10:14
Уменьшение американского присутствия в Закавказье и неожиданный поворот во внешней политике Анкары запустили сложные процессы реконфигурации соотношения сил в регионе. Каковы же теперь основные детали «большой игры» в Закавказье? Об этом в интервью «Росбалту» рассказал директор программы арменистики при факультете истории американского университета Мичигана, советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна с 1991 по 1997 годы Жерар Либаридян (Gerard Libaridian).
- Каким образом, по вашему мнению, происходит изменение баланса сил в Закавказье сегодня?
- Я бы выделил следующие важные процессы, которые в настоящее время разворачиваются в Закавказье и постепенно набирают силу. Во-первых, это поведение США, изможденных двумя настоящими войнами – в Ираке и Афганистане, двумя квази-войнами – в Пакистане и Йемене и двумя потенциальными войнами – в Иране и Северной Корее, а также внутренним экономическим и социальным кризисом.
В таких условиях у Вашингтона нет возможности для полноценной проекции своей мощи в Закавказье. Поскольку ресурсов для работы в регионе нет и нет возможности сделать этот регион центром своего внимания, США в последнее время стали постепенно пересматривать свои цели в Закавказье, сокращая их количество и размах.
Второй процесс — это рост активности России, которая медленно и верно работает в регионе, надеясь консолидировать свое влияние – экономическое и стратегическое. В-третьих, это смена курса в турецкой внешней политике и политике безопасности, которая делает Анкару менее зависимой от инструкций по внешнеполитическому поведению, поступающих из Вашингтона, и столь же мало зависимой от Европы в поиске своей идентичности и определения своих национальных интересов.
Современная Турция в настоящий момент работает над тем, что в западной дипломатии принято называть Ostpolitik — более конкретным и более активным присутствием в странах Ближнего Востока и бывших советских республиках.
Принимая все это во внимание, надо отдавать себе отчет, что когда все эти процессы придут к своему логическому завершению (пусть даже это будет нескоро), картина Закавказья будет совсем иной, чем сегодня.
- Какими будут последствия для Закавказья, если Турция все-таки пойдет на разрыв отношений с Израилем и США и кардинально поменяет свою внешнюю политику?
- Как я уже говорил, Турция начала менять свою внешнюю политику. Однако я не думаю, что напряжение, возникшее в отношениях с Израилем и США, достигнет наивысшей точки кипения. По крайней мере, мне кажется, что разрыв сам по себе не является конечной целью изменений, начатых Анкарой. У нее иные цели. Однако проекция турецких интересов и мощи в Закавказье изменится только в том случае, если Турция нормализует свои отношения с Арменией.
Стоит добавить, что любой поворот в турецкой внешней политике имеет смысл, если он не конфликтует с российским присутствием в регионе. На сегодняшний момент у Анкары очень хорошие отношения с Грузией и прекрасные отношения с Азербайджаном, это важный момент. Но нужно быть готовыми к тому, что в ближайшем будущем конфигурация положения Турции в регионе может стать более сложной.
- Насколько важен договор о стратегическом партнерстве, который подписали Турция и Азербайджан?
- Он является всего лишь шагом, который консолидирует отношения, существующие в их нынешней форме уже давно. Более того, отношения между Баку и Анкарой прошли проверку подписанием протоколов между Турцией и Арменией, когда в Азербайджане в какой-то момент стали сомневаться в том, что Турция по-прежнему продолжает поддерживать азербайджанскую позицию в вопросе о статусе Нагорного Карабаха.
Однако подобные трудности, на мой взгляд, являются частью нормального развития отношений между двумя странами. В турецко-азербайджанских отношениях немало сложных моментов, есть также разница в национальных амбициях. И это тоже нормально.
- Не могли ли бы вы дать свою оценку роли Армении в современной структуре Закавказья? Есть ли у Еревана рычаги для оказания влияния на ситуацию?
- К сожалению, роль Армении в регионе продолжает сокращаться. За последние десять лет правительство страны не сделало ничего, чтобы повысить ее роль и влияние в регионе или на международной арене. Однако Еревану не стоит рассчитывать на серьезную и конструктивную позицию в международных отношениях до тех пор, пока он не решит своих проблем с Азербайджаном и Турцией.
Наличие этих проблем делает Армению сильно уязвимой к влиянию факторов «извне», что в результате приводит к полному параличу внешней политики. И, как следствие, загоняет ее в ситуацию, когда нет возможности выбирать.
Беседовала Юлия Нетесова
Росбалт.
Еву Ривас прооперировали