21.03.10
01:25
01:25
Пока я буду называться спюрком, перед Амшеном в вечном я долгу

Диаспора – часть Армянства, живущая вне пределов своей этнической территории. Диаспора – это выбор, наиболее консервативный способ этнической устойчивости, путь выживания. Истоки рассеяния причудливы, порой трагичны. Тем не менее, диаспора многолика, она имеет свое развитие и обогащает опыт национального мышления. Вместе с тем, жизнь диаспоры отражает и деструктивные процессы, когда часть этноса теряет свои особенности, свою культуру и ассимилируется, вливая свою энергию в окружающее этническое пространство. Главная причина исчезновения – пребывание на чужой земле и озабоченность представителей диаспоры сохранением идентичности, через культуру и уклад. Однако, те, кто не теряет своих духовных ценностей, продолжает отождествлять себя частью Армянства, тот не может отрицать существующей взаимосвязи между разными частями самой диаспоры, потому что общение, обмен мнениями и достижениями, питает национальную пассионарность. Таким связующим звеном я вижу К.С. Мазлумяна – поэта, бессменного директора Лазаревского центра национальных культур, члена Союза писателей России, члена Союза литераторов Армении и члена клуба «Арменистика». В свете празднования 10-летнего юбилея клуба «Арменистика», предлагаю Вашему вниманию эссе о сочинском поэте Крикоре Мазлумяне, творчество которого рождает ассоциации стойкости армянского духа и национального единения.
Согласно Библии вначале было слово, созидавшее в веках! Значение и сила которого неоспоримо. Однако, его логика, содержательность и певучесть ещё возвышенней и интересней! Разве кто-либо посмеет не согласиться с тем, что искусство сочинения стихов и сложения песен – вершина искусства? Поэзия – летопись эпохи, изысканный, одухотворённый язык. В ней есть что-то невероятное, необъяснимое и непредсказуемое: она есть отражение жизни и её смысла. Она – песнь времени, без которой наша жизнь была бы пуста и бессодержательна. Поэзия своего рода катарсис, очищение, через страх, через сострадание, через ответственность, через выбор, через идеал!
Вместе с тем, редкое явление встретить поэта в суете жизни. Прагматизм современности захватил нас своевольными лапами и грозит вытрясти последние остатки духовности. Человечество оплачивает технические достижения своего бытия падением нравов и эрозией духа. Мы ищем спасительный плот, хватаемся за что попало, но, по всей видимости, либо плохо ищем, либо усматриваем выход в своём трусливом соглашательстве, пасуя перед хищным оскалом бездуховных реалий. И в такие минуты сомнений, когда тлетворный запах всеобщей духовной разрухи вот- вот поглотит и нас, вдруг нежданно прольётся родниковая суть чьей-то чистой души и оросит своим жизнеутверждением иссушённые уголки отчаявшихся сердец!
Посудите, кто скажет правду в нездоровом обществе, кто возвысит свой голос в защиту униженных, кто выразит негодование в адрес властьимущих, кто вознесёт красоту женщины до небес, кто прольет слёзы о бедах Родины, кто, наконец, укажет спасительный путь для всех, бескорыстно и деятельно! Да, такое по силам только поэту, для которого поэзия не столько способ проявления своих способностей, сколько отражение его надежд, его разочарований, его извечной духовной работы! Поэт – особый человек в ряду простых смертных, он – нерв времени, его тончайшая струна, его правдивый и чистый голос, словно соловьиная трель одухотворяющая всё окрест!
Мне посчастливилось встретиться с настоящим поэтом! Передо мной предстал энергичный и мужественный облик моего соплеменника, публициста, поэта и «министра культуры» Лазаревского района города Сочи Крикора Сааковича Мазлумяна! Такая встреча будоражит воображение словно проникновенные звуки армянского дудука, словно душераздирающая зурна, которая выворачивает душу слушающего и позволяет отыскать в ней новые яркие грани!
Пожалуй, я впервые столкнулся с армянином так филигранно владеющим русским словом, будто он неотъемлемая часть этой васильковой сути…
Послушайте:
Я рождён не в Российской деревне-
Кровь Востока стучится в висках,
Но откуда в душе моей древней
Эта в русское поле – тоска.
Гордый сын Амшена, легендарной области из Западной Армении, родившийся в России на берегу Чёрного моря и ставший понимать мир через русский язык и его высокую литературу, Крикор Мазлумян впитал соки русской земли и её буйные качества.
Может, волжское синее чудо,
Тронув влагой однажды ладонь,
Подарило мне русскую удаль
И российского слова огонь…
Поэт смело показывает всю трагическую сложность событий, происходящих в России конца XX и начала XXI вв., обнажая очевидность социальных деформаций и неустройства. Он констатирует: служки дьявола глумятся над Россией, разворовали, распродали её богатства, унизили её народ, растоптали его достоинство, его честь.
О как тебя лишают силы
И превращают всё в обман
Шестиконечное насилье
И восьмигранный твой стакан!
Не каждый порядочный человек поднял свой голос в защиту народа, каждый сам по себе, иные потянулись за лучшей долей, прислуживая недругам или ублажая алчность желудка, но не таков Крикор Мазлумян – истый патриот России, доказывающий это и словом и делом.
И как бы там не голосили
О русском бунте, о войне –
Я жить хочу в Моей России
И русским быть в своей стране!
Мятежная суть времени «помогает» раскрытию его таланта. Как художник он создаёт образ поруганной Родины, облик обманутого народа. Творчество всегда мотивированно неравнодушным отношением к жизни, обусловлено эстетическим мироощущением.
Мы Россию не теряли
Это оные пришли
Да её за горло взяли,
Наклонили до земли.
Кто не найдёт мужественным его ответ шельмующим Россию?!
Скажем оному, как другу:
Шутки плохи на Руси –
Наклонили – стало туго,
Распрямимся – Бог спаси!
Такие строки – констатация терпимости русского народа, его спокойного и гордого достоинства, его великой потенции, надежды и веры. Веры в свои способности творить чудо жизни на отчей земле!
Мы всё равно поднимемся с колен.
Любовь светла, бессмертны наши души.
Россия, господа, не Карфаген –
Её нельзя убить или разрушить.
Который раз горят её леса,
Из берегов, бурля, выходят реки,
Но вновь и вновь сияют небеса,
И травы пробиваются сквозь пепел.
Поэт требовательно гонит прочь людское уныние. Если только упрекать Родину, она от пассивности своих субъектов станет хиреть. Он не даёт готовых рецептов, но с завидной энергией формирует надежду на перемены в нашем Отечестве.
Я не то, что ослеп и не вижу,
Что случилось, что сталось в стране,
Просто мне и понятней и ближе
Свет надежды, чем сумрак в окне.
Несмотря на атмосферу стяжательства и полного морального смятения, отчаиваться не удел Крикора Мазлумяна, а его неустанный подвиг на ниве культуры есть методика возрождения России…
Здесь старый дуб давно поник,
Ветвями машет он устало…
Но сохранился мой родник –
Всего живущего начало.
Тезис звонкий, справедливый, жизнеутверждающий! Жизнь есть главная дарованная нам ценность, она сложна и увлекательна, но, преодолевая трудности, мы совершенствуемся, становимся чище.
Своевременны строки о казачестве – непобедимом военном сословии, которое следует наречь военной гвардией России, её мятежным, неистребимым авангардом. Автор не согласен с утаиванием казачьей истории, доблести казаков, которые «прирастили» существенную часть нынешних русских территорий. Мазлумян утверждает – воины филигранно владеющие шашкой могут и песней, и танцем полонить отзывчивые души. Неукротим их воинский дух, но и культура самобытна! Боже упаси, считает поэт, недооценивать подвиги, заслуги и удаль, преодолевших геноцид Советов!
И песней древнею, казачьей
Берут сердца людские в плен…
Нет, этих не переиначить
Уже поднявшихся с колен ?
Этнический армянин, Мазлумян, подчёркивает значение казаков в отторжении Россией армянских территорий у Персии и Османской империи, благодарно снимает шляпу перед лицом героического воинства и посвящает ему пламень своих рифм.
Читатель ощутит восторг от первой части книги, названной «Свет Руси». Она, эта часть, поистине светлая. Кто может не быть влюблён в русский «… мир красоты и добра»? Цикл Свет Руси – та Вселенная, в которую нельзя не влюбиться. И когда сталкиваешься с истинной поэзией, тогда радостно расстаёшься с одиночеством и сиротством, потому что её особая и чарующая магия воспевает родимый край, дарует единство, соборность, надежду… Что бесконечно важно в эпоху перемен. Поэт взывает к разуму русского человека, предлагает не склоняться под грузом проблем. Кого Бог любит, тому и посылает скорби. Жизнь есть борьба и если избрать пассивность, тогда появится чертовщина, улетучится успех. Не склоняйте головы, русичи, шагайте гордо, уверенно, гоните безучастность прочь. Ваше самообладание и терпение – истинное мужество праведного народа!
С удовольствием отмечу, особую догадку Мазлумяна, базирующуюся на глубоком знании основ русского народа, что Россия не Блистательная, не Поднебесная, а единственная – Святая!
Ты испокон Святой зовёшься Русью,
Непобедима, ибо ты – Любовь.
Более высокого смысла, объясняющего суть матушки – России, не найти!
Армянские мотивы Крикора Мазлумяна – особая тема и мой восторженный отзыв только прелюдия к глубокому исследованию этого цикла.
Любой армянин, лишённый питательных соков родной земли, ощущает потерю сиротливо и безнадёжно, но внутренняя этническая устойчивость подвигает на трепетное и бережное отношение к судьбе Родины. Не умаляя достоинств других представителей Армянства, настаиваю, не каждый творческий человек может так органично выразить своё беспокойство за прошлое и нынешнее своего народа, как это рисует Крикор Мазлумян. Вдохновенные страницы, посвящённые Амшену, одной из неприступных армянских твердынь – это истинное художественное откровение, направление возвышенное и лирическое ! Привожу часть «Амшенского мотива»:
Вода и камень – вечность Айастана,
Над ними дни и горы пролетят,
Но никогда османскими не станут
Священный Ван и гордый Арарат.
…………………………………………
Во имя солнца и во имя хлеба
Буди любовь, дремавшую в душе,
Звучи, зурна, даул, греми в полнеба –
Пусть слышит мир, что жив ещё Амшен!
Источник вдохновения поэта – Амшен – арена бесчисленных набегов поработителей, бесконечных битв с завоевателями, когда карающий меч амшенцев остужал слишком горячие головы врагов. Вместе с тем, Амшен – неиссякаемый источник высоких духовных ценностей, своеобразный, самобытный мир, неизвестная многим Вселенная. Армянская народная поговорка гласит: «Любовь делает человека ашугом». Безупречные слова. Вот такая страстная склонность, возникшая из воспоминаний старых амшенцев, этническая привязанность к родной Амшенской земле и сделала Мазлумяна певцом Амшена. В его цикле о переднеазиатской Родине есть чудные песни: «Дороги Амшена», «Пахари Амшена», «Песнь об Амшене», «Прадеду», «Амшенский двор», «Амшенская зурна», «Земля Амшена» и другие. Думаю, что в этих песнях Мазлумян превзошёл себя, совершил великий подвиг, воссоздав поэтический облик своей погибшей Родины. Множество персонажей, непосредственных участников далёкого прошлого оживают в этих песнях. Здесь картины мира и войны, трепетной боли за поруганную отчизну, торжество возвышенных национальных порывов, великая любовь и тонкий лиризм.
Мне часто снятся родники
Полузабытого Амшена…
Как после вековой тоски,
Я пью из них, став на колена.
И ещё, другое:
Как я люблю вас, родники Амшена,
Ни ваших струй не видя, ни камней…
Так любят образ Бога совершенный,
Живущий лишь в сознании людей.
……………………………………………..
Как я люблю вас, родники Амшена,
Без вас я вечной жаждою томим…
Любовь в душе – она в бессмертных генах,
Мне переданных прадедом моим.
Наличие здоровой памяти у поэта и тысячелетнего генного опыта определяют содержание его творческой личности. Он взывает к памяти народа, но не призывает к отмщению, потому что в памяти, как и в генном опыте есть способность к возрождению:
Она жива. До дрожи и до боли
В амшенце каждом – тихом и простом.
Рассеяны. Но не былинки в поле.
Мы зёрна. Мы живые. Прорастём.
Какая замечательная победа человеческого духа эти строки, какая образность! Браво, Мазлумян! Как торжественно и гордо звучит! Как возвышает!
Тем не менее, автор считает нужным напомнить о непреложном законе Бытия – Карме или Законе воздаяния, основная философия которого заключена в формировании человеком или этносом, свойственных только ему деяний, как следствий, следующих за причиной, жертвой которых становится он сам:
Пусть слёзы льют разбитые хачкары,
И ятаган – как влажный волчий клык…
Но он придёт, наступит Божьей кары
Торжественный и беспощадный миг.
Пока я буду называться спюрком,
Перед Амшеном в вечном я долгу.
Мне непонятно это слово – турки,
Прости мне, Господи. Иначе не могу.
В песнях об Амшене, Мазлумян, одновременно выступает как патриот и историк. Он использует воспоминания детства, богатый пласт своей родословной, изученные фактические и этнографические материалы и другие разнообразные источники. Огромная подготовительная работа, основанная на глубоких знаниях, на пытливых, разумных усилиях.
Да, счастье не постоянная величина и трагизм армянской судьбы был обусловлен своими причинами, факторами деструкции и гибели, но не умерло оптимистичное свойство жизни, оно взывает к творчеству, к созиданию. Родины вроде бы и нет, но она «живёт и дышит» в душах тех, кто её лишился. Мало того, она талантливо воспета её гордым потомком!
Звучи, амшенская зурна,
Пусть целый мир тебя услышит!
Пока не замолчит она,
Амшен ещё живёт и дышит.
Обращаясь к библейскому Арарату – символу национальной идеи, к легендарному пристанищу Ноева ковчега, поэт, сетуя на обстоятельства истории, одухотворяет « пленённую» вершину своей поддержкой:
Не будь стыдливой мусульманкой –
Чадра слепая ни к чему.
Вновь ослепительной армянкой
Откройся взору моему!
Вся человеческая сила слагается из трудолюбия, терпения и жажды свободы. Зная эту духовную сущность своего народа, Мазлумян ярко рисует образы армянских гайдуков, мужество которых приближало освобождение от османского ига. Эмоциональны и выразительны стихи «Фидаины».
Тонко чувствуя пульс времени, когда армянский народ в годину развала СССР вновь был брошен в пучину испытаний, голос поэта, обращённый к нации, становится мужественным призывом к борьбе, словно тревожный набат колокола:
Не покидайте Карабах…
И зову наших предков внемля,
Держите в праведных руках,
Как мать дитя, родную землю.
В тревоге поэта звучит требование соборности и консолидации перед лицом опасности. В эти трагические для армянства, но овеянные победным духом дни, Крикор Мазлумян совершает поездку в Арцах вместе с армянским и казачьим ансамблями, выразив настоящую поддержку сражающемуся народу!
Могучая патриотическая сила заключена в его философском произведении «Зов Родины»:
Народ, что покинул Отчизну
Уже не совсем народ.
Будь трижды обласкан он жизнью –
Чужой он, куда не придёт.
Горькие, грустные ноты, когда Родину покидают ради хлеба насущного.
Лирика поэта – неисчерпаемый кладезь мыслей, облачённых в рифму, как драгоценность в оправу. Мой комментарий, только попытка обосновать истоки его творчества, каждый найдёт в его творчестве то, что хотел найти.
Мазлумян не мыслит своей жизни без творчества, которое в нём безгранично. Он ещё руководитель и преподаватель, он – генератор новых животворных идей. Ко всему, добавлю, любой труд несёт в себе элементы романтики, но не часто увидишь, чтобы избранная ипостась, таящая в себе неисчерпаемые возможности, могла быть так оплодотворена горячим чувством и знанием дела. Возглавляемый им Лазаревский центр национальных культур не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом! Это грандиозная работа, порой имеющая и оборотную сторону, когда неумеренная «активность» недругов, мягко сказать мешает творческому процессу. Бездарность легче прощают, чем талант. Но Крикор Мазлумян ставит перед собой высокие цели и борется за их осуществление со всей жаждой добродетели. Гуманная цель является сердцевиной человеческого достоинства не столь как мотивация к действию, сколь, как потребность её достижения. Жизнь сложна и парадоксальна: на сердечное тепло отвечают стужей зависти, но поэт не печалится, оптимистично расшвыривая вокруг богатство своей души:
Враги мне душу растрясли, о Бог!
Как видно серебро ища…
Но золотом звенящих строк
Моя ответила душа!
Как он похож на врачевателя душ! Любой человек детище божественное, но кого – то Творец одаряет щедрее. На поэта были излиты свыше величайшие дары, поэтому он желает изменить лицо вещей своим творчеством, мнёт и формирует нашу жизнь. Его талант и обаяние притягивают к нему людей, которым в радость на примере своего кумира преодолевать пошлость и ложь.
Крикор Мазлумян истый пропагандист своего творчества. Мне повезло присутствовать на его поэтическом вечере и оценить его талант в жанре художественного слова. Он удивительно сочетает в себе высокое исполнительское мастерство артиста-чтеца с талантом писателя. Он умело ведёт слушателей через сложную гамму чувств и настроений, чётко прочерчивая сюжетные линии и обнажая драматизм произведений своего творчества и творчества великих поэтов России. Аудитория радостно воспламенялась от его жгучей энергетики. Ведь не зря его фамилия с древнеарийского, санскритского корня означает Вечный Свет ( Maz – вечный, а Uma – свет) !
Когда от человеческой энергии исходит яркий свет, тогда он – горящий факел духа во мраке обстоятельств. Творческая душа, конденсирующая искры прекрасного и есть источник света, дарующий тепло свершений. Бескорыстие – вот пример для всех, когда мало берут, но щедро разбрасывают дары! Из лаконичной фразы Франческо Петрарки (1304 – 1374) родоначальника гуманистической культуры Возрождения: «Не могу молчать!», мы извлекаем понимание – без истинного чувства любви к миру нет поэзии, нет гражданской позиции, которая сегодня не слишком приветствуется. Только влюблённый имеет право на звание поэта! А поэзия обладает тайной, она живёт глубокими мыслями и благородными страстями. Творец же рифм чутко слышит мир своей душой, ему лучше видны все недостатки человеческого общества. Поэзия, наконец, облагораживает людей, воспитывает их души, вовлекает их в мир прекрасного из повседневной рутины. Это небольшое отступление – скромная иллюстрация к портрету нашего героя, наглядный пример для освящения его творчества.
В далёком прошлом Ованес Туманян высказал почти бесспорную мысль: «Поэт должен обеими ногами стоять на родной почве и только тогда его голос будет звучать во всю силу». Любопытно, Крикор Мазлумян, чуть ли не опровергает это мнение армянского мэтра. Он твёрдо стоит на русской и армянской почве и обе являются для него родными, обе щедро питают его своими живительными соками. Он стоит на арийской почве народов – братьев и все свои силы отдаёт делу служения им! Он – член союза писателей Армении. Он – поэт всероссийского масштаба, член союза писателей России, его голос яркий, своеобразный, самобытный, патриотичный…
И возвращаясь к мысли, что только влюблённый имеет право на звание поэта, я не премину сказать о любви к женщине, о готовности поэта творить для своей любимой, дарить ей своё горячее чувство и свою признательность. И как здорово, что поэт не одинок, что восторженное чувство к своей половине, дарит ему тепло взаимности.
Она живёт, она лучится
В моей руке твоя рука…
И легче жить, творить, трудиться,
Когда душа твоя, как птица,
Летит ко мне издалека !
Друзья, творчество поэта Крикора Сааковича Мазлумяна – выражение его внутренней духовной жизни. Его гуманизм есть признание в любви, а любовь не даёт ему права покидать заблудших. Так человечество и движется от заблуждений к истине. Большинство влачит свою жизнь в неведении, обременённое грузом нерешённых проблем. Бредёт во тьме дьявольских происков, заслонивших живительные источники внутреннего преображения. Но у людей есть и светлая сторона жизни. Творчество Мазлумяна представляется тем нравственным камертоном, который чутко реагирует на несправедливость, ложь, предательство. Творческий ум формирует будущее, стимулирует общественное развитие. С творческими людьми исключена серость. Человечество во все времена имело духовных наставников, чья цель – дать обществу знания о вечных истинах, лежащих в основе бытия. Крикор Мазлумян из тех, кто сеет вечное, дарует Любовь и Добро. Он из славной когорты духовных поводырей, ведущих к Истине, к самопознанию, к совершенству. Я призываю читателя познакомиться с творчеством поэта, чтобы убедиться, животворный факел человеческого духа есть путеводный свет!
Юрий Закунц , культуролог.
Октябрь 2006 года.
Еркрамас
Согласно Библии вначале было слово, созидавшее в веках! Значение и сила которого неоспоримо. Однако, его логика, содержательность и певучесть ещё возвышенней и интересней! Разве кто-либо посмеет не согласиться с тем, что искусство сочинения стихов и сложения песен – вершина искусства? Поэзия – летопись эпохи, изысканный, одухотворённый язык. В ней есть что-то невероятное, необъяснимое и непредсказуемое: она есть отражение жизни и её смысла. Она – песнь времени, без которой наша жизнь была бы пуста и бессодержательна. Поэзия своего рода катарсис, очищение, через страх, через сострадание, через ответственность, через выбор, через идеал!
Вместе с тем, редкое явление встретить поэта в суете жизни. Прагматизм современности захватил нас своевольными лапами и грозит вытрясти последние остатки духовности. Человечество оплачивает технические достижения своего бытия падением нравов и эрозией духа. Мы ищем спасительный плот, хватаемся за что попало, но, по всей видимости, либо плохо ищем, либо усматриваем выход в своём трусливом соглашательстве, пасуя перед хищным оскалом бездуховных реалий. И в такие минуты сомнений, когда тлетворный запах всеобщей духовной разрухи вот- вот поглотит и нас, вдруг нежданно прольётся родниковая суть чьей-то чистой души и оросит своим жизнеутверждением иссушённые уголки отчаявшихся сердец!
Посудите, кто скажет правду в нездоровом обществе, кто возвысит свой голос в защиту униженных, кто выразит негодование в адрес властьимущих, кто вознесёт красоту женщины до небес, кто прольет слёзы о бедах Родины, кто, наконец, укажет спасительный путь для всех, бескорыстно и деятельно! Да, такое по силам только поэту, для которого поэзия не столько способ проявления своих способностей, сколько отражение его надежд, его разочарований, его извечной духовной работы! Поэт – особый человек в ряду простых смертных, он – нерв времени, его тончайшая струна, его правдивый и чистый голос, словно соловьиная трель одухотворяющая всё окрест!
Мне посчастливилось встретиться с настоящим поэтом! Передо мной предстал энергичный и мужественный облик моего соплеменника, публициста, поэта и «министра культуры» Лазаревского района города Сочи Крикора Сааковича Мазлумяна! Такая встреча будоражит воображение словно проникновенные звуки армянского дудука, словно душераздирающая зурна, которая выворачивает душу слушающего и позволяет отыскать в ней новые яркие грани!
Пожалуй, я впервые столкнулся с армянином так филигранно владеющим русским словом, будто он неотъемлемая часть этой васильковой сути…
Послушайте:
Я рождён не в Российской деревне-
Кровь Востока стучится в висках,
Но откуда в душе моей древней
Эта в русское поле – тоска.
Гордый сын Амшена, легендарной области из Западной Армении, родившийся в России на берегу Чёрного моря и ставший понимать мир через русский язык и его высокую литературу, Крикор Мазлумян впитал соки русской земли и её буйные качества.
Может, волжское синее чудо,
Тронув влагой однажды ладонь,
Подарило мне русскую удаль
И российского слова огонь…
Поэт смело показывает всю трагическую сложность событий, происходящих в России конца XX и начала XXI вв., обнажая очевидность социальных деформаций и неустройства. Он констатирует: служки дьявола глумятся над Россией, разворовали, распродали её богатства, унизили её народ, растоптали его достоинство, его честь.
О как тебя лишают силы
И превращают всё в обман
Шестиконечное насилье
И восьмигранный твой стакан!
Не каждый порядочный человек поднял свой голос в защиту народа, каждый сам по себе, иные потянулись за лучшей долей, прислуживая недругам или ублажая алчность желудка, но не таков Крикор Мазлумян – истый патриот России, доказывающий это и словом и делом.
И как бы там не голосили
О русском бунте, о войне –
Я жить хочу в Моей России
И русским быть в своей стране!
Мятежная суть времени «помогает» раскрытию его таланта. Как художник он создаёт образ поруганной Родины, облик обманутого народа. Творчество всегда мотивированно неравнодушным отношением к жизни, обусловлено эстетическим мироощущением.
Мы Россию не теряли
Это оные пришли
Да её за горло взяли,
Наклонили до земли.
Кто не найдёт мужественным его ответ шельмующим Россию?!
Скажем оному, как другу:
Шутки плохи на Руси –
Наклонили – стало туго,
Распрямимся – Бог спаси!
Такие строки – констатация терпимости русского народа, его спокойного и гордого достоинства, его великой потенции, надежды и веры. Веры в свои способности творить чудо жизни на отчей земле!
Мы всё равно поднимемся с колен.
Любовь светла, бессмертны наши души.
Россия, господа, не Карфаген –
Её нельзя убить или разрушить.
Который раз горят её леса,
Из берегов, бурля, выходят реки,
Но вновь и вновь сияют небеса,
И травы пробиваются сквозь пепел.
Поэт требовательно гонит прочь людское уныние. Если только упрекать Родину, она от пассивности своих субъектов станет хиреть. Он не даёт готовых рецептов, но с завидной энергией формирует надежду на перемены в нашем Отечестве.
Я не то, что ослеп и не вижу,
Что случилось, что сталось в стране,
Просто мне и понятней и ближе
Свет надежды, чем сумрак в окне.
Несмотря на атмосферу стяжательства и полного морального смятения, отчаиваться не удел Крикора Мазлумяна, а его неустанный подвиг на ниве культуры есть методика возрождения России…
Здесь старый дуб давно поник,
Ветвями машет он устало…
Но сохранился мой родник –
Всего живущего начало.
Тезис звонкий, справедливый, жизнеутверждающий! Жизнь есть главная дарованная нам ценность, она сложна и увлекательна, но, преодолевая трудности, мы совершенствуемся, становимся чище.
Своевременны строки о казачестве – непобедимом военном сословии, которое следует наречь военной гвардией России, её мятежным, неистребимым авангардом. Автор не согласен с утаиванием казачьей истории, доблести казаков, которые «прирастили» существенную часть нынешних русских территорий. Мазлумян утверждает – воины филигранно владеющие шашкой могут и песней, и танцем полонить отзывчивые души. Неукротим их воинский дух, но и культура самобытна! Боже упаси, считает поэт, недооценивать подвиги, заслуги и удаль, преодолевших геноцид Советов!
И песней древнею, казачьей
Берут сердца людские в плен…
Нет, этих не переиначить
Уже поднявшихся с колен ?
Этнический армянин, Мазлумян, подчёркивает значение казаков в отторжении Россией армянских территорий у Персии и Османской империи, благодарно снимает шляпу перед лицом героического воинства и посвящает ему пламень своих рифм.
Читатель ощутит восторг от первой части книги, названной «Свет Руси». Она, эта часть, поистине светлая. Кто может не быть влюблён в русский «… мир красоты и добра»? Цикл Свет Руси – та Вселенная, в которую нельзя не влюбиться. И когда сталкиваешься с истинной поэзией, тогда радостно расстаёшься с одиночеством и сиротством, потому что её особая и чарующая магия воспевает родимый край, дарует единство, соборность, надежду… Что бесконечно важно в эпоху перемен. Поэт взывает к разуму русского человека, предлагает не склоняться под грузом проблем. Кого Бог любит, тому и посылает скорби. Жизнь есть борьба и если избрать пассивность, тогда появится чертовщина, улетучится успех. Не склоняйте головы, русичи, шагайте гордо, уверенно, гоните безучастность прочь. Ваше самообладание и терпение – истинное мужество праведного народа!
С удовольствием отмечу, особую догадку Мазлумяна, базирующуюся на глубоком знании основ русского народа, что Россия не Блистательная, не Поднебесная, а единственная – Святая!
Ты испокон Святой зовёшься Русью,
Непобедима, ибо ты – Любовь.
Более высокого смысла, объясняющего суть матушки – России, не найти!
Армянские мотивы Крикора Мазлумяна – особая тема и мой восторженный отзыв только прелюдия к глубокому исследованию этого цикла.
Любой армянин, лишённый питательных соков родной земли, ощущает потерю сиротливо и безнадёжно, но внутренняя этническая устойчивость подвигает на трепетное и бережное отношение к судьбе Родины. Не умаляя достоинств других представителей Армянства, настаиваю, не каждый творческий человек может так органично выразить своё беспокойство за прошлое и нынешнее своего народа, как это рисует Крикор Мазлумян. Вдохновенные страницы, посвящённые Амшену, одной из неприступных армянских твердынь – это истинное художественное откровение, направление возвышенное и лирическое ! Привожу часть «Амшенского мотива»:
Вода и камень – вечность Айастана,
Над ними дни и горы пролетят,
Но никогда османскими не станут
Священный Ван и гордый Арарат.
…………………………………………
Во имя солнца и во имя хлеба
Буди любовь, дремавшую в душе,
Звучи, зурна, даул, греми в полнеба –
Пусть слышит мир, что жив ещё Амшен!
Источник вдохновения поэта – Амшен – арена бесчисленных набегов поработителей, бесконечных битв с завоевателями, когда карающий меч амшенцев остужал слишком горячие головы врагов. Вместе с тем, Амшен – неиссякаемый источник высоких духовных ценностей, своеобразный, самобытный мир, неизвестная многим Вселенная. Армянская народная поговорка гласит: «Любовь делает человека ашугом». Безупречные слова. Вот такая страстная склонность, возникшая из воспоминаний старых амшенцев, этническая привязанность к родной Амшенской земле и сделала Мазлумяна певцом Амшена. В его цикле о переднеазиатской Родине есть чудные песни: «Дороги Амшена», «Пахари Амшена», «Песнь об Амшене», «Прадеду», «Амшенский двор», «Амшенская зурна», «Земля Амшена» и другие. Думаю, что в этих песнях Мазлумян превзошёл себя, совершил великий подвиг, воссоздав поэтический облик своей погибшей Родины. Множество персонажей, непосредственных участников далёкого прошлого оживают в этих песнях. Здесь картины мира и войны, трепетной боли за поруганную отчизну, торжество возвышенных национальных порывов, великая любовь и тонкий лиризм.
Мне часто снятся родники
Полузабытого Амшена…
Как после вековой тоски,
Я пью из них, став на колена.
И ещё, другое:
Как я люблю вас, родники Амшена,
Ни ваших струй не видя, ни камней…
Так любят образ Бога совершенный,
Живущий лишь в сознании людей.
……………………………………………..
Как я люблю вас, родники Амшена,
Без вас я вечной жаждою томим…
Любовь в душе – она в бессмертных генах,
Мне переданных прадедом моим.
Наличие здоровой памяти у поэта и тысячелетнего генного опыта определяют содержание его творческой личности. Он взывает к памяти народа, но не призывает к отмщению, потому что в памяти, как и в генном опыте есть способность к возрождению:
Она жива. До дрожи и до боли
В амшенце каждом – тихом и простом.
Рассеяны. Но не былинки в поле.
Мы зёрна. Мы живые. Прорастём.
Какая замечательная победа человеческого духа эти строки, какая образность! Браво, Мазлумян! Как торжественно и гордо звучит! Как возвышает!
Тем не менее, автор считает нужным напомнить о непреложном законе Бытия – Карме или Законе воздаяния, основная философия которого заключена в формировании человеком или этносом, свойственных только ему деяний, как следствий, следующих за причиной, жертвой которых становится он сам:
Пусть слёзы льют разбитые хачкары,
И ятаган – как влажный волчий клык…
Но он придёт, наступит Божьей кары
Торжественный и беспощадный миг.
Пока я буду называться спюрком,
Перед Амшеном в вечном я долгу.
Мне непонятно это слово – турки,
Прости мне, Господи. Иначе не могу.
В песнях об Амшене, Мазлумян, одновременно выступает как патриот и историк. Он использует воспоминания детства, богатый пласт своей родословной, изученные фактические и этнографические материалы и другие разнообразные источники. Огромная подготовительная работа, основанная на глубоких знаниях, на пытливых, разумных усилиях.
Да, счастье не постоянная величина и трагизм армянской судьбы был обусловлен своими причинами, факторами деструкции и гибели, но не умерло оптимистичное свойство жизни, оно взывает к творчеству, к созиданию. Родины вроде бы и нет, но она «живёт и дышит» в душах тех, кто её лишился. Мало того, она талантливо воспета её гордым потомком!
Звучи, амшенская зурна,
Пусть целый мир тебя услышит!
Пока не замолчит она,
Амшен ещё живёт и дышит.
Обращаясь к библейскому Арарату – символу национальной идеи, к легендарному пристанищу Ноева ковчега, поэт, сетуя на обстоятельства истории, одухотворяет « пленённую» вершину своей поддержкой:
Не будь стыдливой мусульманкой –
Чадра слепая ни к чему.
Вновь ослепительной армянкой
Откройся взору моему!
Вся человеческая сила слагается из трудолюбия, терпения и жажды свободы. Зная эту духовную сущность своего народа, Мазлумян ярко рисует образы армянских гайдуков, мужество которых приближало освобождение от османского ига. Эмоциональны и выразительны стихи «Фидаины».
Тонко чувствуя пульс времени, когда армянский народ в годину развала СССР вновь был брошен в пучину испытаний, голос поэта, обращённый к нации, становится мужественным призывом к борьбе, словно тревожный набат колокола:
Не покидайте Карабах…
И зову наших предков внемля,
Держите в праведных руках,
Как мать дитя, родную землю.
В тревоге поэта звучит требование соборности и консолидации перед лицом опасности. В эти трагические для армянства, но овеянные победным духом дни, Крикор Мазлумян совершает поездку в Арцах вместе с армянским и казачьим ансамблями, выразив настоящую поддержку сражающемуся народу!
Могучая патриотическая сила заключена в его философском произведении «Зов Родины»:
Народ, что покинул Отчизну
Уже не совсем народ.
Будь трижды обласкан он жизнью –
Чужой он, куда не придёт.
Горькие, грустные ноты, когда Родину покидают ради хлеба насущного.
Лирика поэта – неисчерпаемый кладезь мыслей, облачённых в рифму, как драгоценность в оправу. Мой комментарий, только попытка обосновать истоки его творчества, каждый найдёт в его творчестве то, что хотел найти.
Мазлумян не мыслит своей жизни без творчества, которое в нём безгранично. Он ещё руководитель и преподаватель, он – генератор новых животворных идей. Ко всему, добавлю, любой труд несёт в себе элементы романтики, но не часто увидишь, чтобы избранная ипостась, таящая в себе неисчерпаемые возможности, могла быть так оплодотворена горячим чувством и знанием дела. Возглавляемый им Лазаревский центр национальных культур не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом! Это грандиозная работа, порой имеющая и оборотную сторону, когда неумеренная «активность» недругов, мягко сказать мешает творческому процессу. Бездарность легче прощают, чем талант. Но Крикор Мазлумян ставит перед собой высокие цели и борется за их осуществление со всей жаждой добродетели. Гуманная цель является сердцевиной человеческого достоинства не столь как мотивация к действию, сколь, как потребность её достижения. Жизнь сложна и парадоксальна: на сердечное тепло отвечают стужей зависти, но поэт не печалится, оптимистично расшвыривая вокруг богатство своей души:
Враги мне душу растрясли, о Бог!
Как видно серебро ища…
Но золотом звенящих строк
Моя ответила душа!
Как он похож на врачевателя душ! Любой человек детище божественное, но кого – то Творец одаряет щедрее. На поэта были излиты свыше величайшие дары, поэтому он желает изменить лицо вещей своим творчеством, мнёт и формирует нашу жизнь. Его талант и обаяние притягивают к нему людей, которым в радость на примере своего кумира преодолевать пошлость и ложь.
Крикор Мазлумян истый пропагандист своего творчества. Мне повезло присутствовать на его поэтическом вечере и оценить его талант в жанре художественного слова. Он удивительно сочетает в себе высокое исполнительское мастерство артиста-чтеца с талантом писателя. Он умело ведёт слушателей через сложную гамму чувств и настроений, чётко прочерчивая сюжетные линии и обнажая драматизм произведений своего творчества и творчества великих поэтов России. Аудитория радостно воспламенялась от его жгучей энергетики. Ведь не зря его фамилия с древнеарийского, санскритского корня означает Вечный Свет ( Maz – вечный, а Uma – свет) !
Когда от человеческой энергии исходит яркий свет, тогда он – горящий факел духа во мраке обстоятельств. Творческая душа, конденсирующая искры прекрасного и есть источник света, дарующий тепло свершений. Бескорыстие – вот пример для всех, когда мало берут, но щедро разбрасывают дары! Из лаконичной фразы Франческо Петрарки (1304 – 1374) родоначальника гуманистической культуры Возрождения: «Не могу молчать!», мы извлекаем понимание – без истинного чувства любви к миру нет поэзии, нет гражданской позиции, которая сегодня не слишком приветствуется. Только влюблённый имеет право на звание поэта! А поэзия обладает тайной, она живёт глубокими мыслями и благородными страстями. Творец же рифм чутко слышит мир своей душой, ему лучше видны все недостатки человеческого общества. Поэзия, наконец, облагораживает людей, воспитывает их души, вовлекает их в мир прекрасного из повседневной рутины. Это небольшое отступление – скромная иллюстрация к портрету нашего героя, наглядный пример для освящения его творчества.
В далёком прошлом Ованес Туманян высказал почти бесспорную мысль: «Поэт должен обеими ногами стоять на родной почве и только тогда его голос будет звучать во всю силу». Любопытно, Крикор Мазлумян, чуть ли не опровергает это мнение армянского мэтра. Он твёрдо стоит на русской и армянской почве и обе являются для него родными, обе щедро питают его своими живительными соками. Он стоит на арийской почве народов – братьев и все свои силы отдаёт делу служения им! Он – член союза писателей Армении. Он – поэт всероссийского масштаба, член союза писателей России, его голос яркий, своеобразный, самобытный, патриотичный…
И возвращаясь к мысли, что только влюблённый имеет право на звание поэта, я не премину сказать о любви к женщине, о готовности поэта творить для своей любимой, дарить ей своё горячее чувство и свою признательность. И как здорово, что поэт не одинок, что восторженное чувство к своей половине, дарит ему тепло взаимности.
Она живёт, она лучится
В моей руке твоя рука…
И легче жить, творить, трудиться,
Когда душа твоя, как птица,
Летит ко мне издалека !
Друзья, творчество поэта Крикора Сааковича Мазлумяна – выражение его внутренней духовной жизни. Его гуманизм есть признание в любви, а любовь не даёт ему права покидать заблудших. Так человечество и движется от заблуждений к истине. Большинство влачит свою жизнь в неведении, обременённое грузом нерешённых проблем. Бредёт во тьме дьявольских происков, заслонивших живительные источники внутреннего преображения. Но у людей есть и светлая сторона жизни. Творчество Мазлумяна представляется тем нравственным камертоном, который чутко реагирует на несправедливость, ложь, предательство. Творческий ум формирует будущее, стимулирует общественное развитие. С творческими людьми исключена серость. Человечество во все времена имело духовных наставников, чья цель – дать обществу знания о вечных истинах, лежащих в основе бытия. Крикор Мазлумян из тех, кто сеет вечное, дарует Любовь и Добро. Он из славной когорты духовных поводырей, ведущих к Истине, к самопознанию, к совершенству. Я призываю читателя познакомиться с творчеством поэта, чтобы убедиться, животворный факел человеческого духа есть путеводный свет!
Юрий Закунц , культуролог.
Октябрь 2006 года.
Еркрамас
Загрузка...








Авто-еркир


Еву Ривас прооперировали

По данным ЦБ от 20/06/2011
366.08

496.51

12.52

HAYINFO.RU on Facebook

Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении
Посольство Армении в РФ
Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

Полезное










Армения обвиняет Азербайджан и Турцию в провокации на фотовыставке хачкаров в Париже
Известный русский тенор Девятов впервые выступит на концерте в Ереване
На конкурсе “Новая волна 2011” Армению представит Эрик
Грузия зазывает туристов из Азербайджана
Начинает курсировать поезд Ереван-Батуми
Аэропорт Степанакерта должен работать «безупречно», заявил президент НКР
Юра Мовсисян: Мне пока ничего не известно об интересе со стороны «Зенита»
Юные карабахские дзюдоисты заняли призовые места на соревнованиях во Франции
Абрахам собирается стать чемпионом мира во втором среднем весе
По факту убийства сотрудниками полиции Армении подозреваемого в совершении серии ограблений возбуждено уголовное дело
Преступник-армянин признан невиновным из-за психического заболевания
Азербайджанский солдат убил сослуживца из снайперской винтовки
Сильнейшие ливни и град затопили улицы Турции
Причины распространения туляремии в селе Маргаовит пока неясны
Летняя жара в Армении будет выносимой
На презентации «Айбрикосового сада» Гарик Мартиросян рассказал о роли образования в своей жизни
Очередной «великий праздник» азербайджанского народа
В Армении 23-летний парень размножал и продавал порнофильмы за 5 тысяч драмов




























