21.03.10
01:25
01:25
Пока я буду называться спюрком, перед Амшеном в вечном я долгу
Диаспора – часть Армянства, живущая вне пределов своей этнической территории. Диаспора – это выбор, наиболее консервативный способ этнической устойчивости, путь выживания. Истоки рассеяния причудливы, порой трагичны. Тем не менее, диаспора многолика, она имеет свое развитие и обогащает опыт национального мышления. Вместе с тем, жизнь диаспоры отражает и деструктивные процессы, когда часть этноса теряет свои особенности, свою культуру и ассимилируется, вливая свою энергию в окружающее этническое пространство. Главная причина исчезновения – пребывание на чужой земле и озабоченность представителей диаспоры сохранением идентичности, через культуру и уклад. Однако, те, кто не теряет своих духовных ценностей, продолжает отождествлять себя частью Армянства, тот не может отрицать существующей взаимосвязи между разными частями самой диаспоры, потому что общение, обмен мнениями и достижениями, питает национальную пассионарность. Таким связующим звеном я вижу К.С. Мазлумяна – поэта, бессменного директора Лазаревского центра национальных культур, члена Союза писателей России, члена Союза литераторов Армении и члена клуба «Арменистика». В свете празднования 10-летнего юбилея клуба «Арменистика», предлагаю Вашему вниманию эссе о сочинском поэте Крикоре Мазлумяне, творчество которого рождает ассоциации стойкости армянского духа и национального единения.
Согласно Библии вначале было слово, созидавшее в веках! Значение и сила которого неоспоримо. Однако, его логика, содержательность и певучесть ещё возвышенней и интересней! Разве кто-либо посмеет не согласиться с тем, что искусство сочинения стихов и сложения песен – вершина искусства? Поэзия – летопись эпохи, изысканный, одухотворённый язык. В ней есть что-то невероятное, необъяснимое и непредсказуемое: она есть отражение жизни и её смысла. Она – песнь времени, без которой наша жизнь была бы пуста и бессодержательна. Поэзия своего рода катарсис, очищение, через страх, через сострадание, через ответственность, через выбор, через идеал!
Вместе с тем, редкое явление встретить поэта в суете жизни. Прагматизм современности захватил нас своевольными лапами и грозит вытрясти последние остатки духовности. Человечество оплачивает технические достижения своего бытия падением нравов и эрозией духа. Мы ищем спасительный плот, хватаемся за что попало, но, по всей видимости, либо плохо ищем, либо усматриваем выход в своём трусливом соглашательстве, пасуя перед хищным оскалом бездуховных реалий. И в такие минуты сомнений, когда тлетворный запах всеобщей духовной разрухи вот- вот поглотит и нас, вдруг нежданно прольётся родниковая суть чьей-то чистой души и оросит своим жизнеутверждением иссушённые уголки отчаявшихся сердец!
Посудите, кто скажет правду в нездоровом обществе, кто возвысит свой голос в защиту униженных, кто выразит негодование в адрес властьимущих, кто вознесёт красоту женщины до небес, кто прольет слёзы о бедах Родины, кто, наконец, укажет спасительный путь для всех, бескорыстно и деятельно! Да, такое по силам только поэту, для которого поэзия не столько способ проявления своих способностей, сколько отражение его надежд, его разочарований, его извечной духовной работы! Поэт – особый человек в ряду простых смертных, он – нерв времени, его тончайшая струна, его правдивый и чистый голос, словно соловьиная трель одухотворяющая всё окрест!
Мне посчастливилось встретиться с настоящим поэтом! Передо мной предстал энергичный и мужественный облик моего соплеменника, публициста, поэта и «министра культуры» Лазаревского района города Сочи Крикора Сааковича Мазлумяна! Такая встреча будоражит воображение словно проникновенные звуки армянского дудука, словно душераздирающая зурна, которая выворачивает душу слушающего и позволяет отыскать в ней новые яркие грани!
Пожалуй, я впервые столкнулся с армянином так филигранно владеющим русским словом, будто он неотъемлемая часть этой васильковой сути…
Послушайте:
Я рождён не в Российской деревне-
Кровь Востока стучится в висках,
Но откуда в душе моей древней
Эта в русское поле – тоска.
Гордый сын Амшена, легендарной области из Западной Армении, родившийся в России на берегу Чёрного моря и ставший понимать мир через русский язык и его высокую литературу, Крикор Мазлумян впитал соки русской земли и её буйные качества.
Может, волжское синее чудо,
Тронув влагой однажды ладонь,
Подарило мне русскую удаль
И российского слова огонь…
Поэт смело показывает всю трагическую сложность событий, происходящих в России конца XX и начала XXI вв., обнажая очевидность социальных деформаций и неустройства. Он констатирует: служки дьявола глумятся над Россией, разворовали, распродали её богатства, унизили её народ, растоптали его достоинство, его честь.
О как тебя лишают силы
И превращают всё в обман
Шестиконечное насилье
И восьмигранный твой стакан!
Не каждый порядочный человек поднял свой голос в защиту народа, каждый сам по себе, иные потянулись за лучшей долей, прислуживая недругам или ублажая алчность желудка, но не таков Крикор Мазлумян – истый патриот России, доказывающий это и словом и делом.
И как бы там не голосили
О русском бунте, о войне –
Я жить хочу в Моей России
И русским быть в своей стране!
Мятежная суть времени «помогает» раскрытию его таланта. Как художник он создаёт образ поруганной Родины, облик обманутого народа. Творчество всегда мотивированно неравнодушным отношением к жизни, обусловлено эстетическим мироощущением.
Мы Россию не теряли
Это оные пришли
Да её за горло взяли,
Наклонили до земли.
Кто не найдёт мужественным его ответ шельмующим Россию?!
Скажем оному, как другу:
Шутки плохи на Руси –
Наклонили – стало туго,
Распрямимся – Бог спаси!
Такие строки – констатация терпимости русского народа, его спокойного и гордого достоинства, его великой потенции, надежды и веры. Веры в свои способности творить чудо жизни на отчей земле!
Мы всё равно поднимемся с колен.
Любовь светла, бессмертны наши души.
Россия, господа, не Карфаген –
Её нельзя убить или разрушить.
Который раз горят её леса,
Из берегов, бурля, выходят реки,
Но вновь и вновь сияют небеса,
И травы пробиваются сквозь пепел.
Поэт требовательно гонит прочь людское уныние. Если только упрекать Родину, она от пассивности своих субъектов станет хиреть. Он не даёт готовых рецептов, но с завидной энергией формирует надежду на перемены в нашем Отечестве.
Я не то, что ослеп и не вижу,
Что случилось, что сталось в стране,
Просто мне и понятней и ближе
Свет надежды, чем сумрак в окне.
Несмотря на атмосферу стяжательства и полного морального смятения, отчаиваться не удел Крикора Мазлумяна, а его неустанный подвиг на ниве культуры есть методика возрождения России…
Здесь старый дуб давно поник,
Ветвями машет он устало…
Но сохранился мой родник –
Всего живущего начало.
Тезис звонкий, справедливый, жизнеутверждающий! Жизнь есть главная дарованная нам ценность, она сложна и увлекательна, но, преодолевая трудности, мы совершенствуемся, становимся чище.
Своевременны строки о казачестве – непобедимом военном сословии, которое следует наречь военной гвардией России, её мятежным, неистребимым авангардом. Автор не согласен с утаиванием казачьей истории, доблести казаков, которые «прирастили» существенную часть нынешних русских территорий. Мазлумян утверждает – воины филигранно владеющие шашкой могут и песней, и танцем полонить отзывчивые души. Неукротим их воинский дух, но и культура самобытна! Боже упаси, считает поэт, недооценивать подвиги, заслуги и удаль, преодолевших геноцид Советов!
И песней древнею, казачьей
Берут сердца людские в плен…
Нет, этих не переиначить
Уже поднявшихся с колен ?
Этнический армянин, Мазлумян, подчёркивает значение казаков в отторжении Россией армянских территорий у Персии и Османской империи, благодарно снимает шляпу перед лицом героического воинства и посвящает ему пламень своих рифм.
Читатель ощутит восторг от первой части книги, названной «Свет Руси». Она, эта часть, поистине светлая. Кто может не быть влюблён в русский «… мир красоты и добра»? Цикл Свет Руси – та Вселенная, в которую нельзя не влюбиться. И когда сталкиваешься с истинной поэзией, тогда радостно расстаёшься с одиночеством и сиротством, потому что её особая и чарующая магия воспевает родимый край, дарует единство, соборность, надежду… Что бесконечно важно в эпоху перемен. Поэт взывает к разуму русского человека, предлагает не склоняться под грузом проблем. Кого Бог любит, тому и посылает скорби. Жизнь есть борьба и если избрать пассивность, тогда появится чертовщина, улетучится успех. Не склоняйте головы, русичи, шагайте гордо, уверенно, гоните безучастность прочь. Ваше самообладание и терпение – истинное мужество праведного народа!
С удовольствием отмечу, особую догадку Мазлумяна, базирующуюся на глубоком знании основ русского народа, что Россия не Блистательная, не Поднебесная, а единственная – Святая!
Ты испокон Святой зовёшься Русью,
Непобедима, ибо ты – Любовь.
Более высокого смысла, объясняющего суть матушки – России, не найти!
Армянские мотивы Крикора Мазлумяна – особая тема и мой восторженный отзыв только прелюдия к глубокому исследованию этого цикла.
Любой армянин, лишённый питательных соков родной земли, ощущает потерю сиротливо и безнадёжно, но внутренняя этническая устойчивость подвигает на трепетное и бережное отношение к судьбе Родины. Не умаляя достоинств других представителей Армянства, настаиваю, не каждый творческий человек может так органично выразить своё беспокойство за прошлое и нынешнее своего народа, как это рисует Крикор Мазлумян. Вдохновенные страницы, посвящённые Амшену, одной из неприступных армянских твердынь – это истинное художественное откровение, направление возвышенное и лирическое ! Привожу часть «Амшенского мотива»:
Вода и камень – вечность Айастана,
Над ними дни и горы пролетят,
Но никогда османскими не станут
Священный Ван и гордый Арарат.
…………………………………………
Во имя солнца и во имя хлеба
Буди любовь, дремавшую в душе,
Звучи, зурна, даул, греми в полнеба –
Пусть слышит мир, что жив ещё Амшен!
Источник вдохновения поэта – Амшен – арена бесчисленных набегов поработителей, бесконечных битв с завоевателями, когда карающий меч амшенцев остужал слишком горячие головы врагов. Вместе с тем, Амшен – неиссякаемый источник высоких духовных ценностей, своеобразный, самобытный мир, неизвестная многим Вселенная. Армянская народная поговорка гласит: «Любовь делает человека ашугом». Безупречные слова. Вот такая страстная склонность, возникшая из воспоминаний старых амшенцев, этническая привязанность к родной Амшенской земле и сделала Мазлумяна певцом Амшена. В его цикле о переднеазиатской Родине есть чудные песни: «Дороги Амшена», «Пахари Амшена», «Песнь об Амшене», «Прадеду», «Амшенский двор», «Амшенская зурна», «Земля Амшена» и другие. Думаю, что в этих песнях Мазлумян превзошёл себя, совершил великий подвиг, воссоздав поэтический облик своей погибшей Родины. Множество персонажей, непосредственных участников далёкого прошлого оживают в этих песнях. Здесь картины мира и войны, трепетной боли за поруганную отчизну, торжество возвышенных национальных порывов, великая любовь и тонкий лиризм.
Мне часто снятся родники
Полузабытого Амшена…
Как после вековой тоски,
Я пью из них, став на колена.
И ещё, другое:
Как я люблю вас, родники Амшена,
Ни ваших струй не видя, ни камней…
Так любят образ Бога совершенный,
Живущий лишь в сознании людей.
……………………………………………..
Как я люблю вас, родники Амшена,
Без вас я вечной жаждою томим…
Любовь в душе – она в бессмертных генах,
Мне переданных прадедом моим.
Наличие здоровой памяти у поэта и тысячелетнего генного опыта определяют содержание его творческой личности. Он взывает к памяти народа, но не призывает к отмщению, потому что в памяти, как и в генном опыте есть способность к возрождению:
Она жива. До дрожи и до боли
В амшенце каждом – тихом и простом.
Рассеяны. Но не былинки в поле.
Мы зёрна. Мы живые. Прорастём.
Какая замечательная победа человеческого духа эти строки, какая образность! Браво, Мазлумян! Как торжественно и гордо звучит! Как возвышает!
Тем не менее, автор считает нужным напомнить о непреложном законе Бытия – Карме или Законе воздаяния, основная философия которого заключена в формировании человеком или этносом, свойственных только ему деяний, как следствий, следующих за причиной, жертвой которых становится он сам:
Пусть слёзы льют разбитые хачкары,
И ятаган – как влажный волчий клык…
Но он придёт, наступит Божьей кары
Торжественный и беспощадный миг.
Пока я буду называться спюрком,
Перед Амшеном в вечном я долгу.
Мне непонятно это слово – турки,
Прости мне, Господи. Иначе не могу.
В песнях об Амшене, Мазлумян, одновременно выступает как патриот и историк. Он использует воспоминания детства, богатый пласт своей родословной, изученные фактические и этнографические материалы и другие разнообразные источники. Огромная подготовительная работа, основанная на глубоких знаниях, на пытливых, разумных усилиях.
Да, счастье не постоянная величина и трагизм армянской судьбы был обусловлен своими причинами, факторами деструкции и гибели, но не умерло оптимистичное свойство жизни, оно взывает к творчеству, к созиданию. Родины вроде бы и нет, но она «живёт и дышит» в душах тех, кто её лишился. Мало того, она талантливо воспета её гордым потомком!
Звучи, амшенская зурна,
Пусть целый мир тебя услышит!
Пока не замолчит она,
Амшен ещё живёт и дышит.
Обращаясь к библейскому Арарату – символу национальной идеи, к легендарному пристанищу Ноева ковчега, поэт, сетуя на обстоятельства истории, одухотворяет « пленённую» вершину своей поддержкой:
Не будь стыдливой мусульманкой –
Чадра слепая ни к чему.
Вновь ослепительной армянкой
Откройся взору моему!
Вся человеческая сила слагается из трудолюбия, терпения и жажды свободы. Зная эту духовную сущность своего народа, Мазлумян ярко рисует образы армянских гайдуков, мужество которых приближало освобождение от османского ига. Эмоциональны и выразительны стихи «Фидаины».
Тонко чувствуя пульс времени, когда армянский народ в годину развала СССР вновь был брошен в пучину испытаний, голос поэта, обращённый к нации, становится мужественным призывом к борьбе, словно тревожный набат колокола:
Не покидайте Карабах…
И зову наших предков внемля,
Держите в праведных руках,
Как мать дитя, родную землю.
В тревоге поэта звучит требование соборности и консолидации перед лицом опасности. В эти трагические для армянства, но овеянные победным духом дни, Крикор Мазлумян совершает поездку в Арцах вместе с армянским и казачьим ансамблями, выразив настоящую поддержку сражающемуся народу!
Могучая патриотическая сила заключена в его философском произведении «Зов Родины»:
Народ, что покинул Отчизну
Уже не совсем народ.
Будь трижды обласкан он жизнью –
Чужой он, куда не придёт.
Горькие, грустные ноты, когда Родину покидают ради хлеба насущного.
Лирика поэта – неисчерпаемый кладезь мыслей, облачённых в рифму, как драгоценность в оправу. Мой комментарий, только попытка обосновать истоки его творчества, каждый найдёт в его творчестве то, что хотел найти.
Мазлумян не мыслит своей жизни без творчества, которое в нём безгранично. Он ещё руководитель и преподаватель, он – генератор новых животворных идей. Ко всему, добавлю, любой труд несёт в себе элементы романтики, но не часто увидишь, чтобы избранная ипостась, таящая в себе неисчерпаемые возможности, могла быть так оплодотворена горячим чувством и знанием дела. Возглавляемый им Лазаревский центр национальных культур не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом! Это грандиозная работа, порой имеющая и оборотную сторону, когда неумеренная «активность» недругов, мягко сказать мешает творческому процессу. Бездарность легче прощают, чем талант. Но Крикор Мазлумян ставит перед собой высокие цели и борется за их осуществление со всей жаждой добродетели. Гуманная цель является сердцевиной человеческого достоинства не столь как мотивация к действию, сколь, как потребность её достижения. Жизнь сложна и парадоксальна: на сердечное тепло отвечают стужей зависти, но поэт не печалится, оптимистично расшвыривая вокруг богатство своей души:
Враги мне душу растрясли, о Бог!
Как видно серебро ища…
Но золотом звенящих строк
Моя ответила душа!
Как он похож на врачевателя душ! Любой человек детище божественное, но кого – то Творец одаряет щедрее. На поэта были излиты свыше величайшие дары, поэтому он желает изменить лицо вещей своим творчеством, мнёт и формирует нашу жизнь. Его талант и обаяние притягивают к нему людей, которым в радость на примере своего кумира преодолевать пошлость и ложь.
Крикор Мазлумян истый пропагандист своего творчества. Мне повезло присутствовать на его поэтическом вечере и оценить его талант в жанре художественного слова. Он удивительно сочетает в себе высокое исполнительское мастерство артиста-чтеца с талантом писателя. Он умело ведёт слушателей через сложную гамму чувств и настроений, чётко прочерчивая сюжетные линии и обнажая драматизм произведений своего творчества и творчества великих поэтов России. Аудитория радостно воспламенялась от его жгучей энергетики. Ведь не зря его фамилия с древнеарийского, санскритского корня означает Вечный Свет ( Maz – вечный, а Uma – свет) !
Когда от человеческой энергии исходит яркий свет, тогда он – горящий факел духа во мраке обстоятельств. Творческая душа, конденсирующая искры прекрасного и есть источник света, дарующий тепло свершений. Бескорыстие – вот пример для всех, когда мало берут, но щедро разбрасывают дары! Из лаконичной фразы Франческо Петрарки (1304 – 1374) родоначальника гуманистической культуры Возрождения: «Не могу молчать!», мы извлекаем понимание – без истинного чувства любви к миру нет поэзии, нет гражданской позиции, которая сегодня не слишком приветствуется. Только влюблённый имеет право на звание поэта! А поэзия обладает тайной, она живёт глубокими мыслями и благородными страстями. Творец же рифм чутко слышит мир своей душой, ему лучше видны все недостатки человеческого общества. Поэзия, наконец, облагораживает людей, воспитывает их души, вовлекает их в мир прекрасного из повседневной рутины. Это небольшое отступление – скромная иллюстрация к портрету нашего героя, наглядный пример для освящения его творчества.
В далёком прошлом Ованес Туманян высказал почти бесспорную мысль: «Поэт должен обеими ногами стоять на родной почве и только тогда его голос будет звучать во всю силу». Любопытно, Крикор Мазлумян, чуть ли не опровергает это мнение армянского мэтра. Он твёрдо стоит на русской и армянской почве и обе являются для него родными, обе щедро питают его своими живительными соками. Он стоит на арийской почве народов – братьев и все свои силы отдаёт делу служения им! Он – член союза писателей Армении. Он – поэт всероссийского масштаба, член союза писателей России, его голос яркий, своеобразный, самобытный, патриотичный…
И возвращаясь к мысли, что только влюблённый имеет право на звание поэта, я не премину сказать о любви к женщине, о готовности поэта творить для своей любимой, дарить ей своё горячее чувство и свою признательность. И как здорово, что поэт не одинок, что восторженное чувство к своей половине, дарит ему тепло взаимности.
Она живёт, она лучится
В моей руке твоя рука…
И легче жить, творить, трудиться,
Когда душа твоя, как птица,
Летит ко мне издалека !
Друзья, творчество поэта Крикора Сааковича Мазлумяна – выражение его внутренней духовной жизни. Его гуманизм есть признание в любви, а любовь не даёт ему права покидать заблудших. Так человечество и движется от заблуждений к истине. Большинство влачит свою жизнь в неведении, обременённое грузом нерешённых проблем. Бредёт во тьме дьявольских происков, заслонивших живительные источники внутреннего преображения. Но у людей есть и светлая сторона жизни. Творчество Мазлумяна представляется тем нравственным камертоном, который чутко реагирует на несправедливость, ложь, предательство. Творческий ум формирует будущее, стимулирует общественное развитие. С творческими людьми исключена серость. Человечество во все времена имело духовных наставников, чья цель – дать обществу знания о вечных истинах, лежащих в основе бытия. Крикор Мазлумян из тех, кто сеет вечное, дарует Любовь и Добро. Он из славной когорты духовных поводырей, ведущих к Истине, к самопознанию, к совершенству. Я призываю читателя познакомиться с творчеством поэта, чтобы убедиться, животворный факел человеческого духа есть путеводный свет!
Юрий Закунц , культуролог.
Октябрь 2006 года.
Еркрамас
Согласно Библии вначале было слово, созидавшее в веках! Значение и сила которого неоспоримо. Однако, его логика, содержательность и певучесть ещё возвышенней и интересней! Разве кто-либо посмеет не согласиться с тем, что искусство сочинения стихов и сложения песен – вершина искусства? Поэзия – летопись эпохи, изысканный, одухотворённый язык. В ней есть что-то невероятное, необъяснимое и непредсказуемое: она есть отражение жизни и её смысла. Она – песнь времени, без которой наша жизнь была бы пуста и бессодержательна. Поэзия своего рода катарсис, очищение, через страх, через сострадание, через ответственность, через выбор, через идеал!
Вместе с тем, редкое явление встретить поэта в суете жизни. Прагматизм современности захватил нас своевольными лапами и грозит вытрясти последние остатки духовности. Человечество оплачивает технические достижения своего бытия падением нравов и эрозией духа. Мы ищем спасительный плот, хватаемся за что попало, но, по всей видимости, либо плохо ищем, либо усматриваем выход в своём трусливом соглашательстве, пасуя перед хищным оскалом бездуховных реалий. И в такие минуты сомнений, когда тлетворный запах всеобщей духовной разрухи вот- вот поглотит и нас, вдруг нежданно прольётся родниковая суть чьей-то чистой души и оросит своим жизнеутверждением иссушённые уголки отчаявшихся сердец!
Посудите, кто скажет правду в нездоровом обществе, кто возвысит свой голос в защиту униженных, кто выразит негодование в адрес властьимущих, кто вознесёт красоту женщины до небес, кто прольет слёзы о бедах Родины, кто, наконец, укажет спасительный путь для всех, бескорыстно и деятельно! Да, такое по силам только поэту, для которого поэзия не столько способ проявления своих способностей, сколько отражение его надежд, его разочарований, его извечной духовной работы! Поэт – особый человек в ряду простых смертных, он – нерв времени, его тончайшая струна, его правдивый и чистый голос, словно соловьиная трель одухотворяющая всё окрест!
Мне посчастливилось встретиться с настоящим поэтом! Передо мной предстал энергичный и мужественный облик моего соплеменника, публициста, поэта и «министра культуры» Лазаревского района города Сочи Крикора Сааковича Мазлумяна! Такая встреча будоражит воображение словно проникновенные звуки армянского дудука, словно душераздирающая зурна, которая выворачивает душу слушающего и позволяет отыскать в ней новые яркие грани!
Пожалуй, я впервые столкнулся с армянином так филигранно владеющим русским словом, будто он неотъемлемая часть этой васильковой сути…
Послушайте:
Я рождён не в Российской деревне-
Кровь Востока стучится в висках,
Но откуда в душе моей древней
Эта в русское поле – тоска.
Гордый сын Амшена, легендарной области из Западной Армении, родившийся в России на берегу Чёрного моря и ставший понимать мир через русский язык и его высокую литературу, Крикор Мазлумян впитал соки русской земли и её буйные качества.
Может, волжское синее чудо,
Тронув влагой однажды ладонь,
Подарило мне русскую удаль
И российского слова огонь…
Поэт смело показывает всю трагическую сложность событий, происходящих в России конца XX и начала XXI вв., обнажая очевидность социальных деформаций и неустройства. Он констатирует: служки дьявола глумятся над Россией, разворовали, распродали её богатства, унизили её народ, растоптали его достоинство, его честь.
О как тебя лишают силы
И превращают всё в обман
Шестиконечное насилье
И восьмигранный твой стакан!
Не каждый порядочный человек поднял свой голос в защиту народа, каждый сам по себе, иные потянулись за лучшей долей, прислуживая недругам или ублажая алчность желудка, но не таков Крикор Мазлумян – истый патриот России, доказывающий это и словом и делом.
И как бы там не голосили
О русском бунте, о войне –
Я жить хочу в Моей России
И русским быть в своей стране!
Мятежная суть времени «помогает» раскрытию его таланта. Как художник он создаёт образ поруганной Родины, облик обманутого народа. Творчество всегда мотивированно неравнодушным отношением к жизни, обусловлено эстетическим мироощущением.
Мы Россию не теряли
Это оные пришли
Да её за горло взяли,
Наклонили до земли.
Кто не найдёт мужественным его ответ шельмующим Россию?!
Скажем оному, как другу:
Шутки плохи на Руси –
Наклонили – стало туго,
Распрямимся – Бог спаси!
Такие строки – констатация терпимости русского народа, его спокойного и гордого достоинства, его великой потенции, надежды и веры. Веры в свои способности творить чудо жизни на отчей земле!
Мы всё равно поднимемся с колен.
Любовь светла, бессмертны наши души.
Россия, господа, не Карфаген –
Её нельзя убить или разрушить.
Который раз горят её леса,
Из берегов, бурля, выходят реки,
Но вновь и вновь сияют небеса,
И травы пробиваются сквозь пепел.
Поэт требовательно гонит прочь людское уныние. Если только упрекать Родину, она от пассивности своих субъектов станет хиреть. Он не даёт готовых рецептов, но с завидной энергией формирует надежду на перемены в нашем Отечестве.
Я не то, что ослеп и не вижу,
Что случилось, что сталось в стране,
Просто мне и понятней и ближе
Свет надежды, чем сумрак в окне.
Несмотря на атмосферу стяжательства и полного морального смятения, отчаиваться не удел Крикора Мазлумяна, а его неустанный подвиг на ниве культуры есть методика возрождения России…
Здесь старый дуб давно поник,
Ветвями машет он устало…
Но сохранился мой родник –
Всего живущего начало.
Тезис звонкий, справедливый, жизнеутверждающий! Жизнь есть главная дарованная нам ценность, она сложна и увлекательна, но, преодолевая трудности, мы совершенствуемся, становимся чище.
Своевременны строки о казачестве – непобедимом военном сословии, которое следует наречь военной гвардией России, её мятежным, неистребимым авангардом. Автор не согласен с утаиванием казачьей истории, доблести казаков, которые «прирастили» существенную часть нынешних русских территорий. Мазлумян утверждает – воины филигранно владеющие шашкой могут и песней, и танцем полонить отзывчивые души. Неукротим их воинский дух, но и культура самобытна! Боже упаси, считает поэт, недооценивать подвиги, заслуги и удаль, преодолевших геноцид Советов!
И песней древнею, казачьей
Берут сердца людские в плен…
Нет, этих не переиначить
Уже поднявшихся с колен ?
Этнический армянин, Мазлумян, подчёркивает значение казаков в отторжении Россией армянских территорий у Персии и Османской империи, благодарно снимает шляпу перед лицом героического воинства и посвящает ему пламень своих рифм.
Читатель ощутит восторг от первой части книги, названной «Свет Руси». Она, эта часть, поистине светлая. Кто может не быть влюблён в русский «… мир красоты и добра»? Цикл Свет Руси – та Вселенная, в которую нельзя не влюбиться. И когда сталкиваешься с истинной поэзией, тогда радостно расстаёшься с одиночеством и сиротством, потому что её особая и чарующая магия воспевает родимый край, дарует единство, соборность, надежду… Что бесконечно важно в эпоху перемен. Поэт взывает к разуму русского человека, предлагает не склоняться под грузом проблем. Кого Бог любит, тому и посылает скорби. Жизнь есть борьба и если избрать пассивность, тогда появится чертовщина, улетучится успех. Не склоняйте головы, русичи, шагайте гордо, уверенно, гоните безучастность прочь. Ваше самообладание и терпение – истинное мужество праведного народа!
С удовольствием отмечу, особую догадку Мазлумяна, базирующуюся на глубоком знании основ русского народа, что Россия не Блистательная, не Поднебесная, а единственная – Святая!
Ты испокон Святой зовёшься Русью,
Непобедима, ибо ты – Любовь.
Более высокого смысла, объясняющего суть матушки – России, не найти!
Армянские мотивы Крикора Мазлумяна – особая тема и мой восторженный отзыв только прелюдия к глубокому исследованию этого цикла.
Любой армянин, лишённый питательных соков родной земли, ощущает потерю сиротливо и безнадёжно, но внутренняя этническая устойчивость подвигает на трепетное и бережное отношение к судьбе Родины. Не умаляя достоинств других представителей Армянства, настаиваю, не каждый творческий человек может так органично выразить своё беспокойство за прошлое и нынешнее своего народа, как это рисует Крикор Мазлумян. Вдохновенные страницы, посвящённые Амшену, одной из неприступных армянских твердынь – это истинное художественное откровение, направление возвышенное и лирическое ! Привожу часть «Амшенского мотива»:
Вода и камень – вечность Айастана,
Над ними дни и горы пролетят,
Но никогда османскими не станут
Священный Ван и гордый Арарат.
…………………………………………
Во имя солнца и во имя хлеба
Буди любовь, дремавшую в душе,
Звучи, зурна, даул, греми в полнеба –
Пусть слышит мир, что жив ещё Амшен!
Источник вдохновения поэта – Амшен – арена бесчисленных набегов поработителей, бесконечных битв с завоевателями, когда карающий меч амшенцев остужал слишком горячие головы врагов. Вместе с тем, Амшен – неиссякаемый источник высоких духовных ценностей, своеобразный, самобытный мир, неизвестная многим Вселенная. Армянская народная поговорка гласит: «Любовь делает человека ашугом». Безупречные слова. Вот такая страстная склонность, возникшая из воспоминаний старых амшенцев, этническая привязанность к родной Амшенской земле и сделала Мазлумяна певцом Амшена. В его цикле о переднеазиатской Родине есть чудные песни: «Дороги Амшена», «Пахари Амшена», «Песнь об Амшене», «Прадеду», «Амшенский двор», «Амшенская зурна», «Земля Амшена» и другие. Думаю, что в этих песнях Мазлумян превзошёл себя, совершил великий подвиг, воссоздав поэтический облик своей погибшей Родины. Множество персонажей, непосредственных участников далёкого прошлого оживают в этих песнях. Здесь картины мира и войны, трепетной боли за поруганную отчизну, торжество возвышенных национальных порывов, великая любовь и тонкий лиризм.
Мне часто снятся родники
Полузабытого Амшена…
Как после вековой тоски,
Я пью из них, став на колена.
И ещё, другое:
Как я люблю вас, родники Амшена,
Ни ваших струй не видя, ни камней…
Так любят образ Бога совершенный,
Живущий лишь в сознании людей.
……………………………………………..
Как я люблю вас, родники Амшена,
Без вас я вечной жаждою томим…
Любовь в душе – она в бессмертных генах,
Мне переданных прадедом моим.
Наличие здоровой памяти у поэта и тысячелетнего генного опыта определяют содержание его творческой личности. Он взывает к памяти народа, но не призывает к отмщению, потому что в памяти, как и в генном опыте есть способность к возрождению:
Она жива. До дрожи и до боли
В амшенце каждом – тихом и простом.
Рассеяны. Но не былинки в поле.
Мы зёрна. Мы живые. Прорастём.
Какая замечательная победа человеческого духа эти строки, какая образность! Браво, Мазлумян! Как торжественно и гордо звучит! Как возвышает!
Тем не менее, автор считает нужным напомнить о непреложном законе Бытия – Карме или Законе воздаяния, основная философия которого заключена в формировании человеком или этносом, свойственных только ему деяний, как следствий, следующих за причиной, жертвой которых становится он сам:
Пусть слёзы льют разбитые хачкары,
И ятаган – как влажный волчий клык…
Но он придёт, наступит Божьей кары
Торжественный и беспощадный миг.
Пока я буду называться спюрком,
Перед Амшеном в вечном я долгу.
Мне непонятно это слово – турки,
Прости мне, Господи. Иначе не могу.
В песнях об Амшене, Мазлумян, одновременно выступает как патриот и историк. Он использует воспоминания детства, богатый пласт своей родословной, изученные фактические и этнографические материалы и другие разнообразные источники. Огромная подготовительная работа, основанная на глубоких знаниях, на пытливых, разумных усилиях.
Да, счастье не постоянная величина и трагизм армянской судьбы был обусловлен своими причинами, факторами деструкции и гибели, но не умерло оптимистичное свойство жизни, оно взывает к творчеству, к созиданию. Родины вроде бы и нет, но она «живёт и дышит» в душах тех, кто её лишился. Мало того, она талантливо воспета её гордым потомком!
Звучи, амшенская зурна,
Пусть целый мир тебя услышит!
Пока не замолчит она,
Амшен ещё живёт и дышит.
Обращаясь к библейскому Арарату – символу национальной идеи, к легендарному пристанищу Ноева ковчега, поэт, сетуя на обстоятельства истории, одухотворяет « пленённую» вершину своей поддержкой:
Не будь стыдливой мусульманкой –
Чадра слепая ни к чему.
Вновь ослепительной армянкой
Откройся взору моему!
Вся человеческая сила слагается из трудолюбия, терпения и жажды свободы. Зная эту духовную сущность своего народа, Мазлумян ярко рисует образы армянских гайдуков, мужество которых приближало освобождение от османского ига. Эмоциональны и выразительны стихи «Фидаины».
Тонко чувствуя пульс времени, когда армянский народ в годину развала СССР вновь был брошен в пучину испытаний, голос поэта, обращённый к нации, становится мужественным призывом к борьбе, словно тревожный набат колокола:
Не покидайте Карабах…
И зову наших предков внемля,
Держите в праведных руках,
Как мать дитя, родную землю.
В тревоге поэта звучит требование соборности и консолидации перед лицом опасности. В эти трагические для армянства, но овеянные победным духом дни, Крикор Мазлумян совершает поездку в Арцах вместе с армянским и казачьим ансамблями, выразив настоящую поддержку сражающемуся народу!
Могучая патриотическая сила заключена в его философском произведении «Зов Родины»:
Народ, что покинул Отчизну
Уже не совсем народ.
Будь трижды обласкан он жизнью –
Чужой он, куда не придёт.
Горькие, грустные ноты, когда Родину покидают ради хлеба насущного.
Лирика поэта – неисчерпаемый кладезь мыслей, облачённых в рифму, как драгоценность в оправу. Мой комментарий, только попытка обосновать истоки его творчества, каждый найдёт в его творчестве то, что хотел найти.
Мазлумян не мыслит своей жизни без творчества, которое в нём безгранично. Он ещё руководитель и преподаватель, он – генератор новых животворных идей. Ко всему, добавлю, любой труд несёт в себе элементы романтики, но не часто увидишь, чтобы избранная ипостась, таящая в себе неисчерпаемые возможности, могла быть так оплодотворена горячим чувством и знанием дела. Возглавляемый им Лазаревский центр национальных культур не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом! Это грандиозная работа, порой имеющая и оборотную сторону, когда неумеренная «активность» недругов, мягко сказать мешает творческому процессу. Бездарность легче прощают, чем талант. Но Крикор Мазлумян ставит перед собой высокие цели и борется за их осуществление со всей жаждой добродетели. Гуманная цель является сердцевиной человеческого достоинства не столь как мотивация к действию, сколь, как потребность её достижения. Жизнь сложна и парадоксальна: на сердечное тепло отвечают стужей зависти, но поэт не печалится, оптимистично расшвыривая вокруг богатство своей души:
Враги мне душу растрясли, о Бог!
Как видно серебро ища…
Но золотом звенящих строк
Моя ответила душа!
Как он похож на врачевателя душ! Любой человек детище божественное, но кого – то Творец одаряет щедрее. На поэта были излиты свыше величайшие дары, поэтому он желает изменить лицо вещей своим творчеством, мнёт и формирует нашу жизнь. Его талант и обаяние притягивают к нему людей, которым в радость на примере своего кумира преодолевать пошлость и ложь.
Крикор Мазлумян истый пропагандист своего творчества. Мне повезло присутствовать на его поэтическом вечере и оценить его талант в жанре художественного слова. Он удивительно сочетает в себе высокое исполнительское мастерство артиста-чтеца с талантом писателя. Он умело ведёт слушателей через сложную гамму чувств и настроений, чётко прочерчивая сюжетные линии и обнажая драматизм произведений своего творчества и творчества великих поэтов России. Аудитория радостно воспламенялась от его жгучей энергетики. Ведь не зря его фамилия с древнеарийского, санскритского корня означает Вечный Свет ( Maz – вечный, а Uma – свет) !
Когда от человеческой энергии исходит яркий свет, тогда он – горящий факел духа во мраке обстоятельств. Творческая душа, конденсирующая искры прекрасного и есть источник света, дарующий тепло свершений. Бескорыстие – вот пример для всех, когда мало берут, но щедро разбрасывают дары! Из лаконичной фразы Франческо Петрарки (1304 – 1374) родоначальника гуманистической культуры Возрождения: «Не могу молчать!», мы извлекаем понимание – без истинного чувства любви к миру нет поэзии, нет гражданской позиции, которая сегодня не слишком приветствуется. Только влюблённый имеет право на звание поэта! А поэзия обладает тайной, она живёт глубокими мыслями и благородными страстями. Творец же рифм чутко слышит мир своей душой, ему лучше видны все недостатки человеческого общества. Поэзия, наконец, облагораживает людей, воспитывает их души, вовлекает их в мир прекрасного из повседневной рутины. Это небольшое отступление – скромная иллюстрация к портрету нашего героя, наглядный пример для освящения его творчества.
В далёком прошлом Ованес Туманян высказал почти бесспорную мысль: «Поэт должен обеими ногами стоять на родной почве и только тогда его голос будет звучать во всю силу». Любопытно, Крикор Мазлумян, чуть ли не опровергает это мнение армянского мэтра. Он твёрдо стоит на русской и армянской почве и обе являются для него родными, обе щедро питают его своими живительными соками. Он стоит на арийской почве народов – братьев и все свои силы отдаёт делу служения им! Он – член союза писателей Армении. Он – поэт всероссийского масштаба, член союза писателей России, его голос яркий, своеобразный, самобытный, патриотичный…
И возвращаясь к мысли, что только влюблённый имеет право на звание поэта, я не премину сказать о любви к женщине, о готовности поэта творить для своей любимой, дарить ей своё горячее чувство и свою признательность. И как здорово, что поэт не одинок, что восторженное чувство к своей половине, дарит ему тепло взаимности.
Она живёт, она лучится
В моей руке твоя рука…
И легче жить, творить, трудиться,
Когда душа твоя, как птица,
Летит ко мне издалека !
Друзья, творчество поэта Крикора Сааковича Мазлумяна – выражение его внутренней духовной жизни. Его гуманизм есть признание в любви, а любовь не даёт ему права покидать заблудших. Так человечество и движется от заблуждений к истине. Большинство влачит свою жизнь в неведении, обременённое грузом нерешённых проблем. Бредёт во тьме дьявольских происков, заслонивших живительные источники внутреннего преображения. Но у людей есть и светлая сторона жизни. Творчество Мазлумяна представляется тем нравственным камертоном, который чутко реагирует на несправедливость, ложь, предательство. Творческий ум формирует будущее, стимулирует общественное развитие. С творческими людьми исключена серость. Человечество во все времена имело духовных наставников, чья цель – дать обществу знания о вечных истинах, лежащих в основе бытия. Крикор Мазлумян из тех, кто сеет вечное, дарует Любовь и Добро. Он из славной когорты духовных поводырей, ведущих к Истине, к самопознанию, к совершенству. Я призываю читателя познакомиться с творчеством поэта, чтобы убедиться, животворный факел человеческого духа есть путеводный свет!
Юрий Закунц , культуролог.
Октябрь 2006 года.
Еркрамас
Загрузка...
Авто-еркир
Еву Ривас прооперировали
По данным ЦБ от 20/06/2011
366.08
496.51
12.52
HAYINFO.RU on Facebook
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении
Посольство Армении в РФ
Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Полезное