Действия израильских коммандос, в результате которых погибли 9 активистов-правозащитников, в очередной раз подставили страну под шквал критики. Это был жесткой удар Израиля по самому себе. С одной стороны чувствительный урон нанесен отношениям Израиля и Турции – когда-то ближайшего израильского союзника в мусульманском мире. С другой стороны правительство ХАМАС в Газе получило отличную возможность усилить свою антиизраильскую пропаганду. Ну, и на быстрый прорыв в переговорах с палестинской администрацией на Западном берегу, ясное дело, теперь рассчитывать не стоит.
Есть и не столь очевидные на первый взгляд, но тоже весьма важные последствия. Так, администрации Обамы теперь будет значительно труднее убедить Совбез в необходимости введения новых санкций против Ирана, на которых настаивает Израиль.
Конечно, в связи с морским инцидентом возникает множество вопросов – как к мирным, а местами, видимо, и не совсем мирным правозащитникам, так и к Израилю. Но все эти частные вопросы перекрываются одним большим вопросом: а что, блокада Газы, действительно, работает? Она действительно ослабляет ХАМАС или просто бьет по населению сектора, составляющему 1,4 миллиона человек. Не переключает ли эта самая блокада внимание общественности с террористической деятельности ХАМАС – движения, не признающего права Израиля на существование – на другие, выгодные ХАМАС материи?
С этой точки зрения должно быть абсолютно ясно, что блокада Газы работает прямо против безопасности Израиля в долгосрочной перспективе. После того, как движение ХАМАС получило контроль над Газой в 2007 году Израиль — с помощью Египта – ввел блокаду, главной целью которой было быстро восстановить местных жителей против местного правительства. Сработало? Нет. Три года спустя ХАМАС по-прежнему у власти и успешно списывает все свои управленческие промахи на блокаду.
Ситуация в секторе, по данным The New York Times, ужасная. 8 из 10 местных жителей выживают только благодаря гуманитарной помощи. Основные продукты питания доступны, но медикаментов и стройматериалов катастрофически не хватает. В полной мере отчаяние местных жителей можно было наблюдать во вторник, когда Египет частично снял блокаду. Несколько тысяч обитателей Газы тут же хлынули через границу, но были отправлены обратно.
Во вторник президент Обама выразил «глубокое сожаление» в связи с эпизодом с флотилией. А премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху в очередной раз показал, что дипломатии он предпочитает конфронтацию, отмечает американское издание. Вашингтону следует со всей ясностью указать израильскому премьеру, насколько контрпродуктивна и опасна подобная политика.
Америке следует в полной мере присоединиться к усилиям других постоянных членов Совбеза – Британии, Франции, России и Китая – направленным на убеждение Израиля в необходимости полного снятия блокады с Газы. Эта мера, во-первых, позволит вздохнуть жителям сектора, а во-вторых, у Штатов будет больше моральных прав для активного посредничества в переговорах Израиля и администрации Махмуда Аббаса, заключает The New York Times.