11:23
Интервью председателя партии «Христианско-демократический союз Армении», экс-премьер-министра, экс-спикера Национального Собрания Армении Хосрова Арутюняна Агентству международной информации Новости-Армения.
- Г-н Арутюнян, по- вашему мнению, интеграция с какой из международных структур может наиболее полно обеспечить безопасность Армении?
– С точки зрения безопасности Армении мы должны интегрироваться в такую структуру, с которой у нас на сегодня есть наиболее тесные и развитые торгово-экономические отношения. Такой структурой для нас, безусловно, является Евросоюз. Дело в том, что сегодня неразумно и неперспективно связывать безопасность Армении с одной страной, и неважно будет ли это Россия или США. Залог нашей безопасности кроется в той структуре, в которой не действует принцип «Сила рождает право», в которой все члены равны и имеют одинаковое право голоса вне зависимости от территориальной величины. Таким альянсом государств и является ЕС, хочу особо отметить, что при этом Армении вовсе необязательно вступать в эту структуру. Мы можем вполне успешно интегрироваться в нее, продолжая развивать наши торгово-экономические и политические отношения с Европой, доведя их объем до той точки, которая позволит Армении стать стратегическим партнером ЕС. Это даст нам возможность создать одно единое политико-экономическое пространство, что в свою очередь сделает нас интегрированными в Европу, не являясь частью ЕС.
- Произошли ли в последние годы серьезные сдвиги в отношениях Армении и других стран Южного Кавказа с Россией, США и ЕС?
– Серьезные изменения произошли, прежде всего, в «южном направлении» внешней политики самой России. Если до 2000-2001 годов весь регион Южного Кавказа всецело находился под российским влиянием, то за прошедшие 5-6 лет во всех трех республиках наблюдается повышение экономического, а в ряде случаев и военно-политического присутствия США и Европы. Естественно, что «проникновение» Запада в Армению и регион не может происходить просто так, и усиление позиций ЕС и США происходит за счет сдачи позиций России.
В самой же России произошли серьезные изменения в плане политического мышления властной элиты. Там поняли, что для успешного развития и защиты своих геополитических интересов одного военно-политического компонента уже недостаточно, и экономическая составная, безусловно, нужна. В этом плане, я считаю далеко неслучайным проникновение российского частного капитала в Армению, Грузию и Азербайджан, которое произошло не без поддержки российских властей. При этом, как правило, присутствие российского капитала наблюдается в стратегически важных объектах, что я расцениваю крайне положительно, так как экономическое соперничество между Россией и Западом, как минимум воспрепятствует военно-политическому столкновению. Что касается экономического соперничества, то оно выгодно всем и в первую очередь Армении.
- Кто на сегодня, по Вашим оценкам, находится на передовых позициях в этом экономическом соперничестве Востока и Запада?
– Сегодня можно однозначно утверждать, что значение Армении как стратегического партнера России значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. И я не уйду далеко от истины, если скажу, что тот же Азербайджан сейчас значит для России гораздо больше, чем Армения. Причины этого следует искать в отсутствии общих границ между Арменией и Россией, и даже наличие российских военных баз на территории Армении не может компенсировать это. В то же время, практика показывает, что сегодня торгово-экономическим партнером Армении номер один является Евросоюз, в то время как Россия занимает лишь третье место. Причина подобного отставания в армяно-российских торгово-экономических отношениях все та же, практически полное отсутствие транспортных коммуникаций между Арменией и Россией. Безусловно, российский рынок очень привлекателен и выгоден для армянских предпринимателей и производителей, однако отсутствие коммуникаций препятствует увеличению экспорта из Армении в Россию.
- Какие последствия будет иметь для Армении возможное членство Турции в ЕС?
– Я считаю, что принятие Турции в Евросоюз станет для Армении благоприятным фактором, так как приблизит к нам границы современной Европы. Кроме того, я не исключаю, что Турция в случае своего членства в ЕС, может признать Геноцид армян 1915 года, поскольку Европа и, в частности, Франция уже сейчас оказывают на нее давление в этом вопросе. Исходя из этого мы должны благоволить вступлению Турции в ЕС, а не препятствовать, как это делается сейчас. Однако при всем этом я считаю, что принятие нижней палатой французского парламента законопроекта, предусматривающего уголовное наказание за отрицание Геноцида, вносит излишнюю напряженность между Арменией и Турцией.
- Какова ваша оценка референдуму по принятию Конституции Нагорного Карабаха?
- Уже сейчас ясно, что Азербайджан пытается представить референдум в Нагорном Карабахе в виде дополнительного препятствия в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта. Однако я, будучи сторонником политической последовательности карабахских властей, смею утверждать, что за 15 лет в Карабахе был принят пакет законов, что, в конце концов, никак не могло не вылиться в принятие Основного закона республики. Принятие Конституции является закономерным итогом многолетней законотворческой деятельности карабахского парламента. Я считаю, что вне зависимости от юридического статуса Нагорного Карабаха, де-факто республика независима и имеет все атрибуты государственного устройства, одним из которых и стала Конституция НКР. В этом контексте, считаю позицию Азербайджана далекой от реальности.
- Какой же результат по вопросу урегулирования карабахского конфликта можно зафиксировать по итогам переговоров в 2006 году?
- К сожалению, все ожидания, связанные с урегулированием конфликта в 2006 году, не оправдались, однако при всем этом 2006 можно назвать беспрецедентным и в плане интенсивности переговорного процесса, и в плане уточнения формулы переговоров. Так, стороны пришли к согласию почти по всем пунктам, лежащим на переговорном столе, исключая главный – вопрос статуса Нагорного Карабаха. Это, несомненно, дает нам основания утверждать, что 2006-й стал годом коренного перелома в переговорном процессе. Согласитесь, что раньше этого не было.
- Возможно ли, по- вашему мнению, решение карабахского конфликта в обозримом будущем и каковы перспективы переговорного процесса в 2007 году?
– Возможно, я неисправимый оптимист, но я очень надеюсь на это. Мирное урегулирование не имеет приемлемой альтернативы, так как сегодня единственной альтернативой миру, к сожалению, является война, которая приведет весь регион к дестабилизации. Именно этот фактор заставляет меня быть оптимистом. Переговорный процесс по мирному урегулированию конфликта – это не выбор между тем, что хорошо, а что плохо, - это единственная возможность избежать наихудшего варианта развития событий. И в 2007-м, и в 2008-м урегулирование все же может произойти, однако я считаю, что и нам, и Азербайджану торопиться в этом вопросе не стоит, так как излишняя торопливость может свести на нет все то, что удалось достигнуть в 2006 году.
- Как Вы прокомментируете сложившуюся внутриполитическую ситуацию в Армении в контексте предстоящих в этом году парламентских выборов?
– Я считаю преждевременным делать какие-либо прогнозы о составе Национального Собрания 4-го созыва, об этом просто еще рано говорить. Однако, выражая позицию нашей партии, хочу отметить, что для организации полноценной общественной жизни в Армении требуется политическое содержание. Сегодня в общественном сознании наших граждан этого компонента, к сожалению, нет. Дело в том, что все политические процессы происходят и группируются вокруг 2-3 авторитетных политических деятелей, которые и принимают все решения единолично. В принятие решений не вовлечены политические партии, институты, общество, в конце концов. Мы предлагаем всем политическим силам наконец-то поменять сложившийся в Армении стереотип, решающий буквально все: деньги, лидер, количество членов партии.
Дело в том, что ни один из вышеперечисленных компонентов не влияет на качество кадров, находящихся у власти. Ведь ни деньги, ни количество членов не имеют решающего значения в степени эффективности деятельности партий, находящихся у власти. Во властных структурах нужны квалифицированные кадры с богатым политическим прошлым, а сегодня об этом за исключением республиканцев никто не задумывается. В Армении есть ряд партий, имеющих десятки тысяч членов, но не имеющих ни одного реального кандидата на любое министерское кресло. Я считаю, что единственным выходом из положения является начало диалога между партийными командами с целью выдвижения реальных кандидатов на министерские кресла уже сейчас. Полагаю, что только в этом случае предстоящие выборы будут эффективными. Мы убеждены, что при желании этого можно достичь.
Еву Ривас прооперировали