-то в архивах патриархата, но пытаться найти и извлечь их – этот вариант за горами.
Нет сомнений, существуют также памятные вещи, разбросанные там и сям, собирающие пыль в забытых или неслыханных местах. Ожидая свой день открытия или выхода из тьмы. Что и случилось с клочком бумаги, который Акоп Терзибашян, бывший руководитель общественного питания патриархата, спрятал в своем доме в монастыре. Документ был найден его сыном Абраамом, всемирно известным специалистом по армянскому богословию и богословской литературе.
Документ, который Акоп с таким трудом составил, – это список ведущих деятелей «кахакаци», которые усердно занимались торговлей в городе с начала 19-го века. Он охватывает практически все аспекты жизни: кажется, не было торговли или занятия, в котором «кахакаци» не были бы учениками. Парикмахеры работали бок о бок с кузнецами, плотниками, строителями, сапожниками, ювелирами, портными и банкирами.
Возможно, самым интересным откровением является тот факт, что «кахакаци» также контролировали большую часть власти в городе: Погос Эффенди Закарян поднялся до высокой должности заместителя мутассарифа (губернатора), в то время как Саак Нерсесян стал начальником полиции, а Ованнес Хачатурян – сборщиком налогов.
Из-за своего усердия и надежности «кахакаци» выделялись также специальными почестями от представителей иностранных держав на этой земле.
Акоп Паскаль был назначен вице-консулом Австро-Венгрии, в то время как Пруссия назначила Арутюна Торосяна на эту должность.
Акоп Срапион Мурадян был должностным лицом консульства США в Яффе, а близкий родственник Оник стал вице-консулом США в Иерусалиме.
И среди строителей скрывается тень и память об Овсепе Овсепяне. Возможно, это был хваленый Юсеф эль-Банна (Овсеп-строитель), чье имя звучит в современной летописи армян «кахакаци»?
Когда-нибудь мы все еще можем наткнуться на другой клочок пергамента или бумаги, рассказывающий нам побольше.
До этого или до тех пор, когда придет время писать замечательную историю армян в Иерусалиме, так как она должна быть написана, у нас есть только воспоминания или то, что мы можем спасти от них.
Новости Армении - NEWS.am
Еву Ривас прооперировали