18:41
Эксперты единодушны в том, что события в ближневосточных арабских странах в геополитическом плане будут иметь самые серьезные последствия, приведут к перегруппировке сил среди основных политических игроков
Переформатирование Большого Ближнего Востока изменит баланс сил не только в этом регионе. Борьба за энергоресурсы и контроль за маршрутами транспортировки углеводородов обострится во всем мире, включая Европу и бурно развивающиеся страны Азии и Индокитая.
В связи с этим в последнее время особое внимание аналитиков привлекает к себе Турция, сумевшая в короткие сроки существенно укрепить внутриполитическую стабильность и обеспечить динамичное развитие своей экономики даже в условиях глобального кризиса.
Справка: Турция занимает стратегически важное положение на стыке Балкан, Ближнего и Среднего Востока и Закавказья, является членом НАТО (с 1952г.), ВТО (с 1995г.), ассоциированным членом (с 1964г.) и кандидатом (с 1999г.) на вступление в ЕС, членом G-20. Среди государств ЕС Турция по численности населения (72 млн человек) уступает лишь ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории является крупнейшей. Сегодня турецкая экономика занимает 6-е место в Европе и 15-е в мире, а темпы экономического роста не уступают Китаю (10,3% во 2-м квартале 2010 года).
Турецкое руководство стремится в полной мере извлечь выгоду из удобного географического расположения страны как надежной территории для поставок в Европу газа и нефти из России, Каспийского региона, со Среднего и Ближнего Востока.
Модель демократии
Последние события на Ближнем Востоке высветили еще одну важную особенность современной Турции, которая, несомненно, будет способствовать ее усилению в геополитическом плане: Турция претендует на роль единственной исламской демократии, модель которой может быть взята за основу новыми демократическими режимами Ближнего Востока.
Кроме того, по мнению американского политолога, основателя и директора частной аналитической организации "Стратфор" Джорджа Фридмана, Турция способна сыграть серьезную роль в урегулировании т.н. иранской проблемы путем сближения позиций Тегерана и Эр-Рияда по будущему развитию Ирака после вывода из этой страны коалиционных сил и американского военного контингента.
Интеграция в Европу
Все это вроде бы должно было способствовать скорейшей интеграции Турции в европейские структуры. Однако на деле турецкая сторона добивается этого вот уже более полувека. Переговоры Турции с ЕС проходят медленно, за период с 1995 года до настоящего времени удалось обсудить лишь 13 из 33 статей, обязательных для государств, вступающих в ЕС. По прогнозам экспертов, реально стать полноправным членом Евросоюза Турция сможет лишь через 10-15 лет.
Процесс адаптации Турции к европейским стандартам заметно активизировался с приходом к власти в стране в 2002 году умеренной происламской Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Р. Эрдоганом, которой удалось сравнительно легко провести необходимые конституционные реформы и пересмотр гражданского законодательства. Однако целый ряд западноевропейских стран, прежде всего Австрия, Франция и Германия, по-прежнему выступают против вступления Турции в ЕС. В качестве причин отказа называются якобы сохраняющаяся отсталость экономики и судебной системы страны, нарушения основных прав и свобод человека, нерешенность курдской и кипрской проблем, неурегулированность отношений с Грецией и Арменией. Кроме того, в Европе опасаются, что полноформатное интегрирование мусульманской страны в ЕС может нарушить исторически сложившийся этно-конфессиональный баланс континента и ускорить начавшийся процесс исламизации Европы, размывания традиций европейской христианской цивилизации.
По мнению экспертов, ЕС до сих пор "не пришел в себя" после масштабного расширения границ на Восток. Включение в ЕС Турции будет означать прямое соприкосновение Евросоюза с Ближним Востоком, что потребует пересмотра принципов европейской безопасности. Уже сейчас в странах ЕС с быстро растущим мусульманским населением ощутили своеобразный шок от подобного "диалога культур", там все громче звучат призывы к отказу от дальнейшего проведения мультиполитики. В западноевропейских странах уже проживают десятки миллионов мусульман, из них пять – выходцы из Турции, значительная часть из которых натурализовалась, среди них есть депутаты парламентов, политики, государственные и общественные деятели, крупные бизнесмены. Турецкий бизнес контролирует компании и предприятия в Европе с оборотом в 51 млрд. долларов. Добавим, что по прогнозам экспертов, к 2050-му году экономика Турции может стать второй в Европе (после Германии), а население страны достигнуть 130 млн. человек.
И все же, по мнению большинства европейских политиков, Турциив обозримой перспективе суждено присоединиться к ЕС. Противники ее европейской интеграции не могут не учитывать логику глобализации мировых и европейских процессов, растущую конкуренцию и взаимозависимость стран, прежде всего производящих, экспортирующих и потребляющих углеводородное сырье, а также повышение роли государств, включенных в мировую транспортную систему. Важнейшей из них становится Турция, обеспечивающая стратегический маршрут транспортировки газа и нефти, а в цивилизационном смысле – коридор между христианским Западом и мусульманским Востоком, богатым Севером и бедным Югом.
По большому счету, у Турции есть только два пути
Первый (в случае ее полной интеграции в ЕС) – развитие и укрепление в стране позиции сторонников умеренного "светского" направления ислама, способного успешно противостоять фундаменталистским, экстремистским исламским течениям. И второй (при дальнейшей изоляции Анкары со стороны западноевропейских государств) – радикализация турецкого общества путем прихода к власти в стране националистических и экстремистских сил, формирование альянса со странами победившего исламского фундаментализма, поддержка мусульманских экстремистских группировок.
Опросы общественного мнения в Турции показывают, что затянувшийся процесс принятия страны в ЕС на фоне переживаемого Европой финансово-экономического и демографического кризисов порождает ответную негативную реакцию. Как заявил Р. Эрдоган, "или Европейский Союз представляет собой важного игрока на международной арене, или ограничивается формулой "христианского клуба". Турецкий премьер охарактеризовал продолжающуюся в странах ЕС дискуссию вокруг Турции как тест на соответствие организации плюрализму и демократическим ценностям.
Внешняя политика Анкары
В целом, 2010 год охарактеризовался охлаждением отношенийТурции с Евросоюзом, резким обострением турецко-израильских отношений, сближением страны с Ираном, Сирией, другими арабскими и исламскими государствами. Эксперты отмечают, что во внешней политике Турция демонстрирует свою самодостаточность, умение успешно развиваться вне рамок ЕС, находить альтернативных региональных партнеров. Все чаще высказываются сомнения в целесообразности дальнейших усилий по адаптации страны в ЕС, подвергаются критике моральные и этические пороки современной европейской цивилизации (алкоголизм, наркомания, "шведские" семьи, однополые браки, гей-парады, аборты и пр.).
Укрепление внешней политики Турции эксперты связывают с проведенной в мае 2009 года реорганизацией турецкого правительства, из которого были удалены консервативные министры, а во главе МИД поставлен личный советник Эрдогана по внешней политике профессор А. Давутоглу, "человек с идеями", автор концепции "стратегической глубины", суть которой в возврате влияния Турции на бывший "османский мир" и превращение ее в региональную супердержаву.
Напомним, что читатели интернет-порталов CNN-Arabic и Аsirian.com (Иран) назвали Р. Эрдогана "человеком года". В числе отмеченных заслуг турецкого премьера: заключение соглашения с Тегераном по обмену ядерного топлива, активная позиция в поддержку Ирана в Совете Безопасности ООН; а также в инциденте с гуманитарным судном "Мави Мармара", направлявшемся с гуманитарным грузом в сектор Газа.
Арабский сценарий
Эксперты сходятся во мнении, что, по крайней мере, в ближайшей перспективе "арабский сценарий" Турции не грозит. Однако внутриполитическую ситуацию в стране безоблачной не назовешь. Резкое ухудшение турецко-израильских отношений и сближение с Ираном и Сирией не остались без внимания американской администрации и части ее союзников по НАТО. Турецкое руководство не стало ждать нежелательного для себя развития событий, инициировав уголовное расследование деятельности ультранационалистической организации "Эргенекон", преследование ее членов из числа бывших высокопоставленных военных, якобы причастных к подготовке государственного переворота в стране в 2003 году и попытке запрета ПСР.
Документы, изъятые в декабре прошлого года в ходе обыска в COSMIC НАТО и Тактической мобилизационной группе Командования турецких специальных сил в Анкаре, по версии следствия могут содержать доказательства того, что турецкие силы по проведению специальных операций планировали убийство высокопоставленных политических деятелей страны, включая членов турецкого правительства. По данным издания Wayne Madsen Report, речь идет о поддержке заговорщиков со стороны спецслужб США и Израиля. По мнению военных аналитиков, ядро "Эргенекона" составляют члены глубоко законспирированной сети ЦРУ "Гладио", созданной в странах НАТО и нейтральных государствах в период "холодной войны" для координации саботажа в случае советского вторжения и оккупации этих стран.
"Операция Молот"
В настоящее время около 200 турецких офицеров предстали перед судом по обвинению в подготовке антиправительственного заговора, получившего название "Операция Молот". Три четверти обвиняемых являются действующими офицерами турецкой армии, также на скамье подсудимых оказались и высокопоставленные офицеры в отставке адмирал Озден Орнек и генерал ВВС Халил Ибрагим Фиртина. Если вина офицеров будет доказана, им может грозить до 20 лет тюремного заключения.
По мнению аналитиков, сам факт заговора (если конечно он имел место) отражает наличие серьезных противоречий между правящей партией и вооруженными силами страны. Напомним, что с 1960 года Турция уже пережила 4 военных переворота.
Споры о будущем
При этом дальнейшее направление эволюции турецкой модели демократии вовсе не так уж очевидно. Руководству страны не удается преодолеть серьезный раскол в обществе относительно выбора будущего пути. Оппозиционные партии, занимающие треть мест в парламенте и выражающие мнение не меньшего количества граждан Турции, занимают иную, чем правящая партия позицию по многим ключевым вопросам дальнейшего развития страны. Достаточно вспомнить, что на сентябрьском (2010 года) референдуме по изменениям в Конституции, необходимым для вступления в Евросоюз, 58% участников проголосовали "за" и 42% - "против".
Предстоящие в июне 2011 года парламентские выборы в Турции также несут в себе известную неопределенность. Правящая партия справедливости и развития в случае победы на них намерена продолжить конституционную реформу, сократить срок пребывания у власти президента с 7 до 5 лет и одновременно предоставить возможность президенту избираться на второй срок. Эксперты считают, что результаты реформирования института президентства в стране могут быть неоднозначными: от создания более благоприятных условий для последовательного осуществления определенного политического курса одной партии, до частой смены в руководстве страны противостоящих политических сил.
Кроме того, для правительства Эрдогана неприятным "подарком" стало заявление руководства запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) о выходе ее с 1 марта текущего года из режима одностороннего прекращения огня, действовавшего с августа 2010 года. Ранее РПК заявляла о том, что этот режим будет соблюдаться до очередных парламентских выборов в Турции, то есть до июня 2011 года.
Курды
Нерешенность курдской проблемы, высокая вероятность возобновления террористических действий со стороны членов РПК вызывает серьезные опасения за единство страны у большинства граждан Турции. Об этом свидетельствуют проводимые опросы жителей страны, которые показывают, что примерно половина из них действительно рассматривает как реальную возможность расчленения страны по национальному признаку, считает неэффективными предпринимаемые правительством меры по недопущению развития этого неблагоприятного сценария.
По мнению большинства экспертов, данное заявление является попыткой оказания давления на премьер-министра страны с целью освобождения из мест заключения функционеров и боевиков РПК, снятия запрета с деятельности этой партии. Расчет на то, что накануне парламентских выборов турецкие власти могут пойти на какие-то уступки РПК и в целом курдскому национально-освободительному движению, не оправдался. Заместитель премьер-министра Турции Д. Чичек заявил, что "…государство будет делать то, что и раньше. Мы ни с кем торговаться не будем. Это однозначно".
От светского общества к умеренно исламскому
Большинство экспертов сходится во мнении, что проводимый Партией справедливости и развития курс на плавный переход от модели кемалистского, светского общества с особой ролью армии как посредника в урегулировании внутриполитических споров к умеренно исламскому, неоосманскому пути развития государства на данном этапе отвечает потребностям большей части общества и турецкой экономики. ПСР во главе с Р. Эрдоганом удастся заручиться необходимым большинством голосов на предстоящих парламентских выборах и получить право на формирование нового правительства. Вряд ли в этот, довольно демократичный процесс, могут вмешаться военные или судебные органы, существенно ограниченные в своих правах последними поправками в конституцию, а также неконсолидированная оппозиция.
Что касается позиций основных политических партий на старте предвыборной кампании, то результаты январского анкетирования, опубликованные авторитетным исследовательским центром Metropoll свидетельствуют о том, что со времени проведения предыдущих выборов в парламент (2007 год) расклад политических сил в стране не изменился.
Безработица и антиамериканские настроения
Однако, как замечают эксперты, острота проблем в турецком обществе остается высокой, что подтверждают результаты другого опроса, проведенного специалистами стамбульского Университета им. Кадира Хаса. По мнению большинства опрошенных, главной проблемой страны является безработица. Примечательным является высокий уровень антиамериканских настроений в стране – 67,8% (для сравнения: аналогичный показатель для России составил всего 4,7%).
Антиамериканизм в Турции – явление далеко не случайное и не ситуационное. Исторически Турция – одна из ключевых средиземноморских держав, а Средиземноморье уже многие века служит ареной противостояний в Европе. Постоянное присутствие ВМФ США в акватории Средиземноморья и плотная сеть из одиннадцати американских военных баз на территории Испании, Португалии Италии, Турции говорят сами за себя. Вашингтону соперники в Средиземноморье не нужны, даже из числа союзников. Если раньше Турция безоговорочно соглашалась с проводимой США политикой в этом регионе ввиду "советской угрозы", то после развала СССР и особенно после перехода США к активной фазе реализации проекта "Большой Ближний Восток", направленного на перекраивание границ ближневосточных государств (в том числе в непосредственной близости от Турции), ее руководство намерено сделать страну самостоятельным политическим игроком, претендуя на роль региональной супердержавы. Кроме того, вполне законные опасения Анкары вызывают действия США по "преобразованию" богатого нефтью иракского Курдистана, планы американских политиков по созданию в этом регионе самостоятельного курдского государства. Сыграло свою роль в изменении отношений Анкары с Вашингтоном и размещение элементов системы ПРО США в Румынии, являющейся соперником Турции в Черноморском бассейне. И хотя и Турция, и США категорически отрицают ухудшение отношений между собой, по мнению Sueddeutsche Zeitung, "Анкара не может не признать, что недоверие западных стран к Турции растет…", а "…Соединенным Штатам уже давно не нравится "своенравная", по мнению Вашингтона, политика Анкары".
В сторону России
Эксперты отмечают, что, на фоне охлаждения отношений с США, руководство Турции сосредоточило внимание во внешнеполитической сфере на "российском направлении". Так, в январе текущего года в ходе рабочего визита в Турцию глава МИД России С. Лавров обсудил с турецким коллегой вопросы сотрудничества двух стран по основным региональным и глобальным проблемам, принял участие в первом заседании российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования, созданной в рамках Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией для выработки согласованной позиции в сфере международной безопасности. Эти вопросы входят в повестку дня очередной встречи турецкого премьера Г. Эрдогана и президента России Д. Медведева в Москве.
Голос России
Еву Ривас прооперировали