09:47
ЗАО "Электрические сети Армении" (ЭСА) в 2006 году поставило потребителям 4 млрд 631 млн кВт.ч электроэнергии, что на 5,9% больше, чем годом ранее. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе компании. При этом, согласно источнику, потребление электроэнергии внутри Армении в 2006 году выросло по сравнению с предыдущим годом на 3,1% - до 4 млрд 309 млн кВт.ч, в том числе отпуск электроэнергии населению увеличился на 2,2% и составил 1 млрд 531 млн кВт.ч. Кроме того, в Грузию и Нагорный Карабах было экспортировано 322 млн кВт.ч электроэнергии, что на 56,7% меньше, чем в 2005 году. Выручка компании от реализации электроэнергии в 2006 году достигла 78,1 млрд драмов, что на 3,2% больше, чем в 2005 году.
Общие фактические потери электроэнергии в сетях компании составили 14,4% от поступления в сеть против 15,6% в 2005 году. "Такой уровень потерь является рекордно низким для Армении за последние 15 лет", - заявил по этому поводу Генеральный директор ЗАО "Электрические сети Армении" Евгений Гладунчик.
ЗАО "Электрические сети Армении" является монополистом по продаже злектроэнергии потребителям на всей территории Армении, обслуживает 922 тыс. абонентов. Компания приватизирована в 2002 году. В 2005 году 100% акций компании были приобретены ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", дочерним обществом РАО "ЕЭС России".
Корреспондент ИА REGNUM беседует с руководителем ЗАО "Электрические сети Армении"
Г-н Гладунчик, некоторые политические деятели и экономисты, в основном оппозиционных взглядов, заявляют, что компания получает сверхприбыли в связи со снижением курса доллара. Насколько это соответствует действительности?
Совершенно не соответствует. Система нашей маржи - в достаточной степени сложная, но, вместе с тем, понятная. Наш доход не зависит от курса доллара. Доходность нашей деятельности находится в прямой зависимости от нашей инвестиционной политики. Именно по этой причине, главной темой нашей дискуссии должны стать вопросы, относящиеся к потерям и собираемости. Самое главное для нас - это уровень потребления, то есть количество электроэнергии, которое у нас покупают потребители.
У нас будет прибыль, если средний уровень потребления электроэнергии на одного потребителя, я имею ввиду в быту, достигнет 200 кВт и выше. В октябре-ноябре прошлого года мы закупили электроэнергию, распределили ее, заплатили налоги, заплатили генерирующим компаниям, а вы знаете, что вот уже 60 месяцев у нас не было срыва оплаты по этой линии, и, практически, остались без денег. Одним словом, прошлый год нам дался с большим трудом, но тут есть и наша проблема, которую мы сами и создали - надо было проявить активность в разработке новых инвестиционных программ, и тогда ситуация была бы несколько иной. Но и в этом случае говорить о прибыльности мы смогли бы при обеспечении 200-220 кВт на среднего бытового потребителя.
Еще одно, почему я акцентирую на бытовых потребителях? Суть в том, что, допустим, в июне они обеспечивают более 50% от общего объема потребления электроэнергии в республике. Это не нормальная ситуация, должна работать промышленность, да и сам бытовой потребитель должен обладать большими финансовыми возможностями.
Вы ощущаете потенциал, который может в дальнейшем нужные объемы потребления?
Конечно же. Рост есть, но мне, как человеку, который напрямую зависит от тенденций в этой сфере, хотелось бы, чтобы он был большим. Ну вот, к примеру, в 2002 году, когда мы только начали работать в Армении, население купило у нас электроэнергии на сумму 26,1 млрд. драмов, а в 2006 году - на 37 млрд. драмов. По промышленности тоже интересная цифра - в 2002 году реализовано электроэнергии на 9,5 млрд. драмов, а в прошедшем году - на 19,5 млрд.
Так что, те, кто говорят о стагнации в Армении, мягко говоря, не правы.
С другой стороны, потребление электроэнергии крайне неравномерно, то есть кривая потребления имела в летние месяцы явные провалы, в особенности в сельской местности. Октябрь-ноябрь тоже сложные сезоны, поскольку в этот период в Армении еще достаточно тепло, уже отключено орошение и светлое время суток тоже достаточно долго длится. В итоге, потребление было мизерным - порядка 300 млн. кВт/ч в месяц против более 600 млн. кВт/ч в январе, то есть в два раза меньше.
Как обстоят дела с собираемости оплаты за израсходованную электроэнергию? Вы указали также на необходимость активизации инвестиционной деятельности. Сколько средств вы инвестировали в прошлом году, и какая планка поставлена на 2007 год?
По части оплаты я могут привести официальные данные. Общий уровень оплаты в 2006 году составил 100,74%. По части населения мы добились уровня оплаты в 99,96%, это, я считаю, идеальный показатель. По промышленности и транспорту - 101,43%, по всем прочим потребителям, это и офисы, и маленькие компании, и так далее - 99,53%. И у нас нет вопросов к потребителям и, знаете, самое приятное, что не приходится делать то, с чего мы начинали - это отключение. Наверное, тогда не было другого выхода для того, чтобы восстановить дисциплину платежей. Надо было показать, что мы настроены серьезно, и мы будет этого добиваться. Вот вам и результат.
По итогам 2006 года объем наших инвестиций составил $10 млн. У нас разработана объемная инвестиционная программа на 2007 год, общая стоимость которой составляет 13,5 млрд. драмов ($37,5 млн.). Она состоит из многих проектов. Этот год мы условно называем годом Еревана. Мы постараемся максимально вкладывать в Ереван, что подразумевает не только чистые финансы. Речь идет о гораздо более широком инвестиционном арсенале, в том числе трудовом, интеллектуальном, техническом и т.д. Это целый комплекс проблем, которые мы должны решить, и деньги - не самое главное. У нас есть проекты, которые уже реализуются в центре столицы.
В 2006 году в Армении из-за повышения тарифов на газ поднялась себестоимость электроэнергии, в том числе, предусмотренной для экспорта. В связи с этим поставки электроэнергии в соседние страны практически остановлены. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы электроэнергия, генерируемая в Армении, была, по-прежнему, конкурентоспособна в регионе?
Конечно, цена на газ сыграла свою роль. Но, к примеру, в структуре зимнего производства электроэнергии в Армении, в январе из 600 млн кВт/ч практически половину, или 45%, выработала атомная станция, Разданская ТЭС вместе с Ереванской ТЭС - 30%, а остальное - доля гидроэлектростанций.
То есть, стоимость газа сказывается на конечной цене, но зависимость эта падает, скажем, летом, когда Разданская ТЭС, потребляющая газ, практически останавливается. Таким образом, влияние стоимости газа на себестоимость электроэнергии в летние месяцы ничтожно. Поэтому, я думаю, что ни в этом, ни, надеюсь, в будущем году, мы вопроса повышения тарифов на электроэнергию ставить не будем. Собственно, мы его никогда и не ставили.
Что касается региональной конкурентоспособности. Сегодня самая дешевая электроэнергия, по совершено правильному закону Армении, идет на внутреннее потребление, а самая дорогая - на экспорт. Поэтому, мы должны выбирать - или мы продаем ее другим странам, или же предоставляем дешевую электроэнергию населению. Ситуация такова.
И все-таки, конкретно ваша компания заинтересована в увеличении экспорта, или она нацелена на местного потребителя?
Ну, как вам сказать. Есть, конечно, некий доход, когда проходит по нашим проводам и выходит на экспорт. В прошлом году мы продали электроэнергии на $250 млн., доход по части использования линий для экспорта составляет десятую процента. Конечно, ценить надо любые поступления.
Армения и Иран связаны уже двумя ЛЭП. Существует проект увеличения мощности потока в Иран, а также поставок электроэнергии в Ирак? Насколько приоритетны для вас эти проекты?
Очень приоритетны. Северная часть Ирана - наименее развита. Армения готова поставлять в Иран больше электроэнергии, но иранская сторона пока не обладает возможностью принимать эти объемы. Там необходимо создать инфраструктуру - распределительную сеть, подстанции. Электроэнергия - не тот товар, чтобы выкинуть на границу и этим ограничиться. Должна быть обоюдная готовность.
Это очень перспективный вопрос и, я думаю, выгодный всем. Связь с Ираном, я имею ввиду электрическую связь, очень важна для Армении. Мы работаем в единой частоте, поэтому система очень мощная, дающая устойчивую связь, что очень важно. Кроме того, есть определенная договорная база, обеспечивающая взаимную выгоду. Насколько я понимаю, 5 блок Разданской ТЭС будет в основном работать на экспорт, и это очень хорошо, что в данном программе занят российский производитель. Может быть участие России, и мы очень надеемся на это, снимет все технические проблемы, связанные с обменом электроэнергией.
Насколько я информирован, в ближайшее время состоится четырехсторонняя встреча энергетиков, в том числе из Ирана, России и Армении...
Г-н Гладунчик, в настоящее время ЭСА осуществляет в Армении пилотную программу, которая нацелена на снижение человеческого фактора при взаимоотношениях с потребителями. Если можно, представьте суть и процесс реализации этой программы.
Таких программ осуществляется сразу несколько. Есть ряд предложений по внедрению системы управления счетчиками. Есть подходы одной известной израильской компании, имеющей до 50 млн. потребителей. Поэтому, мы хотим реализовать несколько пилотных программ - и российскую, и израильскую и еще одну - для того, чтобы оценить их эффективность и решить, какая из них больше подходит для условий Армении, а уж затем взять ее за основу. Но, стоит отметить, что эта программа целесообразна и экономически обоснована только в городах - там, где клиенты компании проживают в многоквартирных домах.
Суть же программы заключается в том, что наш оператор, находясь в офисе, может с компьютера запросить и увидеть любой счетчик потребителя, посмотреть график его нагрузки, как он берет электроэнергию, если это интересно, по дням месяца, по часам суток, как он расплачивается за потребленную электроэнергию и, даже, имеется возможность при определенных задержках оплаты отключить этого потребителя, отключив счетчик.
Еву Ривас прооперировали