13:17
С 3 по 27 февраля 2011г. в Выставочном зале Одесского историко-краеведческого музея будет представлена выставка «Хачкары – сакральные памятники армянской культуры». Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», куратор данного проекта Армен Петоян, отмечает, что главная цель выставки – обратить внимание общественности на необходимость сохранения культурного наследия армянского этноса.
Вниманию посетителей выставки будут представлены фотографии хачкаров во всём своём многообразии – как элементы оформления порталов и стен церквей, так и одиночно стоящие. Вековая традиция исполнения хачкаров имеет своё продолжение в работах современных мастеров монументального искусства. Ярким примером может служить исполнение в камне армянского алфавита с изображением хачкаров (автор Р.Налбандян, с.Ошакан, Армения).
В г. Белгород-Днестровский (Аккерман) Одесской области, на пересечении улиц Ушакова и Кутузова, расположена армянская церковь Св. Огсэнта. Она находится в ведении городского историко-краеведческого музея, директор которого и предоставила фотографии сохранившихся внутри церкви хачкаров.
Надписи с этих хачкаров, переведённые на русский язык Саргсян Т.Э., открывают малоизвестную страницу истории армянских поселений в Северном Причерноморье.
В г. Килия Одесской области сохранилась церковь Св.Николая, которая была построена в XVв. представителями армянской общины. В ограде этой церкви находятся несколько мраморных надгробных плит с рельефным изображением креста на горизонтальной поверхности. На боковых частях плит хорошо сохранились надписи на армянском языке. Ещё в XIXв. эти надписи стали предметом научного исследования членов Одесского общества истории и древностей. В сборник, составленный в конце XIXв. Н.Н.Мурзакевичем и Е. Де Вильневым, вошло подробное описание каждого из семи армянских надгробий, включая зарисовку и обмер (художник, капитан Ушаков), русский перевод текста (архиепископ Г.Айзовский) и точное местоположение каждого сакрального камня внутри армянской церкви.
Собрание надписей информативно дополняет практические изыскания, проведённые в ходе экспедиции 2010г., организованной Арменом Петояном.
Материалы к выставочному проекту предоставили:
- Татевик Эдуардовна Саргсян, кандидат исторических наук, зав.отделом культуры и изучения памятников Научно-исследовательского центра Крымоведения, Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия;
- Самвел Азизян, член Национального союза журналистов Украины, научный исследователь Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины;
- Татьяна Павловна Белая, директор Историко-краеведческого музея г.Белгород-Днестровский;
- Маргарита Торосян, вице-президент Одесской Армянской общины;
- Анатолий Санник, фотохудожник, член Национального союза фотохудожников Украины.
СПРАВКА: Немного найдётся народов, на долю которых выпало такое количество драматических испытаний и неизбежно связанных с ними скитаний, какие выпали на долю армян. Более или менее обширная армянская диаспора имеется сегодня в большинстве стран мира.
На юге Украины сохранились многочисленные памятники армянкой культуры, которые свидетельствуют о пребывании армянских поселенцев, начиная с XIв. С XIVв. армянские поселения в Крыму превратились в самую многочисленную армянскую колонию средневековья. В Северном Причерноморье армяне проживали с XIII-XIVвв. в городах Килия и Аккерман (г.Белгород-Днестровский, Одесская обл.). Свидетельством их пребывания на этих землях являются сохранившиеся до наших дней культовые сооружения – церкви, а так же сакральные памятники армянской культуры – хачкары.
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Но чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату.
Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI–VII вв. – стелы с изображениями религиозных сцен. Но формирование хачкара, как жанра декоративного искусства, произошло лишь в IХ столетии.
Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
Отражая идею божественного, хачкар воспринял древнейшие символы вечности. Прежде всего, это крест в круге – знак бесконечности движения. Другим элементом символики хачкара является восьмилучевая звезда, символизирующая неугасимость солнца, бессмертие.
После Х в. важнейшую роль в эволюции хачкара стал играть орнамент, свойственный всем видам армянского декоративно-прикладного искусства. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. Ограниченное пространство вокруг креста покрывалось немыслимыми переплетениями линий, а архитектоника букв позволяла мастерам превращать надписи на крест-камнях в самостоятельные произведения орнаментального искусства. Ваятели хачкара придерживались принципа неповторяемости орнамента, и принцип этот заимствован, скорее всего, у ювелирного искусства.
В ХIII в. ажур на хачкаре становится многослойным, и резьба выполняется в двух, а то и трех планах: основной узор вырезается более высоким рельефом. В сплошное каменное кружево виртуозно вплетаются элементы национального орнамента, преимущественно флористические символы, наиболее распространенными среди которых остаются виноградная лоза и гранат – внутри геометрических переплетений.
Искусство каменных крестов, символика и мастерство создателей хачкаров – камней-крестов, включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение об этом было принято Комитетом по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которое прошло 17 ноября 2010 г. в г.Найроби (Кения).
Ким Кардашян: MTV виновно в ранней беременности