11:57
Интервью заместителя министра иностранных дел Армении Сергея Манасаряна агентству NEWS.am
Г-н Манасарян, как Вы оцениваете уровень сотрудничества Армении со странами африканского континента?
Говоря об отношениях Армении со странами африканского континента необходимо ввести определенную дифференциацию, выделить страны арабской Африки, с которыми наличествуют определенные традиционные отношения. Но более актуально было бы говорить об отношениях Армении со странами «черной» Африки.
К сожалению, следует констатировать тот факт, что после развала СССР отношения со странами «черной» Африки не носили интенсивного характера, да и не были для нас приоритетными, в силу определенных объективных и субъективных причин. И на сегодняшний день ситуация не изменилась. Мы работам с этими странами фрагментарно, когда необходимо заручится голосами этих стран при голосовании тех или иных вопросов в международных структурах, или когда в республику из Москвы приезжает посол той или иной африканской страны, покрывающий регион из российской столицы, дальше этого дело не идет. Однако, с нашей точки зрения эта ситуация не является удовлетворительной и в настоящее время этот вопрос стал предметом обсуждения. Для корректировки сложившейся ситуации принято решение о региональном визите в страны «черной Африки» на уровне либо министра иностранных дел, либо по его решению, специального представителя МИД, с обязательным посещением штаб-квартиры Организации африканского единства в Аддис-Абебе. Визит, скорее всего, состоится уже в следующем году.
При сотрудничестве со странами «черной» Африки необходимо также учитывать религиозный фактор, поскольку церковь и религия в них играют очень важную роль. То есть должен констатировать, что диалог Армении с африканскими странами не может оставаться на нынешнем уровне, его необходимо стимулировать, поскольку существует большой потенциал не только для налаживания политического, но и экономического сотрудничества. Особенно с учетом того, что африканские страны заинтересованы в наращивании экономического сотрудничества с Арменией в различных сферах - обмене специалистами, в сферах здравоохранения, образования и почему бы и нет в сфере высоких технологий. Но в то же самое время, не стоит забывать и о коэфиценте риска работы со странами «черной» Африки. Однако, повторюсь, это не означает, что мы не должны предпринять шаги по активизации сотрудничества с африканскими странами.
Г-н Манасарян, в вопросах сотрудничества со странами «черной» Африки для Еревана приоритетом является политический или экономический компонент?
Я бы не стал отделять эти факторы друг от друга, оба компонента для нас очень важны. При голосовании важных для Армении вопросов оказывается, что Азербайджан поддерживают страны Организации исламской конференции, членами которой являются и страны «черной» Африки, так, что с этими странами надо серьезно работать. В то же время надо отметить, что импорт из Армении в африканские страны составляет всего 0,024%, а экспорт 0,7% и это с учетом стран арабской Африки. То есть совершенно очевидно, что потенциал сотрудничества Армении с этими странами не раскрыт, и в этом направлении также необходимо серьезно поработать. Если говорить о конкретных сферах сотрудничества, то, в первую очередь, Африка это континент традиционного экспорта тропических фруктов, есть потенциал для сотрудничества также в горнодобывающей промышленности, что касается Армении, то армянские товары химической и легкой промышленности на африканском континенте будут пользоваться успехом. Есть также опыт сотрудничества с Южно-Африканской Республикой в сфере обработки драгоценных камней, которое необходимо активизировать.
Существует ли статистика о том, сколько армян проживает на африканском континенте, и в каком состоянии находятся армянские общины в африканских странах?
К сожалению целостной статистики о проживании армян на африканском континенте нет. Если исключить арабскую Африку, по приблизительным подсчетам, можно сказать, что в странах «черной» Африки проживает порядка 5-6 тысяч армян, начиная с Судана, кончая ЮАР. Но можно констатировать, что где-бы армяне не находились о них говорят, они занимают хорошие позиции в бизнесе, различных общественных, социальных сферах. Суданская община в общей сложности состоит из 150 армян, но у нее есть своя церковь. школа, клуб. Практически все армяне занимают хорошие позиции в бизнесе, юриспруденции, консалтинге. В Эфиопии армянское присутствие насчитывается еще с 17-ого века. Опять же в Эфиопии проживает порядка 150 армян. Спустимся вниз по карте, также обнаружим армянские следы. Например, главный кардиолог Танзании армянин. А в Ливии владелец одного из двух предприятий по переработке артезианской воды также является армянином. В ЮАР армянская община насчитывает 1000-1500 человек, это в основнном эмигранты последней волны. В настоящее время из Армении нет потока эмиграции в африканские страны, армяне в основном переселяются в Африку из других армянских общин, например из Ливана. Кстати в Африке можно встретить чернокожих армян, прекрасно говорящих на армянском языке.
Г-н Манасарян, на африканском континенте существует лишь одно посольство Армении – в Египте, не планирует ли Ереван открыть новые диппредставительства на этом материке с учетом активизации отношений с африканскими странами?
Пока таких планов у внешнеполитического ведомства Армении нет. Да, действительно на африканском континенте функционирует лишь одно посольство Армении – в Египте, и оно неофициально покрывает весь континент, в этом плане посольство работает с большой нагрузкой, но говорить об открытии новых диппредставительств в других африканских странах, пока рано.
Перейдем к странам Азии, поскольку Вы курируете также отношения Армении с азиатскими странами, как Вы оцениваете сотрудничество Армении со странами азиатского континента?
С такими азиатскими странами, как Китай и Индия сотрудничество носит довольно интенсивный характер, особенно в политическом аспекте, страны удачно сотрудничают в международных структурах. Армения постоянно поддерживает позицию Китая, Пекин в свою очередь ведет очень сбалансированную позицию в вопросах, касающихся Армении, во всяком случае, можно констатировать, что Китай никогда не голосовал против Армении. Китай также оказывает Армении техническую помощь, за последнее время в республику было поставлено много китайской сельхозтехники. В ближайшее время Китай предоставит нам также машины скорой помощи и пожарные машины. Есть также договоренность об учебе армянских студентов в Китае, с 2011 года квота на учебы армянских студентов в Китае составит порядка 15 человек. В целом можно констатировать, что двустороннее сотрудничество динамично развивается, об этом свидетельствуют также участившиеся визиты делегаций двух стран. Экспорт из Китая в Армению составляет $250 млн, из Армении в Китай - $18 млн. Да это возможно неплохие цифры но не для такой страны с огромным потенциалом как Китай, надо ставить акцент на углубление двустороннего экономического сотрудничества. Во время визита премьер-министра Армении в Китай было представлено 25 инвестиционных проектов, мы заинтересованы в сотрудничестве с Китаем, но что очень важно, Китай также заинтересован в сотрудничестве с нами, свидетельством тому, является открытие института Конфуция в Ереване. Примерами успешного армяно-китайского сотрудничества являются ванадзорский завод «ЧинВан» и завод Шанси-Наирит.
Что касается Индии, то здесь ситуация аналогичная. Политическое сотрудничество находится на достаточно высоком уровне, есть сотрудничество в международных структурах, Индия поддерживает позицию Армении в различных вопросах, и, наоборот. Но опять же, все застопоривается на экономических отношениях. Потенциал экономического сотрудничества между двумя странами большой, а вот сотрудничество находится не на очень высоком уровне. В основном сотрудничество развернулось в сфере высоких технологий. В структуре товарообмена львиную долю занимает импорт индийских лекарств и буйволиного мяса. Импорт из Индии в Армению составляет $43 млн, экспорт – $2,7 млн. Но направлениями перспективного сотрудничества могут стать и химическая, и обрабатывающая, и легкая промышленности. Примером эффективного армяно-индийского сотрудничества является проект Hi Tech, который нацелен на то, чтобы стать региональным центром в сфере высоких технологий. Во время официального визита министра иностранных дел Армении Эдварда Налбадяна в Индию особый акцент будет поставлен на активизации двустороннего экономического сотрудничества.
Гораздо сложнее обстоят вопросы сотрудничества Армении с Японией в силу отсутствия соответствующей договорно-правовой базы. Низкий уровень сотрудничества можно было также мотивировать отсутствием посольств в двух странах, но недавно Армения восполнила этот пробел, и теперь в Японии функционирует посольство РА. Ждем ответного шага с японской стороны, во второй половине ноября в Армению приезжает делегация МИД Японии, и этот вопрос в обязательном порядке будет поднят. Что касается сотрудничества двух стран в международных организациях, то тут также не все гладко, как в случаях с Китаем и Индией. Но есть положительная динамика. В экономическом аспекте можно констатировать, что Япония является одним из основных доноров в экономику Армении. Но у этой страны невероятный потенциал, и Армения должна сделать все возможное и невозможное, чтобы наращивать сотрудничество с ней.
Что касается тех развитых стран, в которых Армения не представлена на уровне диппредставительств, и они также не представлены у нас в стране – это Южная Корея, Индонезия, Сингапур, то с ними мы должны работать на уровне двухсторонних визитов, через международные структуры, посольства в третьих странах. Но сотрудничество с этими странами должно быть наращено, поскольку у них большой потенциал.
Однако в планы Еревана пока не входит вопрос открытия посольств в этих странах.
“Скрипичная революция” в Москве