12:33
NEWS.am приводит редакционную статью Этьена де Монтети, опубликованную во французской Le Figaro:
Сорок лет назад восточных христиан, живущих в условиях коммунистической диктатуры, называли распространенным термином «Церковь молчания». Однажды один из ее лидеров, посетив Францию, осудил своего собеседника, который перед ним использовал эту формулировку, сказав: «Церковь молчания – это вы. Это вы обходите молчанием то, что мы переживаем».
В Риме 9 октября открылся Синод епископов по Ближнему Востоку. Для христиан Европы их братья в Ираке и Сирии принадлежат в некоторой степени к «Церкви молчания» с 2010 г. Мы мало знаем о них, за исключением того, что они страдают и их число сокращается. И что же мы делаем? Ничего или очень мало. Мы снова молчим. «Человек нынешнего времени имеет каменное сердце и чувствительную душу»,– как-то выразил сожаление Бернанос. Этот Синод был организован, чтобы открыть нам глаза. У христиан на Востоке бесчисленное количество трудностей. Некоторые держаться сами. Трудно представить себе во Франции мозаику, которую формируют тамошние церкви. Их история, богословские нюансы, политические перипетии: общины Сирии, Турции, Ливана – все своеобразны. Их связи с Римом субтильные из-за теологической близости или более прагматических соображений. На месте каждая группа, каждый епископ сохраняет свою специфичность – с филиокве или без. Раздробленность делает их слабыми. В течение одного века в Турции, которая на 20% состояла из христиан, их количество уменьшилось до 0,2%.
Да, Турция, родина Святого Павла... Ключ к выходу из ситуации находится в руках у политического руководства стран, где проживают христиане Востока: у них есть права. Религиозная свобода, как и обращение мусульман в христианство, является их частью. На этом Синоде обсуждается также возможность братского сосуществования для христиан, которое будет обеспечиваться и защищаться политической властью. В этой связи на Синод в Риме Бенедиктом XVI были приглашены мусульманские лидеры – один из Ирана, другой из Ливана. За их участием будут внимательно следить. Многие мусульмане готовы к такому доброжелательному отношению, но социально-политический контекст Ближнего Востока почти не содействует людям доброй воли.
И все же... История содержит примеры образцового отношения: в 1860 г. эмир Абд эль-Кадер, который активно боролся с Францией, с оружием в руках защитил 15 000 христиан в Дамаске, которым угрожала смерть. Кто же станет Абд эль-Кадером сегодня?
Абрамович не самый богатый человек в мире футбола