10:28
Скандал, связанный с нападением израильтян на следовавший из Турции в Газу гуманитарный конвой, набирает обороты. Несмотря на то, что о большой войне на Ближнем Востоке речь на этот раз, кажется, не идет, высказывания заинтересованных сторон становятся все более резкими. Даже Хиллари Клинтон, государственный секретарь основного стратегическим союзника Израиля – Соединённых Штатов, была вынуждена заявить о том, что США, как и другие члены ООН, осуждают действия, «которые привели к насилию и гибели участников гуманитарного конвоя».
События на Ближнем и Среднем Востоке развиваются стремительно, и под их влиянием многие государства переосмысливают свою роль в этом районе мира. Прежде всего это относится к Турции - незаменимому партнеру Вашингтона и основному военно-политическому союзнику Израиля в годы «холодной войны» и в течение некоторого времени после ее формального окончания.
Осознание турками своего положения в мире начало меняться после прихода к власти в Анкаре правительства умеренных исламистов, персонифицируемого связкой «Эрдоган - Гюль». Долгое время укрепление позиций Турции, её всё более независимый внешнеполитический курс, не воспринимались всерьез, а стремление Анкары выступать посредником в региональных конфликтах по периметру турецких границ встречало скептическое отношение (попытки посредничества Анкары в нормализации отношений Израиля и некоторых его соседей, как и попытка нормализации отношений с Ереваном, потерпели неудачу).
Направляя (под грамотным пропагандистским прикрытием неправительственных организаций) гуманитарную флотилию к берегам блокированной Израилем Газы, в Анкаре не могли не понимать, что встретят жёсткое сопротивление. Действия израильского спецназа просчитывались заранее, то есть организаторы данной миссии сознательно сыграли на обострение ситуации, и это у них получилось. Им удалось заручиться симпатиями как собственного населения в преддверии очередных выборов, так и населения арабского - не только в Газе, но и во всех соседних с Израилем странах. Р.Эрдоган имеет все основания заявлять: «Никто не может испытывать турецкого терпения. Турецкая дружба ценна, а враждебность – свирепа». По всему миру проходят антиизраильские митинги. Объяснения израильских военнослужащих выглядят неубедительными – свидетельства правозащитников и депутатов европейского парламента «весят» для западного общественного мнения гораздо больше, нежели заявления противоположной стороны. Напрочь позабыта «антитеррористическая» риторика, словно бы ее никогда и не было, несмотря на то что определенные вопросы по деятельности гуманитарной организации IHH задают не только в Израиле, но и, например, в немецкой прессе . Руководители Сирии и Ливана предупреждают, что акция израильского военно-морского флота против конвоя с гуманитарной помощью может привести к войне, которая «не ограничится только одним регионом». Руководитель Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил о возобновлении переговоров возглавляемого им движения ФАТХ и правящим в Газе ХАМАСом. Напротив, в израильском обществе усиливается ощущение стратегического тупика и необходимости общего пересмотра политики по палестинской проблеме.
Кроме того, внимание в Совете безопасности ООН к «иранскому ядерному досье» переключено на кровавый инцидент у берегов Газы, что в какой-то мере ослабляет давление на Тегеран. Оформившееся несколько месяцев назад сближение между Анкарой и Тегераном имеет в том числе и важное «энергетическое» измерение. Можно поэтому ожидать, что турецко-израильские энергетические проекты ждет нелегкая судьба. Министр энергетики Турции Т. Йылдыз уже заявил, что «стратегическое решение по этому вопросу примет премьер-министр Турции». Речь может идти, в частности, о пересмотре планов по прокладке подводных нефтяных и газовых магистралей из турецкого Джейхана в израильский Ашкелон протяженностью около 500 километров. Имелись также амбициозные планы по постройке трансизраильских трубопроводов до Эйлата, чтобы оттуда экспортировать каспийскую нефть танкерами в страны Южной и Восточной Азии. Впрочем, вне зависимости от конечной судьбы этих проектов налицо возросшая способность Турции оказывать существенное влияние как на энергобезопасность Израиля, так и на транзитные возможности своего союзника Азербайджана.
В последнее время Турция уже не раз демонстрировала другим государствам, как вести активную дипломатию, обнаруживая хорошее понимание региональных и мировых тенденций развития. Антиизраильские настроения в Европе и на Ближнем Востоке, а также «проседающее» партнерство между Вашингтоном и Тель-Авивом, которое Анкаре надо постараться еще больше расшатать, – лишь некоторые из них. Редакционная статья турецкой проправительственной газеты Yeni Safak «Дети Гитлера», рассказывающая о том, как израильские спецназовцы мучили несчастных, закованных в наручники «активистов мира», явно обращена к «правозащитной совести» европейцев. А слухи о том, что следующий гуманитарный конвой будет сопровождаться кораблями турецкого ВМС, должны усилить задумчивость Барака Обамы по поводу того, как действовать в ситуации возможного вооруженного столкновения своего союзника по НАТО со своим основным стратегическим партнером на Ближнем Востоке.
Ситуация драматична, но надо констатировать, что позиции страны (Турции), использующей для продвижения своих национальных интересов весь комплекс имеющихся возможностей, при всех неизбежных издержках укрепляются.
Ближайшие цели Турции, видимо, состоят в том, чтобы способствовать снятию блокады Газы – именно на это намекнул выступивший в роли «доброго следователя» министр иностранных дел А.Давутоглу, заявивший в Вашингтоне, что его страна «будет готова вновь нормализовать отношения, если Израиль снимет блокаду с сектора Газы». По мнению одного из ведущих турецких аналитиков Ч.Кандара, «если Турция сумеет управлять этим международным кризисом эффективно, то ей удастся сыграть решающую роль в снятии блокады Газы».
Активность Турции на Ближнем Востоке, включая стремление Анкары завоевать расположение арабов, имеющих сложную историю отношений с турками, может быть весьма специфической (пример - Газа), но она вполне вписывается в традиции отношений в этой части мира, отвечает накалу существующих здесь конфликтов и формам политической практики в данном культурно-историческом ареале. Для России, которой, видимо, предстоит вскоре столкнуться с ростом напряжённости в другом культурно-историческом ареале, на западной окраине Русского мира, это определённого рода урок.
На следующей неделе в Стамбуле пройдет очередная встреча глав государств и правительств стран - участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В рамках встречи состоится рабочий визит в Турцию премьер-министра России В. Путина. В ходе бесед российского премьера с турецкими руководителями будут обсуждаться и последние события вокруг Газы, пути достижения прочного мира на Ближнем и Среднем Востоке.
Об этом сообщает fondsk.ru, Андрей АРЕШЕВ
Анджелина Джоли борется с "загадочным заболеванием"