13:32
Профессиональный праздник всех дипломатических работников России отмечается сегодня, 10 февраля. Это повод в том числе и для того, чтобы вспомнить некоторые забавные – и не очень – казусы. Безусловный хит нынешнего сезона – публикация на интернет-сайте WikiLeaks более 250 тысяч секретных документов, включающих переписку Госдепартамента США с зарубежными американскими представительствами.
Эта акция пролила свет на многие вопросы международной политики. В документах, в частности, содержатся довольно резкие отзывы американских послов и консулов о мировых политических лидерах – президенте РФ Дмитрии Медведеве, премьер-министре Владимире Путине, канцлере Германии Ангеле Меркель, президенте Франции Николя Саркози, азербайджанском президенте Ильхаме Алиеве и других.
Бывший российский посол в Бельгии Дмитрий Рюриков считает, что публикации могут вызвать опровержения и скандалы, и в любом случае взбаламутят дипломатические воды – возможно, не на один год. «Это щекотливая тема, – сказал он. – Существуют некоторые документы, не предназначенные для предания гласности. Затронут вопрос конфиденциальности и дипломатической этики. Некоторые люди могут прочесть такие материалы и сказать: «Мы всегда говорили, что американцам доверять нельзя».
Официальная Москва восприняла ситуацию в целом спокойно. Только Служба внешней разведки обязалась проанализировать материалы сайта WikiLeaks и доложить выводы руководству страны. Глава же МИД РФ Сергей Лавров назвал пакет документов, выставленных на сайте, не более чем «забавным чтивом», пообещав и впредь строить отношения с американскими коллегами на основе их конкретных дел, а не их внутренней конфиденциальной переписки. «Если у США воруют секретные документы, то у нас такого не происходит, - заверил министр. – По крайней мере, не в таком количестве».
Иначе говоря, Москва на провокации не поддастся. В этой реплике дипломата Лаврова присутствовал и некоторый личный оттенок, поскольку пару лет назад его самого уже попытались (и не без успеха) вывести из себя враждебной фразеологией. Об этом в сентябре 2008 года поведал политический обозреватель газеты The Daily Telegraph Эндрю Портер. Незадолго перед тем между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его британским коллегой Дэвидом Милибэендом состоялся примечательный телефонный разговор – «крайне недипломатичный», по свидетельству Портера.
Речь шла о произошедших тогда событиях, в ходе которых российские войска по просьбе Южной Осетии помогли ей отразить грузинскую агрессию. Милибэнд сквозь зубы высказал недовольство действиями России, причем сделал это в высокомерном, поучительном тоне. Лавров ответил крайне резко, перейдя в конце концов на английское просторечие: «Да кто вы, …, такой, чтобы читать мне лекции?» А также поинтересовался, знаком ли его …. собеседник хоть немного с российской историей. По свидетельству потрясенного свидетеля разговора, разволновавшийся российский министр так густо вставлял в свою речь нецензурные выражения, что сотрудникам британского МИДа было потом крайне трудно составить стенограмму и докладную записку о содержании беседы.
А началось все со слов Миллибэнда, заявившего, что Европе следует пересмотреть свои связи с Россией из-за «агрессивного поведения» последней. Лавров в ответ спросил: а как в таком случае быть с вторжением Британии и США в Ирак? И почему эти действия никто не осуждает – в отличие от действий России в Грузии? Сергей Лавров, по словам британского издания, еще раньше «завоевал репутацию грозного выразителя новой наступательной позиции во внешней политике России». Когда он представлял РФ в ООН, ему не раз доводилось резко критиковать другие страны.
Ну, а Миллибэнда даже в британской прессе не раз критиковали за однобокость. Как известно, российские аргументы по поводу событий в Грузии полностью отметаются британской стороной.
Дипломат, в силу своей профессии, в любой ситуации вынужден сохранять железную выдержку. И просто невозможно себе представить, чтобы кто-то мог спровоцировать, к примеру, министра иностранных дел СССР Андрея Громыко или – тем более – Вячеслава Молотова.
Госсекретарь США Генри Киссинджер, приезжая в Москву, считал нужным каждый раз заявлять вслух, что он опасается прослушивания его доверительных бесед аппаратурой КГБ. При очередной встрече с советским министром иностранных дел он вдруг указал на помпезную люстру в комнате переговоров и попросил, чтобы КГБ сделало ему копию обсуждавшихся документов. На что Громыко с непроницаемым лицом ответил: люстры – старинные, делались еще при царях, и потому в них могут быть только примитивные микрофоны, а не записывающие устройства.
С тех пор техника, безусловно, существенно шагнула вперед. Как рассказала профессор кафедры дипломатии МГИМО Татьяна Зонова, на очередной международной конференции один американский дипломат предложил не тратить огромные суммы на шифротелеграммы. Всегда ведь найдутся хакеры, способные взломать закрытую переписку, и все тайное станет явным. Так почему бы не вести эту переписку напрямую в Интернете? Надо поступать, сказал американец, как в большом супермаркете, где заранее, не тратясь на дорогую систему слежки, списывают процент потерь на кражи.
В этой шутке, как и во всякой другой, присутствует доля истины. В публикациях WikiLeaks, считает профессор Зонова, сенсацией являются не столько вопросы, затронутые в служебной переписке (они неоднократно обсуждались в средствах массовой информации), сколько проблема несоответствия официальных деклараций откровенному цинизму реальной политики. Отсюда напрашивается вывод: дипломатам в переписке со своим ведомством следует быть еще более осмотрительными. В частности, соблюдать правила дипломатического этикета, давая характеристики коллегам и партнерам. -0-
Юрий Трофимов, независимый обозреватель – для РИА Новости
Еву Ривас прооперировали