18:01
На днях на сессии ПАСЕ в Страсбурге перед грузинской депутацией встанет, полагаю, непростой вопрос. Известно, что планируется принять резолюции вокруг Карабахского конфликта. Хотя Минская группа ОБСЕ уже отметила, что «ценит заинтересованность членов ПАСЕ, однако призывает не предпринимать шагов, которые могут навредить ее мандату или затруднят продолжение переговоров».
Но очевидно, что будут жаркие дебаты и острые дискуссии. Как всегда в таких случаях, будут довольные итоговыми документами и будут разочарованные. Можно предположить, что соседей из Грузии могут просить о солидарности и армянская, и азербайджанская делегации. Как быть, чтобы не обидеть никого, сказать очень трудно. Также сложно спрогнозировать, как распределятся пять грузинских голосов по этим резолюциям: три от правящей коалиции «Грузинская мечта» и два от оппозиции. Такая вот коварная политическая арифметика.
«Среди важнейших вызовов для нас - это, не дай Бог, возобновление конфликта между Арменией и Азербайджаном. Что может сделать Грузия, чтобы не допустить возобновления войны? Например, предложить пространство для переговоров и обсуждений. Лидеры Азербайджана и Армении могут оценить такое место встречи, которое не зависит от европейцев, американцев или русских. В свою очередь Европа и США, вероятно, посмотрят благоприятно на поддержку Грузии по этому направлению, на наше желание улучшить региональную среду», - сказал недавно председатель парламентского комитета по внешним связям Тедо Джапаридзе.
Карабахский конфликт - это ведь боль в сердце и каждого жителя Грузии. Это именно тот случай, когда противостояние двух сторон никоим образом не несет выгоды для третьей. Потому что мы единый организм, очерченный историей, географией, семейными или дружескими узами.
Имплементация предложения Тедо Джапаридзе - архисложная политическая задача, но почему бы не начать обсуждать, дискутировать?
Небольшое отступление. Ужасающее Спитакское землетрясение застало меня, тогда начинающего корреспондента отдела информации тбилисской «Вечерки», в редакции. Толчок был таким сильным, что все сотрудники редакции инстинктивно бросились на улицу. Потом был другой толчок, уже не физический, а душевный: сострадание к соседям, к которым первыми поспешили на помощь из Грузии.
«Как и чем помочь?» - тогда только этот вопрос задавали мы друг другу. Выезжали в командировки в Армению, рассказывали о том, как собирают помощь в Грузии, обязательно приписывая под статьями, что гонорар за них перечисляем в фонды помощи пострадавшим. Могло ли быть иначе в Грузии? Нет. И даже, наверное, и объяснять не следует, почему. Ответ на поверхности.
Спустя несколько лет уже по отношению к другим соседям мы говорили в Тбилиси: «Как же мы понимаем и чувствуем их боль». Это советские танки появились в Баку через считанные месяцы после грузинской трагедии 9 апреля 1989 года.
Возвращаясь в наши дни, вспоминаю, что в интервью Медиамакс председатель парламента Грузии Давид Усупашвили, говоря о традиционно прочных связях Грузии и Армении, в то же время откровенно отмечал, что им не мешают «расхождения в наших позициях в отношении резолюций ООН «О статусе беженцев и насильственно перемещенных лиц из Абхазии и Цхинвальского региона». То есть, каждая страна в той или иной организации голосует исходя из собственных национальных интересов, а значит, обижаться не следует. Это при том, что проблематика «оккупированных территорий» и сотен тысяч изгнанников - важнейшая для Грузии. Поэтому сразу возникает едва ли не риторический вопрос - как голосовать против жизненно важных подходов, касающихся в общности подходов и твоей страны? Иначе кто поддержит тебя завтра, если ты изменишь позиции сегодня, когда она касается кого-то другого? Конечно, всегда следует внимательно относиться к соседям, однако превалируют «в остатке» интересы собственного государства. Политика - циничная штука.
А раз так, то мне кажется, было бы разумным вынести за скобки сиюминутные вопросы. Резолюции, голосование, страсти вокруг процедур - это преходящее. Все войны имеют обыкновение заканчиваться. Грузия же действительно может стать площадкой для активного общения политиков, экспертов, представителей гражданского общества Армении и Азербайджана.
Михаил Вигнанский - журналист. Живет и работает в Тбилиси.
Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.