14:16
Стратегический энергетический обзор Европейской комиссии, который будет обнародован в среду, станет, вероятно, самым важным документом по энергетике за всю историю Еврокомиссии. Для того, чтобы стать эффективным, он должен предусматривать выработку мер по созданию равноправных коммерческих отношений между Европейским Союзом и Россией, - пишет The International Herald Tribune.
Как вновь было продемонстрировано на этой неделе, когда Россия прекратила поставки нефти в Европу через Белоруссию, в настоящее время сложился опасный дисбаланс.
Комиссия должна разработать меры по дальнейшей интеграции российского государственного концерна "Газпром" с рынком ЕС путем либерализации рынка и интеграции сектора сбыта энергоносителей. Вместе с тем, она должна стремиться к реструктуризации "Газпрома" и предоставлению европейским компаниям доступа на российские рынки.
"Газпром" превратился в главного производителя газа для Европы. Но его действия стали насмешкой над усилиями ЕС по углублению сотрудничества с Россией.
"Газпром" применяет три стратегии: кооптации - развивая партнерство с избранными странами, политическими лидерами и корпорациями, служащими рычагами его влияния; упреждения - используя свои преимущества в области разведки и добычи газа и российскую дипломатию для того, чтобы манипулировать ситуацией на рынке сбыта и накапливать активы; и разъединения - раскалывая ЕС путем двусторонних сделок.
Стратегию кооптации "Газпром" использует главным образом в отношении Германии. Партнерство с немецкими энергетическими компаниями и банками способствовало тому, что Берлин согласился на схему сотрудничества, служащую интересам "Газпрома" и России.
Между тем, активное прямое и косвенное лоббирование используется для того, чтобы убедить европейские регулирующие органы одобрить долгосрочные контракты на поставку энергоносителей, несмотря на их вредоносное воздействие на конкуренцию.
Стратегию упреждения "Газпром" осуществляет путем скупки компаний любой экономической и политической ценой. "Газпром" занял турецкий рынок, приостанавливал поставки газа Украине и нефти Белоруссии и предлагал преференции в доступе на рынок таким партнерам, согласным на его условия, как Италия.
Упреждение используется "Газпромом" и на других рынках - например, на Кавказе, где Кремль сделал все возможное, чтобы не дать Ирану возможность создать инфраструктуру, которая позволила бы ему стать конкурирующим поставщиком газа в Европу. Для того, чтобы не пустить в Европу иранский газ, Россия целиком скупила энергетический сектор Армении.
Непрозрачность "Газпрома" и его господствующее положение на рынке усугубляются действиями, координируемыми с Кремлем, по оказанию воздействия на такие рынки, как испанский или итальянский путем заключения газовых контрактов с поставщиками-конкурентами, например, Алжиром. В обмен Россия предлагает заманчивые подарки - такие, как крупные скидки на оружие и льготные условия выплаты долга.
В других случаях Кремль прибегает к карательным мерам - например, в отношении Литвы после того, как ее нефтеперерабатывающий завод был продан польской компании.
Самым ярким примером разъединения является газопровод "Северный поток", удовлетворяющий интересы Германии, но возмущающий Варшаву и три балтийских государства. Газопровод, который будет проложен по дну моря и соединит Россию непосредственно с Германией, служит политическим целям Кремля, подрывает энергетическую безопасность восточных соседей Германии и чреват экологической катастрофой на Балтийском море.
В стратегическом энергетическом обзоре Комиссии должно быть уделено внимание асимметрии в энергетических отношения России и ЕС, позволяющей "Газпрому" использовать несовершенную политику ЕС по либерализации рынка против интересов Европы.
Пока "Газпром" остается непрозрачным, Европа не узнает, достаточно ли средств тратит ее ключевой поставщик на разработку запасов, имеющих ключевое значение для будущего Европы. Действительно, одним из результатов политической кампании Кремля по получению контроля над энергетическим сектором России стало резкое сокращение роста производства нефти и газа в стране. Это проблема для Европы.
Брюссель должен требовать от Москвы прозрачности, симметрии и соблюдения законности, стремясь в качестве конечной цели к революционной интеграции энергетических рынков Европы и России.
Доступ на европейские рынки, к которому стремится "Газпром", является козырной картой Комиссии. Европа должна дать понять "Газпрому", что этот доступ станет возможным лишь вместе с открытием энергетического сектора России.
Тогда Россия, пользующаяся доверием и уважением своих зарубежных партнеров, могла бы получить желанное место на европейском энергетическом рынке.
Еву Ривас прооперировали