10:11
За две минуты до боя курантов 31 декабря россияне обнаружили на своих телеэкранах странную, если не сказать совершенно абсурдную для такого момента бегущую строку - "Россия и Белоруссия подписали договор о поставках газа в Белоруссию". Авторы идеи "бегущей строки" были явно уверены, что подавляющее большинство граждан России настолько увлечены нелицеприятным, торговым по своей сути, противостоянием Москвы и Минска, что жаждут поскорее узнать, кто же кого "согнул" в этих сложных переговорах.
Узнать, а уж потом, видимо, с "легким сердцем" разлить традиционное шампанское и пожелать друг другу в 2007 году нормального давления в газо- и нефтепроводах на пространстве СНГ, ну и, естественно, европейских цен на энергоносители.
2006 год прошел под знаком колоссального накала политических страстей на постсоветском пространстве. Стартовавший жестким выяснением "газовых" отношений с Украиной, протекающий под аккомпанемент грузино-российской агрессивной риторики, "винными" и "железнодорожными" эксцессами с Молдавией, год завершился демаршем Азербайджана и открытой торговой конфронтацией с Белоруссией.
Уже сегодня есть все основания прогнозировать эскалацию кризиса СНГ в 2007 году, "благо" бегущая строка о благополучном подписании "газового" соглашения между "несущими" Содружество странами - Россией и Белоруссией стала не концом, а, по всей видимости, началом более ожесточенного торгового конфликта между ними, теперь уже нефтяного. Это тенденция, и она носит закономерный характер.
Можно с уверенностью утверждать, что данный процесс был обусловлен не столько пересмотром Москвой своих приоритетов в экономических отношениях с соседними странами, сколько является неминуемым последствием пассивной и лишенной акцентов политики России на пространстве СНГ за последнее десятилетие. За этот период в СНГ устоялась некоторая форма сосуществования с Россией, когда ее политику было откровенно сложно понять и оценить, а вот экономические дивиденды соседства с ней были бесспорными. В противовес России на том же пространстве развивалась достаточно выверенная, просчитанная логически и хронологически политика США и ЕС.
Большинство стран СНГ, с которыми сегодня у России складываются драматические взаимоотношения, в том числе Украина, Грузия, Молдавия, Азербайджан и, даже, Армения успешно пользовались выгодой экономического соседства России, что не мешало им получать многомиллионные средства на реализацию ясно выраженных западных политических программ.
И именно поэтому, шаткость политических позиций России на постсоветском пространстве выявилась со всей определенностью именно в том момент, когда Москва в одностороннем порядке изменила правила экономической игры. В одночасье оказалось, что все, что ее связывает с соседними государствами, нуждается в новой разработке и подпитке. Некогда дружественные элиты дружно заговорили о бесценности суверенитета, о гордости своего народа, а некоторые из них пошли и на откровенно враждебные действия, почувствовав в действиях России угрозу для экономик своих стран.
На смену "цивилизованному разводу" стран бывшего Союза в политической сфере, приходит менее цивилизованный развод экономический, а кое-где уже и гуманитарный.
Ситуация на Южном Кавказе может рассматриваться в качестве некоторой кальки, по которой можно судить об общем состоянии и перспективах российской политики на пространстве СНГ. Весьма показательна она и в экономическом плане, особенно по части энергетики. Ведь в регионе представлен и поставщик (с некоторых пор чистый) (Азербайджан), и крупный по региональным меркам транзитер (Грузия), и чистый потребитель (Армения).
В преддверии 2006 года стало ясно, что Баку и Москва не пришли к общему знаменателю в вопросе поставок газа в Азербайджан. Камнем преткновения для азербайджанской стороны стала предложенная "Газпромом" цена в $235 за тысячу кубометров. В 2006 году Азербайджан покупал такое же количество газа за $110. Азербайджанская сторона отказалась подписывать контракт с "Газпромом" и перешла в режим самообеспечения.
Конец декабря ознаменовался еще и подписанием соглашения между Баку и Тбилиси, согласно которой Азербайджан будет поставлять газ Грузии с месторождения "Шахдениз". Случайно или нет, но эти процессы совпали с довольно жесткими высказываниями президента Азербайджана Ильхама Алиева относительно перспектив СНГ в эфире "Эхо Москвы". Алиев назвал Содружество "бесполезной" организацией, противопоставив ему "довольно эффективную" организацию ГУАМ.
Примерно в тот же период президент Азербайджана заявил о намерении прекратить прокачку нефти через российский порт Новороссийск. Баку принял решение перейти с дорого российского газа мазут из тяжелой апшеронской нефти. При этом убытки потерпят не столько местные экспортеры, сколько российские потребители в Новороссийске, которые в ближайшее время лишатся сотен тысяч тонн нефти - она пойдет на обогрев квартир азербайджанцев. Тогда же из Азербайджана поступила информация о том, что два основных российских телеканала - РТР и ОРТ - прекратят свое вещание на территории этого государства.
Таким образом, на действия России в сугубо экономической плоскости из Баку поступил одновременно и экономический, и политический, и гуманитарный ответ. Это стало возможным исключительно по причине ущербности политических позиций России в регионе.
В 2006 году с еще большей интенсивностью продолжилась эскалация напряженности в грузино-российских отношениях. С большой долей уверенности можно прогнозировать, что и 2007 год вряд ли привнесет позитива в отношения между Москвой и Тбилиси. Грузия была вынуждена подписать соглашения на поставку газа из России, однако при этом получила согласие Турции уступить ей часть своей квоты на газ из того же "Шахдениза". По некоторым данным, предполагаемый объем среднегодового потребления газа в Грузии в ближайшие годы 2-5 лет составит 2,5-3,5 млрд. куб. м.
Не вдаваясь в цифровую детализацию, она приведена во многих статьях, надо констатировать, что Грузия в ближайшем будущем будет импортировать газ из России. Вместе с тем, стоит также признать, что Тбилиси мгновенно откажется от российского газа в тот момент, когда найдет альтернативного поставщика даже по тем же ценам. К слову сказать, такой поиск ведется ежедневно, и в этом процессе Грузии "помогают" не только Азербайджан и Турция, но и более влиятельные страны и организации.
Ясно, что та же Турция, прежде чем отказаться от своей доли каспийского газа, предупредила грузинских партнеров о том, что делает это не бескорыстно и рассчитывает на погашение долга или деньгами или газом. Не питая никаких иллюзий относительно будущего грузинского государства, можно предположить, что эта страна с течением времени станет весьма крепким мостом между Азербайджаном и Турцией, причем крепость эта будет предопределена размером грузинской задолженности и энергетической зависимости.
И именно последние две страны позаботятся о том, чтобы транзитный потенциал Грузии служил прямо и по назначению. Что касается России, то она предопределила свое положение, проложив прямую газовую магистраль по дну Черного моря в Турцию. Таким образом, крупные поставки газа в Турцию не зависят от текущей позиции Тбилиси или Баку, но и позиции последних не зависят от необходимости стабильной работы большой транзитной ветки.
Сложившаяся картина совершенно не стесняет позиций Турции, которая выступает в роли главного рынка сбыта и крупнейшего транзитного звена. Турция планомерно выстраивает коридор по территории Грузии. За уже осуществленными проектами нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум, на повестке новый проект - железной дороги Карс-Тбилиси-Баку. Главная цель Анкары - обеспечение готовой сервисной системы на случай успеха переговоров со странами Средней Азии на предмет их полномасштабного присоединения к транспортировке углеводородов по маршруту Восток-Запад, минуя Россию. Конечно, пока все эти проекты - политические, но они нацелены на экономический результат.
Третья страна региона - Армения, замкнув по требованию "Газпрома", проложив маломощный газопровод из Ирана и замкнув его на переданной РАО "ЕЭС России" Разданской ТЭС, в ближайшие годы не сможет реально влиять на ситуацию с транспортировкой энергоносителей в регионе - ни в собственных интересах, ни в интересах Москвы. Ереван будет с надеждой взирать на грузино-российские отношения, опасаясь и вовсе остаться без газа, уже вне зависимости от цены.
Можно допустить, что Москва изначально не рассматривала Южный Кавказ как приоритетный рынок сбыта газа, однако нельзя сбрасывать со счета и то, что, потеряв этот рынок вовсе, российская сторона лишится и оставшихся рычагов воздействия на этот в некотором смысле стратегический регион. Очевидно, чем острее проблема поставок энергоносителей из России, тем более активными станут усилия стран региона по их привлечению непосредственно из Средней Азии или Ирана. Не случайно 9 января намерение присоединиться к проекту строительства Транскаспийского газопровода высказала... Армения, передает "ИА REGNUM".
Еву Ривас прооперировали